«Россия и Гнозис» | Материалы конференций. Журнал гнозис
«Человек. Мир. Гнозис» сайт герметической и гностической философии
ДРЕВНИЙ МИР | МИФЫ![]()
В науке нет точных данных, сколько лет живет на Земле человечество, но оно никогда не было изолировано от мира Духа. Со времен глубокой древности Истина открывалась людям наиболее подходящим для каждой эпохи образом. И люди всегда искали ее, жаждав ответов на свои вопросы. И всегда были те, кто приближался к ответам на них... Поэтому испокон веков по всему миру появлялись культы и мистерии, школы и учения, которые давали людям духовную пищу. В этом разделе вы можете познакомиться с наследием, дошедшим до нас через тысячи лет – мистериями Древнего Египта и Древней Греции, мудростью Китая, Ирана, Индии.
Лао Цзы ● Будда ● Заратустра ● Чжуан-Цзы ●
ГЕРМЕТИЗМ![]()
Ключом к вечной и единой мудрости – к Гнозису (греч. «знание») – обладает каждый человек. И хотя почерпнуть мудрость, понятную как богооткровенное внутреннее знание, лишь из книг невозможно, богатство духовного опыта, вмещённое в наследии герметических текстов, способно стать верным проводником на собственном пути к познанию тайн мироздания и цели жизни.
Гермес Трисмегист ● Corpus Hermeticum ● Библиотека герметической философии Ритмана ● «Герметическая» хронология ● Герметическая галерея
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Античность – заря истории Европы, её духовный исток. В этот период закладывается фундамент европейской философии и мистики. Античная культура многогранна и готова предстать перед нами во всем своем многообразии: от элейской школы до Платона, от Платона до эллинизма и от него – до неоплатонизма. К учениям античных философов с почтением обращались мудрецы последующих веков, и в наши дни откровения истины, полученные людьми в эпоху становления западной культуры, по-прежнему открывают возможность для прикосновения к чистой мудрости.
Пифагор ● Гераклит Эфесский ● Парменид Элейский ● Сократ ● Платон ