Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Дайджест журнала «Fishnews – Новости рыболовства». Журнал fishnews


Вышел очередной номер журнала «Fishnews – Новости рыболовства»

Новости03 апреля 2013 года

Новый номер журнала «Fishnews – Новости рыболовства» открывает интервью с губернатором Сахалинской области: Александр Хорошавин отмечает особое внимание, которое уделяется в регионе вопросам рыбопромышленного комплекса.

«Рыбная отрасль развивается достаточно динамично. Не стал исключением и 2012 год. При запланированном освоении водных биологических ресурсов в объеме 650 тыс. тонн предприятиями рыбохозяйственного комплекса Сахалинской области добыто 732,9 тыс. тонн и произведено рыбной и иной продукции в количестве 442,2 тыс. тонн», – привел показатели роста губернатор. Продолжает удерживать лидирующие позиции Сахалинская область и в сфере искусственного воспроизводства тихоокеанских лососей, активными темпами развивается рыбопереработка. В конце января в регионе была утверждена долгосрочная целевая программа по развитию прибрежного рыболовства и береговой инфраструктуры на 2013-2018 гг. Этот документ должен стать дополнительным стимулом для привлечения инвестиций в рыбную отрасль островного региона.

Еще один материал о рыбохозяйственном комплексе Сахалинской области посвящен ситуации в сфере лососеводства. С позиции бизнеса перспективы этой деятельности в регионе оценивает председатель Ассоциации лососевых рыбоводных заводов Сахалинской области Андрей Коваленко. Для защиты своих интересов предприятия, пополняющие запасы красной рыбы, активно используют преимущества консолидации. На сегодняшний день в состав областной ассоциации лососевых рыбоводных заводов входит большинство ЛРЗ региона. В интервью журналу «Fishnews – Новости рыболовства» руководитель объединения рассказал о том, какие меры необходимы для того, чтобы лососеводство укрепляло свои позиции, и какие шаги для этого намерено предпринять отраслевое сообщество.

Внимательно следит за инициативами по изменению отраслевого законодательства Ассоциация «Рыбопромышленный холдинг Карат», объединяющая 9 крупных компаний Северо-Запада России и Дальнего Востока. Тем более что власти неустанно разрабатывают все новые и новые предложения по изменению нормативно-правового регулирования в рыбохозяйственном комплексе. При этом инициативы, которые в рыбацком сообществе называют нужными и важными, нередко долго ждут своего часа, а поправки в законодательство, которые, по мнению рыбаков, подрывают основы стабильности рыбной отрасли, упорно продвигаются на самом высоком уровне. Об острых для отрасли вопросах и вариантах их решения рассуждает вице-президент Ассоциации «РПХ Карат» по международным вопросам Сергей Сенников.

Также в свежем номере журнала «Fishnews – Новости рыболовства» рассказывается о работе одного из крупнейших рыбопромышленных предприятий Камчатки – ЗАО «Акрос», – контрольный пакет акций которого в 2011 г. приобрели члены Ассоциации «Рыбопромышленный холдинг Карат». Слухи по поводу будущего предприятия ходили самые разные, однако новое руководство практически сразу заявило о твердом намерении усиливать позиции «Акроса» на рынке. Подробнее о происходящем в компании рассказал ее генеральный директор – Александр Исаков.

От вопросов региональных – к общероссийским: 18 марта в Москве состоялась коллегия Федерального агентства по рыболовству. Участники заседания подвели итоги деятельности Росрыболовства в 2012 г., рассмотрели проблемы адаптации отрасли к условиям ВТО и обсудили новую госпрограмму развития рыбохозяйственного комплекса, а также ошибки, допущенные при реализации завершившейся федеральной целевой программы. Пути преодоления сложностей в отрасли, которые видят представители государственных органов власти, в материале «Ситуацию обсудили коллегиально» обобщил корреспондент журнала «Fishnews – Новости рыболовства».

Пристальное внимание в настоящее время государство уделяет развитию рыбопереработки. Программные меры поддержки разрабатываются и принимаются на региональных уровнях, включаются в федеральные программы. Акцент при этом делается и на экологической стороне вопроса – переработчиков стремятся приучить не только к современным, но и безопасным технологиям. О том, какие решения готовы предложить производители рыбоперерабатывающего оборудования, на страницах журнала «Fishnews – Новости рыболовства» рассказывают региональный представитель компании «Альфа Лаваль» по Сибири и Дальнему Востоку Виталий Ханаш, коммерческий директор ООО «Технологическое оборудование» Игорь Гринцевич, директор российского официального представительства компании Nikko Максим Суклиян.

Неотъемлемым инструментом развития любых сфер экономики государства всегда остается иностранный опыт. В части рыбного рынка показательным примером для России по праву может считаться Норвегия, тем более что второй год подряд наша страна становится крупнейшим покупателем норвежской рыбы. В 2012 г. стоимость экспорта рыбы из Норвегии в Россию составила 820 млн. евро, что на 15% выше показателя за предыдущий год. Всего за десять лет потребление норвежской семги россиянами выросло в 15 раз. Каким образом норвежским экспортерам удается завоевывать новые рынки и обеспечивать высокий спрос на свою продукцию? На эти вопросы отвечает директор Норвежского комитета по рыбе в России Ян Эйрик Йонсен.

Не только интересным, но и полезным с практической точки зрения для российских рыбопромышленников является опыт другой страны – Дании. Известная по всему миру брокерская компания «Атлантик Шиппинг» уже много лет оказывает услуги в сфере покупки и продажи рыболовных судов и судов транспортного флота. С предприятиями из России компания работает почти 20 лет. За это время ее специалисты успели хорошо изучить тенденции на российском рынке: как отражались на спросе те или иные управленческие решения в рыбной отрасли, как менялся с годами подход к бизнесу среди российских рыбопромышленников. Обо всем этом в интервью журналу «Fishnews – Новости рыболовства» рассказал Иван Эйинссон-Эстурланд, ответственный за российское направление работы «Атлантик Шиппинг».

В новом номере журнала поднимаются и вопросы отраслевого образования. Не так давно завершил реорганизацию, объединившись с рядом средне-специальных учебных заведений, Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет. О перспективах и достижениях вуза, а также о проблемах, с которыми сегодня сталкивается отраслевое образование, читайте в интервью проректора Дальрыбвтуза по научной работе, доктора технических наук, профессора Валерия Богданова.

Однако, затрагивая вопросы работы промыслового флота и повышения эффективности рыболовства, нельзя забывать о безопасности – эти понятия неразделимы, уверены специалисты. «Реальность такова, что организация рыболовства в современном мире без обеспечения безопасной эксплуатации флота и предотвращения загрязнения окружающей среды попросту невозможна», – обращают внимание в своей статье на страницах журнала «Fishnews – Новости рыболовства» представители ОАО «Гипрорыбфлот».

Также «Fishnews – Новости рыболовства» предлагает читателям «прогуляться» по главному рыбному рынку Японии и, пожалуй, крупнейшему рыбному рынку мира – Цукидзи.

РИА Fishnews.ru

НазадМетки: дальний востоккамчаткамоскванорвегияросрыболовствояпония

fishnews.ru

Росрыболовство поручилось за поправки

Новости20 мая 2016 года

В Госдуме прошли парламентские слушания, где обсуждались недавно внесенные Правительством изменения в ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов». Дискуссия показала: у бизнес-сообщества и регионов остается немало замечаний к законопроекту.

Поправки для развития верфей

Открывая заседание, председатель комитета ГД по природным ресурсам, природопользованию и экологии Владимир Кашин отметил необходимость изменения государственной политики в отношении основных фондов, к которым в первую очередь относится флот. Он обратил внимание как на сокращение количества рыбопромысловых судов, так и на степень их износа. В еще худшем состоянии, по словам главы профильного комитета, находится береговая инфраструктура – переработка, порты и т.д.

«Основные фонды сегодня не в состоянии решить главную задачу – обеспечить качественной рыбопродукцией наше население», – заявил Владимир Кашин. Одним из вариантов выхода из этой ситуации он назвал «выделение 20% квоты на решение проблемы флота, на решение проблемы инфраструктуры», правда, уточнив, что государство способно поддержать рыболовецкий флот «не только за счет квоты».

Как сообщает корреспондент Fishnews, законопроект, содержащий пресловутую норму о квотах господдержки, накануне поступил в Госдуму и в ближайшее время будет разослан в регионы. При его доработке, по словам Владимира Кашина, в комитете намерены руководствоваться принципом «Не навреди!» Это касается как введения дополнительных обязательств для рыбаков в связи со строительством флота, так и изменения системы налогообложения рыбохозяйственных предприятий.

«Законопроект, который был разработан Минсельхозом и Росрыболовством, полностью исполняет поручение президента, принятое в рамках Госсовета», – прокомментировала поправки замруководителя Росрыболовства Яна Багрова. Она отметила, что тема выделения квот на инвестиционные цели неоднократно обсуждалась с участием представителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, рыбаков и даже независимых экспертов.

«На сегодняшний день мы считаем, что это правильное решение. Государство определяет условия игры, государство говорит: Нам нужны нормальные, хорошие рыбопромысловые суда, построенные на российских верфях. Если вы согласны на эти условия, идите стройте рыбопромысловые суда на российских верфях и за это вы получите дополнительные объемы, – озвучила позицию ведомства Яна Багрова. – Это очень правильное и грамотное решение, оно действительно будет направлено на развитие не только рыбной отрасли, но и на развитие наших верфей и смежных отраслей, которые связаны с судостроением».

Что касается порядка распределения инвестквот, то в Росрыболовстве готовы гарантировать его прозрачность и равный доступ к дополнительному ресурсу тех участников, которых устроят предложенные условия.

Не все регионы рады «охлажденке»

Другой резонансный блок изменений связан с реформированием прибрежного рыболовства. Замглавы Росрыболовства отметила, что переход к единому промысловому пространству «устранит искусственный барьер 12-мильной зоны» и позволит пользователю самостоятельно выбирать, в каком режиме и на каких условиях он будет осуществлять промысел. Поправки также выравняют условия для «прибрежников» и «океанистов» – путем введения санкций при облове прибрежной квоты за недоставку уловов на берег и за отключение ТСК.

«Пользователь сам определяет: хочешь идти в прибрежное рыболовство – выбираешь условия государства и при этом еще получаешь добавочный объем в виде коэффициента 1,2, не нравятся тебе эти условия, экономически для тебя не эффективны – осуществляешь промышленное рыболовство», – подчеркнула Яна Багрова.

Однако далеко не все регионы видят плюсы в новом формате прибрежки. Положительный эффект действующей нормы, допускающей доставку прибрежных уловов в замороженном виде, отметил министр агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области Алексей Коротенков.

«Поправки, принятые в закон о рыболовстве в 2013 году, привели к тому, что грузооборот рыбного порта Архангельск в части доставки прибрежных уловов к 2015 году увеличился с нуля до 4 тыс. тонн. Соответственно выросло и количество судозаходов», – констатировал Алексей Коротенков.

Ввиду удаленности районов промысла от побережья Архангельской области, Республики Карелия и Ненецкого автономного округа работа флота традиционно была сосредоточена на производстве мороженой продукции. Специализированных судов, выпускающих охлажденную рыбу, у местных предприятий, а это в основном рыболовецкие колхозы, попросту нет. А значит им одна дорога – в промышленное рыболовство, что автоматически означает потерю 20% квот на инвестиционные цели и новые сокращения за счет прибавки объемов тем прибрежникам, у которых найдутся специализированные суда, способные доставлять уловы в охлажденном виде, и которые повезут их в Мурманск.

Алексей Коротенков обратил внимание, что пункт о доставке уловов в порты исключительно в охлажденном виде не вошел в окончательный перечень поручений президента по итогам «прямой линии». Хотя в законопроекте он присутствует. «Очевидно, что к решению таких вопросов следует подходить с учетом региональной специфики», – выразил мнение представитель Архангельской области.

По его словам, в тексте законопроекта, в отличие от предыдущих версий, нет привязки к обязательной доставке прибрежных уловов на рыбофабрики. «Таким образом нет гарантий полной и реальной загрузки производственных мощностей переработки. Вероятнее, рыба будет отправляться в торговые сети центральной России и реализовываться с просроченными сроками хранения», – высказал опасения министр.

Схожей точки зрения придерживается и председатель правления Межрегиональной ассоциации прибрежных рыбопромышленников Северного бассейна Валентин Балашов. Он указал, что короткий срок хранения и реализации рыбы в свежем и охлажденном виде – всего 10 дней - делает «прибрежку» бессмысленной, когда только переход судна до района промысла занимает не меньше двух суток. «Естественно, на два дня никто в море выходить не будет. Я полностью согласен с регионами, это просто крест на прибрежном рыболовстве четырех субъектов», – уверен глава отраслевого объединения.

Квоты для поощрения рантье?

Росрыболовство изначально позиционировало поправку о продлении срока действия договоров о закреплении долей квот с нынешних 10 до 15 лет как шаг государства навстречу рыбакам. В рамках этой нормы наконец-то дано определение исторического принципа и предусмотрена пролонгация договоров, которые заканчиваются в 2018 г., заострила внимание Яна Багрова.

Квоты на 15 лет действительно ни у кого не вызвали возражений, но вот механизм продления договоров уже выглядит сомнительным. «Дальнейшая пролонгация долей квот на будущий период будет сделана без учета объемов вылова. Это совершенно неправильно, потому что десять лет работы уходит непонятно куда, и мы получим те же доли, которые были в 2008 году. Это абсолютно необъективно хотя бы с точки зрения борьбы с предприятиями, которые торгуют квотами, – они останутся с теми же объемами», – напомнил о проблеме «квотных рантье» вице-президент Ассоциации рыбопромышленников Сахалина Владимир Измайлов.

Он также предложил не питать иллюзий по поводу 20% квот, которые будут выделяться под инвестиционные проекты, поскольку этот ресурс не обеспечит необходимого объема капитальных вложений для развития и масштабного строительства флота. Задача «квот господдержки», по мнению Владимира Измайлова, в том, чтобы дать возможность предприятиям эффективно работать и выплачивать кредиты, взятые под строительство. Но эти кредиты необходимо предоставлять на льготных условиях, как это происходит во всем мире.

В свою очередь председатель правления Союза рыбопромышленников Севера Владимир Григорьев указал, что квоты на инвестиционные цели, исходя из концепции, представленной Росрыболовством, будут, по сути, разовой акцией, которая коснется только узкого круга лиц, успевших построить суда с момента вступления в силу предлагаемых изменений и до 2021 г. по одобренным межведомственной комиссией проектам. «Основная масса рыбаков останется за бортом и потеряет 20% квот на основные на Северном бассейне промысловые объекты – треску и пикшу», – считает эксперт.

«Сколько судов успеют построить за эти три года наши судостроители? Может быть, 10-15. А весь остальной флот останется старым, поскольку финансировать строительство рыбакам уже будет нечем. В результате создаются заведомо неравные условия модернизации и обновления рыбопромыслового флота в России», – предостерег Владимир Григорьев. По его словам, в условиях ограниченной ресурсной базы потеря 20% квот приведет многие, особенно небольшие предприятия к банкротству.

«То, что мы видим сейчас в законопроекте, разработанном Минсельхозом и Росрыболовством, – это не реализация поручений президента. Там реализуются всего три поручения президента, а остальное – это создание глубоко эшелонированных схем для расхищения рыбных ресурсов и передачи их в другие руки. У одних отнять, другим дать – президент не дает такого указания, – не сдерживал возмущения заслуженный работник рыбного хозяйства России Вячеслав Зиланов. – Задача государственной экономической политики – это формирование устойчивых правил игры с поощрением долгосрочных инвестиций, а сейчас два года отрасль трясет, как в лихорадке».

Недовольство рыбаков вызывает и огромное количество нормативно-правовых актов, которые предстоит выпустить, чтобы закон заработал. Потребуется принять 25 постановлений правительства и четыре приказа Минсельхоза, в также внести изменения в ряд действующих документов. Поскольку проектами постановлений разработчики закона с общественностью до сих пор не поделились, провести полноценную оценку регулирующего воздействия законопроекта и просчитать его социально-экономические последствия невозможно.

Альтернативные маршруты

Впрочем, как выяснилось, инвестиционные квоты в нынешнем виде – не единственный путь к обновлению флота. Владимир Григорьев напомнил, что при обсуждении законопроекта предлагался альтернативный вариант – ограничить срок полезного использования судов рыбопромыслового флота 35 годами с последующим, через 10-15 лет, переходом на промысел только судами, построенными на российской территории.

«Такая норма стимулировала бы обновление всего флота в России и не требовала бы большого принятия новых подзаконных актов», – пояснил председатель правления Союза рыбопромышленников Севера, отметив, что строительство в первую очередь пришлось бы начать компаниям, которые имеют самый устаревший парк судов и последние годы не инвестировали в их замену и модернизацию.

О внесении в Госдуму альтернативного законопроекта, направленного на реализацию поручений президента, на слушаниях объявила и фракция «Справедливая Россия». «Нормы, предлагаемые нами, стимулируют строительство промысловых судов на российских верфях без изъятия квот у кого-либо и возлагают полную ответственность за обновление производственных фондов на судовладельцев. Предусмотрен механизм передачи части полномочий по организации прибрежного рыболовства в субъекты РФ, что является основой развития приморских территорий», – изложил суть поправок депутат Сергей Доронин.

В результате, по его словам, потребуется издание всего одного постановления Правительства – о порядке исполнения обязательств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по использованию ими до 20% квот добычи ВБР на инвестиционные цели. Законопроект «эсеров» тоже предусматривает увеличение срока закрепления долей квот до 15 лет. Однако в нем предусмотрено положение, согласно которому рыбодобытчики обязуются поставлять «определенную долю ежегодно добываемых рыбных ресурсов, размер которой определяется правительством, на территорию РФ с целью их последующей реализации на внутреннем рынке».

Крайне жестко по отношению к внесенному правительством пакету поправок высказался президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров Александр Фомин. Законопроект не учитывает интересы страны и искажает поручения президента по итогам Госсовета, считает он.

От инвестиционных квот пострадают все: от предприятий океанического рыболовства, выпускающих высококачественное рыбное филе, - они лишатся до 40% квот, до «прибрежников», у которых отберут 20%, а потом поманят повышенным коэффициентом, обязав поставлять на берег охлажденную рыбу. «При нынешних административных барьерах, никаких 20% квот не хватит для компенсации этих издержек. И ровно через год мы вновь соберемся, когда поймем, что никакой рыбы на берегу вообще нет и не будет», – предупредил руководитель ВАРПЭ.

В части прибрежного рыболовства позиция рыбацкого сообщества полностью совпадает с позицией приморских субъектов. «Прибрежное рыболовство – это дело регионов, и они должны определять правила – в каком виде и сколько этой продукции должно быть привезено на российский рынок. Но никак не отдать это на усмотрение самих рыбаков, рыбаки бывают разные, и с тем чтобы чиновники в Росрыболовстве каждый год определяли: это – туда, а это – не туда», – эти слова Александра Фомина участники слушаний встретили аплодисментами.

Он также попросил парламентариев внимательнее отнестись к замечаниям регионов и отраслевых объединений. «Нам, например, очень нравятся те предложения, которые озвучила «Справедливая Россия», – заявил президент ВАРПЭ. – Уверяю вас, их поддержит большая часть рыбаков».

Тем не менее представитель Росрыболовства отнеслась к прозвучавшей критике скептически. «На сегодняшний день замечания есть, но конкретики нет», – заметила Яна Багрова, добавив, что многие претензии исходили от лиц, «которые даже не читали законопроект, что очень печально».

Со своей стороны Владимир Кашин назвал дискуссию в целом полезной и плодотворной. «Мы еще раз убедились, что есть над чем работать по всем направлениям, которые обозначены, – резюмировал председатель комитета. – Безусловно, каждая статья будет прорабатываться. Надо садиться, и все, где мы сомневаемся, прописывать. И у нас время есть, его, правда, не так много».

Fishnews

НазадМетки: варпэмурманскправительстворосрыболовствосахалин

fishnews.ru

Дайджест журнала «Fishnews – Новости рыболовства»

Новости12 апреля 2010 года

Темы номера: итоги работы отрасли в 2009 г., обновление флота, проблема хранения уловов, опыт развития рыбных регионов Сахалина и Камчатки, задачи рыбоохраны и многое другое.

Путей, ведущих на широкую дорогу эффективного и стабильного развития, множество. Также, впрочем, как и самих «путников», выводящих свое дело – будь то частный бизнес или целая отрасль экономики – на цивилизованную магистраль. Но, как можно догадаться, качество и длина этих троп далеко не одинаковы. Сверку маршрутов и выбор общего направления дальнейшего движения государство и бизнес-сообщество провели на ежегодном расширенном заседании Коллегии Росрыболовства 15 марта в Москве. Подробнее об итогах работы отрасли и перспективах на текущий год читайте в свежем номере журнала «Fishnews – Новости рыболовства».

Каждый доклад или статья на тему обновления рыбопромыслового флота начинается с печальной статистики и мрачных прогнозов, поэтому нет смысла перечислять давно известные всем цифры. Гораздо интереснее, хотя бы бегло отметить: а что же изменилось с тех пор, когда о старении флота как о реальной опасности заговорили не только в рыбацкой среде, но и в верхах власти. Мнение главного редактора «Fishnews – Новости рыболовства» читайте в этом номере журнала. Продолжают тему еще две публикации – два взгляда на существующую проблему не со стороны, но из-за границы. Первый – из рыболовной державы Норвегии, а второй – мнение нашего соотечественника в КНР, стране, вышедшей в мировые лидеры судостроения.

Рыбохозяйственный комплекс играет в экономике Камчатского края ведущую роль, от результатов его работы в значительной степени зависит социально-экономическое положение региона, отмечает министр рыбного хозяйства Камчатского края Владимир Галицын. Этот базисный фактор стал отправной точкой его интервью для журнала «Fishnews – Новости рыболовства». Его сахалинский коллега Сергей Карепкин делится своим рецептом повышения эффективности работы предприятий рыбной отрасли: в минувшем году вылов биоресурсов рыбаками Сахалина увеличился более чем на треть.

Несмотря на тяжелые стартовые условия, отрасли удалось восстановить рыбоохрану, заверил Андрей Крайний, подводя итоги деятельности подразделений Росрыболовства в 2009 году. Вместе с тем и руководитель отрасли, и полномочный представитель Президента РФ по ДФО Виктор Ишаев в своих выступлениях по данному вопросу, в первую очередь, указывали на недостатки, существующие в сфере охраны водных биоресурсов. Наиболее проблемной зоной по количеству преступлений в области рыболовства по-прежнему остается исключительная экономическая зона Российской Федерации и регионы Дальнего Востока. О взаимодействии Росрыболовства, МВД и Пограничной службы в этом направлении журналу «Fishnews – Новости рыболовства» рассказывает заместитель руководителя Федерального агентства по рыболовству Вячеслав Бычков.

Щедрая природа не обделяет нас своими подарками, но готовы ли мы ими воспользоваться? Вспомним рекордную по своим уловам лососевую путину прошлого года. Не хватало холодильников, возникли проблемы и с вывозом… Что в итоге? Убытки, связанные с порчей продукции, с необходимостью быстрее (пусть и в ущерб цене) реализовать рыбу оптовым покупателям. Как сегодня обстоят дела в сфере промышленного холода? Строят ли рыбохозяйственные предприятия новые склады? Является ли цена решающим фактором при выборе оборудования? Ответить на эти и вопросы журналу «Fishnews – Новости рыболовства» помогают эксперты в области технологического оборудования для рыбопереработки.

РИА Fishnews.ru

НазадМетки: КНРдальний востоккамчаткамоскванорвегияросрыболовствосахалинсудостроение

fishnews.ru

Дайджест журнала «Fishnews – Новости рыболовства»

Новости31 августа 2011 года

Вышел из печати свежий номер журнала «Fishnews – Новости рыболовства». Центральная тема выпуска – дальневосточная лососевая путина.

Открывает номер журнала интервью с губернатором Сахалинской области. Александр Хорошавин рассказывает о крупных проектах развития рыбохозяйственного комплекса в регионе, обрисовывает текущую ситуацию по проблеме рыбопромысловых судов, построенных под гарантии Правительства, сообщает об итогах конфликта, вызванного судебными исками теруправления Росрыболовства о расторжении договоров на рыбопромысловые участки и подводит промежуточные итоги лососевой путины.

Один из рыбопереработчиков Сахалинской области, Сергей Ренжин, характеризуя нынешнюю путину, отметил, что его предприятие обеспечено сырьем «на 200%», а областные программы позволяют компенсировать часть затрат на уплату процентов по кредитам. По инвестиционным кредитам идет гашение 100% от ставки рефинансирования, по кредитам на пополнение оборотных средств – 50 %. Подробности о жизни сахалинской переработки – «Реальная основа для масштабных планов» – в свежем номере журнала «Fishnews – Новости рыболовства».

Неотъемлемый процесс путины – приемка, переработка и перегруз продукции в море. Наш корреспондент на судах «Океанрыбфлота» воочию смогла убедиться в том, насколько это трудоемкие и ответственные операции, о всех деталях которых она поделилась с читателями. Всего по итогам путины 14 БАТМов «Океанрыбфлота» приняли 29 тыс. тонн лосося – фантастический результат даже для такого рыбного года. В среднем за одни судосутки на борт брали 74 тонны сырья.

Камчатка показала в этом сезоне лучшие результаты по добыче лососевых, о чем свидетельствуют и другие репортажи наших корреспондентов с мест событий.

Компания «АКРОС» выставляет на приемку лосося высококлассные суда, оснащенные технологически современным обрабатывающим и морозильным оборудованием. «Но самое главное – это отношение людей к качеству продукции, с которой они работают. А она на филейных траулерах норвежской постройки и судах ярусного промысла, – очень высокая», – отмечает начальник экспедиции ЗАО «АКРОС» Иван Широков. – «За прошедшие два года произошел заметный рост береговой переработки в регионе, – продолжает он. – Это хорошо заметно со стороны моря: на фоне серых поселков видны новые заводские постройки холодильников, перерабатывающих цехов. Видно, что Камчатка активно работает над развитием собственных производственных мощностей, но все же без переработки на морских судах нам не обойтись».

О том, как в действительности происходит развитие береговой переработки на Камчатке, еще один материал журнала «Fishnews – Новости рыболовства». Он переносит читателя в район поселка Пахачи в Олюторском заливе. «Строительство нового завода закончили перед самой путиной-2011, – рассказывает генеральный директор ООО «Дельфин» Перт Петрик. – Только запустили холодильник, как пошла рыба. На сегодняшний день производство полностью автономно: четыре генератора вырабатывают электричество, действует своя водоочистная станция, которая еще дополнительно фильтрует воду, поступающую из деревни. На территории расположены холодильные склады и рефконтейнеры для хранения 3 тыс. тонн рыбопродукции. К середине июля выработку удалось довести до 65 тонн в смену, или 130 тонн в сутки, при проектной мощности в 180 тонн. Могло быть и больше, но американская автоматическая линия для разделки лососей оказалась крайне капризной в эксплуатации».

В свежем номере журнала можно найти немало публикаций, посвященных перерабатывающему оборудованию. Среди них и новинки известных марок, и хорошо зарекомендовавшие себя на практике устройства.

Из материалов свежего номера журнала «Fishnews – Новости рыболовства» также можно узнать, как получить трехмерную картинку морского дна в режиме реального времени, какой характер должны носить отраслевые выставки, почему не стоит экономить на орудиях лова и чем живет сегодня одно из старейших рыбопромышленных предприятий Камчатки и Дальнего Востока – рыболовецкий колхоз им. Ленина.

РИА Fishnews.ru

НазадМетки: выставкадальний востоккамчаткалососьправительстворосрыболовство

fishnews.ru

Квоты как мотив к инвестициям

– Илья Васильевич, одно из поручений президента по итогам заседания президиума Госсовета – о порядке распределения квот для целей обновления флота и развития рыбопереработки. Ваше ведомство уже разработало свои предложения?

– Да, мы подготовили предложения о порядке распределения 20% квот на инвестиционные цели. Изначально была поставлена задача разработать понятный, прозрачный механизм, который бы четко регламентировал процесс оказания государственной поддержки предприятиям, построившим рыбопромысловые суда на российских верфях и береговые рыбоперерабатывающие фабрики. Консультации по этому вопросу мы вели с представителями отрасли еще при подготовке самого законопроекта о внесении изменений в закон о рыболовстве, предусматривающих стимулы для инвестирования в отрасль.

Предполагается выделение до 5% на стимулирование строительства объектов переработки, остальные 15% – на поддержку строительства судов на российских верфях. На случай, если квота для целей развития переработки окажется не полностью востребованной, будет предусмотрен механизм, позволяющий направить неиспользованную квоту на строительство судов. Выделяемые объемы будут ранжироваться по типу, мощности и размеру судна, наличию перерабатывающего оборудования, включая мощности по производству рыбной муки. Квота должна повысить эффективность промысла, но при этом она не будет обеспечивать полную экономическую загрузку судна – это нужно для того, чтобы распространить меру поддержки на как можно большее число проектов. В ближайшее время предстоит согласовать с Минпромторгом уровень локализации при строительстве флота и график повышения ее уровня на среднесрочную перспективу.

Для строительства крупно- и среднетоннажных судов предлагаем предоставлять квоту для осуществления рыболовства в рамках единого промыслового пространства на Дальнем Востоке пропорционально во всех зонах промысла и в Баренцевом море, для малотоннажных – только в тех зонах, в которых такие суда могут работать с учетом требований безопасности.

Что касается переработки, то будет предусмотрена методика оценки таких проектов. При этом считаем необходимым поддерживать крупные предприятия, внедряющие современные технологии и имеющие социальную значимость для региона и страны в целом.

Выделение квот позволит мотивировать участников отрасли к долгосрочному инвестированию, тем самым обеспечит появление новых рабочих мест и увеличение налоговых отчислений, приведет к наращиванию объемов добычи водных биоресурсов. Тем более что этот инструмент будет работать вместе с рядом других механизмов, направленных на повышение эффективности отрасли и доступности рыбной продукции для населения.

– Еще одно поручение – о запрете на закупки для государственных и муниципальных нужд отдельных видов импортируемой рыбной продукции. Какие варианты ограничений могут быть рассмотрены? О каких объемах может идти речь?

– Такой механизм сейчас дорабатывается Минсельхозом с Минэкономразвития и Федеральной антимонопольной службой. Речь идет о проекте постановления Правительства «Об установлении запрета на допуск продуктов пищевых, происходящих из иностранных государств, при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В перечень входит более двадцати наименований продуктов питания, в том числе рыба.

Планируется, что на торгах будет предоставляться приоритетное право производителям отечественной продукции по принципу «третьего лишнего». Если подано как минимум две заявки от России или других стран Евразийского экономического союза, то заявка с импортными продуктами отклоняется.

Государственный и муниципальный заказ очень большой по своим объемам – это и детские сады, и образовательные школы, и система исправительных учреждений, и больницы, и армия. По нашим оценкам, примерно половина объема госзакупок приходится на низкокачественную, хотя и более дешевую, китайскую и вьетнамскую продукцию.

Речь идет примерно о 150 тыс. тонн рыбной продукции. Поэтому введение ограничений на закупки импорта – это хорошая возможность увеличить поставки уловов, добытых российскими рыбаками, на внутренний рынок. Правильно, чтобы рыба, которая покупается на бюджетные деньги, закупалась именно у отечественного производителя. Сегодня мы добываем 4,2 млн. тонн, поэтому ресурсов достаточно.

– Изменения могут коснуться и правил ведения промысла. В частности, рассматривается вопрос о целесообразности установления единого промыслового пространства. Какова ваша точка зрения на этот счет?

– При разработке законопроекта о внесении изменений в закон о рыболовстве мы предусмотрели введение единого промыслового пространства для осуществления промышленного и прибрежного рыболовства. Сегодня отраслевой закон содержит ряд противоречий, коллизий, связанных с предоставлением юридическим лицам объемов для осуществления промышленного и прибрежного видов рыболовства. При этом режим прибрежного рыболовства не отвечает целям и задачам, определенным государством в части насыщения отечественного рынка рыбопродукцией. По сути, сейчас практически отсутствует разница между промышленным и прибрежным рыболовством. Мы же предлагаем четко разграничить эти режимы по условиям доставки.

Так, при прибрежном рыболовстве рыбаки берут на себя обязательства по доставке для переработки рыбы в живом, охлажденном или замороженном виде на российский берег. Рыбаки, которые пойдут на эти условия, получат увеличение в абсолютном выражении квоты на конкретный год.

Учтена специфика рыболовства на Дальнем Востоке – удаленность районов промысла от населенных пунктов. А именно – урегулирован вопрос о возможности осуществления на судах заморозки уловов и доставки их в прибрежные регионы на дальнейшую переработку. В связи с этим предусматривается наделение прибрежных субъектов Федерации полномочиями по контролю за доставкой уловов на рыбоперерабатывающие заводы.

– А есть ли какое-то продвижение по проекту рыбного кластера?

– Нашими специалистами доработан проект концепции по созданию Дальневосточного рыбного кластера. Предлагается создать систему кластерных дивизионов, учитывая сильные стороны каждого из регионов и экономическую целесообразность проектов. В том числе взяты в расчет те проекты, которые уже заявляет бизнес.

В частности, сейчас мы ориентируемся на создание четырех основных дивизионов – Приморского, Сахалинского, Курильского и Камчатского. В Приморье необходимо создать основной торгово-логистический хаб с современными рыбными холодильниками. Дополнительная потребность в емкости холодильников на первом этапе оценивается в 60-70 тыс. тонн. В этом же регионе есть проект по строительству завода по переработке нашей основной промысловой рыбы – минтая, а также других видов рыб. Будет выпускаться филе по самым современным технологиям, мороженые полуфабрикаты, отвечающие современным потребительским предпочтениям. Кроме того, в число приоритетных направлений будет входить организация производства инновационной продукции из водных биоресурсов – для использования в фармацевтике, пищевом производстве, сельском хозяйстве и так далее. Здесь также надо создавать центр по развитию марикультуры.

Платформой Камчатского региона станет бассейновая база добывающего флота, включая судоремонт. И, конечно, на Камчатке, Сахалине и других островах целесообразно развивать переработку, в первую очередь лососевых. Кроме того, в общую структуру встраивается и проект рыбных аукционов, который недавно начал реализовываться на Сахалине.

Между всеми дивизионами будет обеспечиваться координация. Для этого будет создана единая управляющая структура. В число ее задач войдет и поиск инвесторов.

– А с точки зрения логистики и портовой инфраструктуры каких изменений стоит ожидать?

– Основные рыбные терминалы морских портов будут модернизированы. Для осуществления этой задачи необходимы такие условия договоров аренды или эксплуатации причалов, которые обеспечили бы реальное осуществление инвестиций при соблюдении паритета интересов государства и бизнеса.

Если говорить о первоочередных проектах в области логистики, то планируется создание сети оптово-распределительных центров, в которую будут интегрированы Дальневосточный рыбный кластер, комплексы в Новосибирской, Московской и Владимирской областях. Часть средств на реализацию проекта заложено в государственной программе по линии Минсельхоза, начиная с 2016 года.

– В перечне поручений президента есть задача по оптимизации контроля за промыслом с помощью внедрения новейших технических средств. Что уже сделано в этом направлении?

– Повышение точности и оперативности информации из районов промысла – важнейшая задача. От этого зависит зачастую не только эффективность контроля за законностью вылова и борьбы с ННН-промыслом, но и жизни людей. Мы работаем в этом направлении. Наше подведомственное ФГБУ «ЦСМС» разработало современный программно-технический комплекс «Электронный промысловый журнал». Его внедрение включено в план мероприятий отраслевой госпрограммы.

В прошлом году система прошла первый этап опытно-промышленной эксплуатации в Дальневосточном и Северном бассейнах на коммерческих и научно-исследовательских судах. В тестируемый период суда подавали судовые суточные донесения с использованием электронного промыслового журнала и электронной подписи. Во время тестирования был выявлен ряд недочетов, получены предложения от пользователей о расширении возможностей системы, например, о совмещении системы журнала с установленными на судне дополнительными внешними устройствами – с электронными весами и средствами навигации. Но, в принципе, предварительные итоги свидетельствуют о корректности передаваемой информации и возможности применения электронной подписи.

Так как каналы связи и передачи требуют от судовладельцев значительных расходов, мы обратились в Минкомсвязи России для получения исчерпывающей информации обо всех возможных каналах и тарифах – с тем чтобы подготовить рекомендации. Кроме того, сейчас прорабатывается вопрос о включении в планы наших образовательных учреждений программы обучения судоводителей и технологов вопросам практического использования программно-технического комплекса уже с 2016 года. Уже в следующем году планируется установка обновленного программного обеспечения на суда для проведения повторной опытной эксплуатации.

Недавно была создана рабочая группа, перед которой поставлена задача разработать комплекс мер по совершенствованию, повышению качества отраслевой системы мониторинга. Внедрение электронного промыслового журнала будет лишь частью этого процесса.

Журнал « Fishnews – Новости рыболовства»

Декабрь 2015 г.

fishnews.ru

Наша задача – искать общие подходы

ГОТОВЫ РАБОТАТЬ СО ВСЕМИ

– Максим Георгиевич, Сахалинская область давно считается регионом с большим числом рыбацких объединений. Причем многие из них достаточно активны. Как зародилась идея создания общей ассоциации? Какова ее концепция?

– Сами рыбаки пришли к выводу, что разрозненность никому не принесет пользы. Несмотря на большое количество отраслевых объединений в нашем регионе, проблемы у нас в целом одни и те же. Две основные большие организации – Ассоциация «Союз рыболовецких колхозов и предприятий Сахалинской области» и Ассоциация рыбопромышленников Сахалина – работают, в общем-то, в одной плоскости. Более того, есть предприятия, которые состоят и в АСРКС, и в АРС.

Поэтому решили создать одну большую представительную ассоциацию, куда смогут войти все заинтересованные предприятия региона. Вопрос о консолидации сначала вынесли на рассмотрение Ассоциации «Союз рыболовецких колхозов и предприятий Сахалинской области», а затем – Ассоциации рыбопромышленников Сахалина.

Хочу сказать, что многие рыбаки, узнав, что мы собираемся выступать единым фронтом, пришли к нам и написали заявление с просьбой о включении в общую ассоциацию. Вокруг общей идеи удалось объединить порядка 50 основных предприятий-добытчиков Сахалина и Курил. Это не только прибрежный лов (на долю наших предприятий по нему приходится не менее 70%), но и океанический, шельфовый промысел – 80% от объема добычи предприятий региона.

– В Сахалинской области созданы районные рыбопромышленные ассоциации. Как будет строиться работа с ними?

– У нас действительно продолжают работать ассоциации на уровне муниципальных образований. Отмечу, что некоторые объединения выражают желание вступить в нашу большую, объединенную организацию. Такое доверие говорит о том, что мы в состоянии решать и решаем масштабные задачи рыбохозяйственного комплекса нашего региона. Полагаю, мы сможем найти общие точки соприкосновения и с другими объединениями нашей области для решения общих вопросов.

Большое внимание уделяется аквакультуре. Ассоциация лососевых рыбоводных заводов Сахалинской области занимает активную позицию по стоящим перед рыбоводами проблемам. Многие предприятия, которые занимаются воспроизводством лосося, входят и в нашу ассоциацию, поэтому мы тоже видим, какие в этой сфере есть сложности.

В целом вопросов в рыбной отрасли много, все они требуют своего разрешения, квалифицированного подхода. На конференции, которая проводилась в июле в Южно-Сахалинске по техническим регламентам и ветеринарной сертификации, было отмечено, что работать нужно через крупные отраслевые объединения. Зачастую, к сожалению, рыбаки не видят того, что делают органы власти, занимающиеся нормотворчеством. А те, в свою очередь, не совсем понимают проблемы, которые есть у предприятий. Через ассоциации можно поддерживать двустороннюю связь.

– Вы упомянули, что ряд участников вашей организации входят также в Ассоциацию лососевых рыбоводных заводов (АЛРЗ). Я так понимаю, в тесном сотрудничестве будете решать общие вопросы?

– Конечно. У аквакультуры своя специфика. Для рыбоводства издан собственный закон, под него принимаются нормативные акты. Это большая, комплексная работа, которая касается всех. Отмечу, что мы как представители добывающих предприятий заинтересованы в возможности многоцелевого использования акваторий – и под рыболовство, и под аквакультуру. Процессы, происходящие с ресурсами тихоокеанских лососей, требуют, чтобы рыбопромышленники перестраивали свой бизнес. Один из вариантов – заняться аквакультурой. Это бы серьезно выручило, например, рыбаков Анивского района. Вопрос многоцелевого использования участков давно обсуждается на разных площадках, но пока, к сожалению, не сдвинулся с места.

– Тем более о возможности использовать рыбопромысловые участки под рыбоводство говорят не только на Сахалине, но и в других регионах. Отмечают: есть акватории, есть интерес у бизнеса, но законодательство не позволяет решить этот вопрос.

– Да, но закон, думаю, должен корректироваться, если того требуют реалии. Это не по-хозяйски, когда рыбопромысловый участок, на котором нет добычи тихоокеанских лососей, нельзя использовать в других целях, для аквакультуры. Полагаю, что регулятор обратит внимание. Мы в очередной раз попытаемся поднять этот вопрос и, думаю, сможем достичь желаемого результата. Надеемся на помощь и администрации Сахалинской области, и главной отраслевой ассоциации – ВАРПЭ.

– Регулятор уже предлагал законопроект, призванный обеспечить возможность осуществления аквакультуры на РПУ.

– Нужно понять, какие причины мешают принятию этой нормы. И, разобравшись, предложить какие-то решения. Ведь просто говорить «Обеспечьте нам такие изменения» неправильно. Будем искать варианты.

– Сегодня ассоциация объединяет много игроков, понятно, что речь идет о бизнесе, у всех свои интересы, могут быть и противоречия. Как вы видите перед собой задачу по поиску консенсуса, по решению общих вопросов?

– Добыча тихоокеанских лососей всегда была для Сахалинской области сложной темой, и для федеральных органов власти, и для администрации региона. У нас действительно очень много предприятий, которые занимаются промыслом, переработкой лососевых. У каждого свое видение процессов, речь идет о допуске к ресурсу, а его становится все меньше, и накал страстей растет.

Как мне кажется, задача нашей единой ассоциации – попытаться решать возникающие вопросы внутри рыбацкого сообщества. Если мы будем разобщены, нас просто не услышат. Нужно вырабатывать свои консолидированные решения и предлагать их органам власти, чтобы они могли, оценивая их с точки зрения закона, смотреть на возможность принятия.

Показательной в этом году стала ситуация с заливом Терпения: рыбакам удалось в определенной степени консолидироваться, они предлагали сокращение количества ставных неводов, проходные дни, понимая, что промысел может быть совсем закрыт.

Кстати, мы ни от кого не отворачиваемся, готовы со всеми работать, в том числе и с теми предприятиями, которые не состоят в ассоциации. Стараемся вникать в проблемы, помогать словом и делом.

– Для каждой ассоциации важно, с какими властными структурами, бизнес-объединениями она наладила диалог. Какой багаж наработан на сегодняшний день у вашей организации? И какие планы по сотрудничеству с госструктурами и коллегами по России?

– Изначально мы рассказали о работе по объединению рыбаков губернатору Сахалинской области, который, как известно, активно помогает рыбацкому сообществу в решении вопросов. Олег Кожемяко нашу инициативу поддержал. Анатолий Макоедов, заместитель председателя правительства региона, также считает важной работу по консолидации. Он, конечно, нам помогает в этих вопросах.

Мы также уже представились заместителю министра сельского хозяйства – руководителю Росрыболовства Илье Шестакову. В нашем регионе в промысловой экспедиции он дал старт добыче сардины-иваси и скумбрии. Для рыбаков это было знаковое событие. Отмечу, что Сахалин активно включается в промысел перспективных объектов. Илья Васильевич сказал, что решение о консолидации правильное, нужно объединяться.

Встречались мы с начальником Пограничного управления ФСБ России по Сахалинской области Сергеем Кудряшовым, с начальником сахалинской нацгвардии Вадимом Клеповым.

Считаю, что необходимо иметь соглашения о взаимодействии со всеми органами власти, которые имеют отношение к отрасли. Ассоциация должна быть представлена на всех площадках, где так или иначе затрагиваются интересы рыбаков. Мы такую работу ведем.

В перспективе хотим привлечь в ассоциацию независимых экспертов по различным направлениям в области рыболовства. Очень надеемся на сотрудничество с нашим основным отраслевым институтом СахНИРО, рассчитываем привлечь его в наше объединение.

Планируем также наладить взаимодействие с Сахалинским государственным университетом, пригласить его специалистов для диалога на наших площадках. Задачи для себя ставим большие и амбициозные.

– Налажено и взаимодействие с областным бизнес-омбудсменом Андреем Коваленко.

– Да, мы заключили соглашение, трехстороннее: наше объединение, Ассоциация лососевых рыбоводных заводов и институт уполномоченного по защите прав предпринимателей. Недавно Андрей Сергеевич стал общественным представителем бизнес-омбудсмена при президенте РФ в сфере рыболовства и аквакультуры. Думаю, это сделает наши отношения еще более плотными. Будем работать в одном направлении.

– С ВАРПЭ также сотрудничаете?

– С президентом Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров Германом Зверевым у нас сложились хорошие отношения. Мы, в свою очередь, надеемся на конструктивное взаимодействие. Потому что не всегда из регионов видно те тенденции, которые есть на федеральном уровне. ВАРПЭ как раз отслеживает и понимает эти направления.

НЕ ПЕРЕГРУЖАТЬ РЫБАКА

– В преддверии лососевой путины, в апреле, вы попросили федеральный центр организовать отдельную рабочую группу и перед заседанием ДВНПС обсудить меры регулирования промысла, которые предлагались для Сахалина. Как вы считаете, опыт позитивный, стоит его использовать в следующем году?

– Часть вопросов мы, к сожалению, не смогли решить внутри профессионального сообщества региона. Обратились к Росрыболовству с просьбой организовать обсуждение на специальной рабочей группе, и Илья Васильевич на наше предложение откликнулся. Накануне заседания Дальневосточного научно-промыслового совета замглавы Росрыболовства Петр Савчук провел встречу специалистов.

ДВНПС – орган, который может давать рекомендации в комиссию по анадромным любого дальневосточного субъекта Федерации. И многие вещи, которые мы «погрузили» в протокол рабочей группы, а затем и научно-промыслового совета, сегодня системно решаются.

Не хочется перегружать федеральные органы власти узкорегиональными вопросами, и надеемся, что нам редко потребуется создавать такого рода рабочие группы для отдельных субъектов Федерации. Но в целом, как показала практика, это позитивная возможность решать проблемы рыбаков.

– Рыбацкое сообщество на Сахалине активно поднимало вопрос кодификации орудий лова. На какой стадии решение этой проблемы сейчас?

– Нам дали время до конца года, чтобы получить коды ОСМ для орудий, которые используются при прибрежном промысле. Все наши предложения в справочник орудий лова «погружены». Единственное, там около тысячи позиций – на мой взгляд, специалистам нужно их систематизировать, исключив дублирование. Мне кажется, нет столько орудий добычи, сколько их содержится в справочнике. Может возникнуть путаница.

А так пожелания от рыбаков учтены, стараниями Ассоциации лососевых рыбоводных заводов получен код для рыбоучетного заграждения. Что подтверждает – это законное орудие добычи.

– В регионе также много вопросов к электронному промысловому журналу. Насколько нам известно, планируется, что область посетит руководство Центра системы мониторинга рыболовства и связи?

– Уже обсуждали эту тему с начальником ЦСМС: Артем Вилкин услышал вопросы, имеющиеся со стороны рыбаков. Провели также встречу с руководством филиала Центра системы мониторинга рыболовства и связи.

Готовы в тестовом режиме попробовать электронный промысловый журнал, в том числе для прибрежного рыболовства. Но в тех местах, где это возможно: ЭПЖ требует средств подключения, между тем, по данным телекоммуникационных операторов, Сахалинская область покрыта связью только на 30–40%. Вопросы планируется обсудить, когда руководство ЦСМС прибудет на Сахалин.

Хотел бы еще раз обратить внимание на идею, которую я озвучил на конференции. В рамках изменений по 6-мильной зоне, которые внесли в правила рыболовства в прошлом году по инициативе главы Сахалинской области, промысловики получили возможность вести учет уловов в местах доставки. Таким образом, мы, в общем-то, перешли рубеж в системном подходе к оформлению добытой рыбы и морепродуктов и учету уловов в море. Шаг, может быть, и небольшой, но настолько революционный, настолько правильный, что его еще раз нужно изучить и продолжать двигаться в этом же направлении.

Сегодня перед капитаном, перед лицом, ответственным за добычу, стоит не только задача осуществлять рыболовство, но и большое количество требований по учету улова. На мой взгляд, рыбаки перегружены. А самое главное – у контролирующих органов появляется возможность искать в отчетности какие-то погрешности и подвохи. У нас почему-то рыбака продолжают видеть браконьером, хотя времена откровенного браконьерства ушли в прошлое.

На конференции я предложил предусмотреть возможность ведения электронного промыслового журнала и осуществления электронной ветеринарной сертификации в местах доставки, причем это может быть не только место, куда привозят рыбу с моря, но и, например, собственный завод компании. Рекомендация об учете в местах доставки нашла отражение в протоколе конференции.

Причем, на мой взгляд, нужно дать предприятиям возможность определять лицо, ответственное за ведение электронных форм учета, – с соответствующей компетенцией.

В целом, повторюсь, вопросов в отрасли много. Наша ассоциация ставит перед собой задачу не просто озвучивать их. Просто говорить о сложностях – не выход. Нужно предлагать решения, пусть не все из них окажутся верными. Но из предложенных вариантов можно будет выбрать оптимальный.

Маргарита КРЮЧКОВА, журнал «Fishnews – Новости рыболовства»

Август 2017 г.

fishnews.ru

Переходный год для ЦСМС

– Артем Сергеевич, в начале августа вышла новая версия ЭПЖ «Стационарный объект». Она предназначена для тех пользователей, которые осуществляют промысел без судов, на маломерных судах или ведут учет уловов на берегу в установленных местах доставки. Насколько сильно этот вариант отличается от судового ЭПЖ?

– Несколько дней назад мы разослали эту версию программного продукта по филиалам, которые уже приступают к ее установке по заявкам желающих. По плану ориентировочно до октября мы будем проводить опытно-промышленную эксплуатацию стационарного ЭПЖ и собирать отзывы от рыбаков. Соответственно, до конца года у нас останется время для того, чтобы все эти предложения обработать и произвести доработку софта.

Хотя по большому счету стационарный ЭПЖ – тот же самый электронный промжурнал, который уже давно тестируется. Главное его отличие в том, что если обычный судовой ЭПЖ привязан к конкретному судну, то стационарный предусматривает возможность привязки не только к судну, но и, например, к юридическому лицу или к индивидуальному предпринимателю. Соответственно, в один ЭПЖ «Стационарный объект» можно «завести» несколько различных судов, бригад и т. д. Мы специально сделали такую градацию, чтобы вести журнал было удобнее.

В остальном требования те же, что и для судового ЭПЖ. Когда рыбаки в том же Калининграде торопили нас с выпуском стационарной версии, чтобы попробовать ее в деле, мы предлагали им просто взять судовой ЭПЖ и установить на обычный компьютер в офисе. Все операции отражаются одинаково, но в судовом ЭПЖ вы сможете посмотреть их только по одному судну.

Мы разрабатывали ЭПЖ «Стационарный объект» в первую очередь под потребности прибрежного рыболовства, которое осуществляется в том числе без использования судов, поэтому он более гибок в плане настроек, привязки к тому, кто вносит данные в журнал. В принципе установить ЭПЖ теперь можно даже в пунктах приема уловов на берегу и «заводить» туда все, что доставят.

Причем мы не требуем, чтобы ЭПЖ заполнял обязательно капитан или руководитель организации. Это должен быть уполномоченный сотрудник предприятия, который прошел регистрацию у нас и получил электронную подпись. Никаких ограничений по количеству этих уполномоченных лиц мы не ставим, хотя я думаю, что руководители компаний будут очень тщательно выбирать людей, которым доверят допуск к ЭПЖ.

– Много ли желающих принять участие в опытно-промышленной эксплуатации стационарного ЭПЖ? Ранее интерес к этой теме проявляли рыбаки Калининградской области и дальневосточники, особенно на лососевой путине.

– Интерес, по крайней мере декларируемый, очень большой. И в Калининграде, где я был в командировке в конце июня, и на Сахалине – что рыбаки ждут не дождутся. Могу сказать, что по ЭПЖ «Стационарный объект» заявки от пользователей есть, установки начнутся буквально на днях. Думаю, через пару недель мы уже выложим первые данные на нашем сайте в разделе «Опытная эксплуатация ЭПЖ». Сделаем там отдельную табличку по стационарным объектам и будем показывать в открытом доступе, сколько стационарных ЭПЖ установлено и какие результаты мы получаем.

Отрадно, что бизнес уже не нужно упрашивать, предприятия сами идут на контакт. Сейчас в тестировании судовой версии ЭПЖ занято 277 судов. И на самом деле мы уже приостановили установку. По распоряжению Росрыболовства всего на опытно-промышленную эксплуатацию выделено 300 комплектов ЭПЖ, из них примерно три десятка мы отложили для стационарных объектов. Хотя заявок, на мой взгляд, будет больше и мы эту цифру, вероятно, превысим.

В целом по тестированию ЭПЖ задача выполнена успешно с точки зрения охвата и получения обратной связи от рыбопромышленников. Мы довольны тем, что смогли учесть многие нюансы и сделать программный продукт более удобным для рыбаков. Как я уже сказал, в октябре, может быть, в начале ноября мы выпустим уже окончательный релиз ЭПЖ – полноценную рабочую версию, которую можно будет использовать, как только выйдут соответствующие поправки в законодательство.

– В конце июля на Сахалине замруководителя Россельхознадзора Николай Власов отметил, что система «Меркурий» будет взаимодействовать с ОСМ по учету вылова и выдаче электронных ветеринарно-сопроводительных документов. Какая работа ведется в этом направлении?

– Взаимодействие с Россельхознадзором у нас полностью отлажено, все технологические нюансы информационного обмена мы отработали еще пару лет назад. Сейчас, по сути, происходит репликация базы данных отраслевой системы мониторинга в подведомственное Россельхознадзору ФГБУ «ВНИИЗЖ», которое занимается «Меркурием». Система получает наши данные, «заливает» их в «Меркурий» и распознает для дальнейших действий по выдаче ветеринарных сертификатов. С внедрением ЭПЖ в этой схеме ничего принципиально не поменяется.

Но остаются вопросы, о которых мы сейчас услышали от коллег из Россельхознадзора. Они связаны с тем, что у нас не весь цикл вылова охвачен по судам. Например, не все транспортные суда зарегистрированы в отраслевой системе мониторинга, соответственно, не все они подают ССД, нарушается комплексность процесса. Мы эту проблему видим и понимаем, что надо сделать. В принципе, с внедрением ЭПЖ, поскольку технология упрощается, мы распространим подачу рапортов на большее количество судов. И в этой части, я думаю, существенно продвинемся в ближайшие годы.

Безусловно, с нашей точки зрения как центра мониторинга, охват должен быть 100%, и того же хотелось бы контролирующим органам. Но в первую очередь внедрение безбумажных технологий происходит не для чиновников. Электронная ветеринарная сертификация, электронный промысловый журнал – это более быстрые и простые процессы, это повышение мобильности предприятий и ускорение продаж, оборота продукции. Они нацелены прежде всего на улучшение условий для бизнеса.

Поэтому мы намерены и в дальнейшем развивать межведомственное взаимодействие в этой сфере и создавать действительно комплексную систему для более комфортной работы рыбаков. Есть договоренность провести в ближайшее время совещание в Россельхознадзоре и обсудить, какие дальнейшие шаги нам надо синхронизировать в свете перехода к электронной ветсертификации.

– Несмотря на включение в перечень ТСК судовых земных станций «Гонец», у рыбаков сохраняется несколько настороженное отношение к отечественной разработке. На ваш взгляд, насколько обоснованны такие опасения и как показали себя эти терминалы на практике?

– Действительно, оборудование для работы с системой «Гонец» появилось в приказе Минсельхоза № 294 как техническое средство контроля. На сегодняшний день на судах установлено 57 таких комплектов ТСК, которые по полной программе используются в системе мониторинга, данные поступают, и с нашей стороны никаких претензий нет.

Некоторые сложности, как мы уже разъясняли рыбакам, носили скорее организационный характер. Например, на юге, если я не ошибаюсь, в Крыму, помехи при передаче позиций создавали нештатные прожекторы. Судовладелец установил оборудование, не обратившись в сертифицированный сервисный центр, соответственно, не выполнил технические требования, поэтому возникли сбои. После выезда на место специалистов АО «Гонец» проблема была решена.

Для разработчиков «Гонца» последний год тоже стал серьезным испытанием. Раньше они работали на довольно узкий и закрытый круг потребителей, поэтому такая ситуация для них во многом в новинку, отсюда и некоторые шероховатости. В любом случае все эти организационные моменты мы решаем, договариваемся и намерены продолжать реализацию совместных планов. Сейчас во всех бассейнах появились аккредитованные сервисные центры, их перечень опубликован и на сайте ЦСМС, и на сайте «Гонца». С точки зрения надежности системы мы проанализировали результаты за второй квартал и не видим поводов для нареканий.

Мнения в рыбацком сообществе действительно разные. Судовладельцы, которые пробовали аппаратуру «Гонца» или уже работают на ней, в целом удовлетворены и не жалуются. Те же, кто судит только по слухам и предрассудкам в отношении отечественного приборостроения, да, временами высказывают негативные суждения, но когда просишь привести пример, на этом все и заканчивается. Поэтому мое личное убеждение, как ТСК система работает абсолютно стабильно. В этом году мы испытывали «Гонец» еще и для передачи данных ЭПЖ. Здесь тоже у нас нет никаких замечаний, все рапорты дошли без сбоев.

– Этим летом ЦСМС проводил испытания двух кандидатов в «бюджетные» ТСК для маломерного флота. Как показали себя эти устройства в ходе тестирования?

– Мы получили положительные результаты и очень довольны этими испытаниями. Сейчас ждем ответов на определенные технические вопросы и до 1 сентября планируем подготовить отчет, данные которого обязательно опубликуем на сайте.

Оба устройства используют систему спутниковой связи Iridium, которая у нас давно известна. Все необходимые разрешения для работы на территории России у оператора имеются. Поэтому испытывались непосредственно терминалы отечественного производства, достаточно дешевые в сравнении с теми, что сейчас используются в сегменте технических средств контроля по приказу № 294. Результаты нас абсолютно удовлетворяют: пропусков позиций не было во всех широтах, даже на севере.

Конечно, любые испытания не проходят идеально. У нас возникли замечания, но исключительно на программном уровне. Сейчас разработчики устраняют их и дорабатывают свои программные продукты. Когда это произойдет, мы, безусловно, будем выступать с предложением включить эти технические средства контроля в приказ № 294.

Более того, у нас есть четкое мнение, что применение этих ТСК не стоит ограничивать категорией только маломерных судов. Раз мы признаем, что система Iridium соответствует российскому законодательству, то никаких препятствий для ее использования хоть на больших, хоть на малых судах мы не видим. Любые ограничения будут искусственными.

Возможно, таким образом произойдет некоторый перекос в сторону этих устройств, потому что они пока заявляются как дешевые. Но если отечественные компании реально смогут предложить качественный продукт нашим рыбакам и удержать изначально заявленную цену, значит, другим, производителям нужно пересмотреть свои производственные планы и найти возможность для снижения стоимости оборудования.

– Когда планируется завершить реорганизацию структурных подразделений ЦСМС с образованием объединенных региональных центров мониторинга – Дальневосточного и Северо-Западного?

– Это сложный вопрос. В июне у нас прошло обсуждение будущей структуры региональных центров мониторинга, их функционала, приоритетных задач, штата специалистов. В плановом режиме мы должны были перейти на новую структуру в течение 2018 года. Это было бы максимально безболезненно и для коллектива, и для перестройки всех процессов.

К сожалению, в связи с передачей объектов ГМССБ из ведения Росрыболовства в Росморречфлот и соответствующими финансовыми изъятиями, мы вынуждены корректировать эти планы. Сейчас стремимся к тому, чтобы начать работать по новой схеме с 1 января 2018 года. Как это у нас получится, пока не могу сказать. Тем более, еще нет определенности по бюджету будущего года. К тому же реконструкция здания будущего регионального центра мониторинга в Мурманске завершится только к середине года. Размещение и настройка оборудования – все это тоже требует времени, поэтому посмотрим, что будет.

Реорганизация не означает, что мы откажемся от филиалов и точек присутствия. Мы их оставляем везде. Даже в Калининграде, где будут переданы все объекты недвижимости, у нас останется офис, хотя персонал придется существенно сократить и перевести на работу с пользователями.

– Чтобы ЭПЖ и другие нововведения полностью заработали, потребуется внести изменения в отраслевое законодательство. На какой стадии находятся эти поправки и успеют ли их принять до конца года?

– Да, нас в ЦСМС такая ситуация тоже держит в напряжении, и мы настаиваем на том, что надо как можно скорее решать вопрос с нормативными документами. На самом деле проект федерального закона разработан уже давно. Он находился на межведомственном согласовании и вернулся из правового управления президента с определенными замечаниями. Сейчас эти замечания устранены, что, на наш взгляд, положительно отразится на дальнейшем прохождении этого документа. Из законопроекта убрали все лишнее, сделали отдельную главу, касающуюся ЭПЖ, поэтому мы очень надеемся, что он будет принят до конца текущего года.

Мы очень сильно переживаем по этому поводу, потому что программный продукт и система в целом готовы, сроки их внедрения привязаны исключительно к нормативным документам. Но в любом случае регламентирующих требований по части передачи ССД сейчас нет. Поэтому, после того как в начале ноября выйдет финальный релиз ЭПЖ, мы предложим рыбопромышленникам использовать для подачи судовых суточных донесений именно электронный промысловый журнал. Таким образом, переход на новый формат будет еще более плавным. Единственный момент, до выхода закона рыбакам все равно параллельно придется вести бумажный промысловый журнал.

Как я уже сказал, в ходе опытно-промышленной эксплуатации ЭПЖ было охвачено порядка трехсот судов. Но мы хотим, чтобы и в масштабах всего остального флота переход на новый формат промысловой отчетности произошел спокойно. Руководитель Росрыболовства Илья Шестаков уже дал поручение, чтобы был предусмотрен переходный период не менее полугода. Похоже, 2018 год станет для нас переходным во всех смыслах.

Анна ЛИМ, журнал « Fishnews – Новость рыболовства»

Август 2017 г.

fishnews.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта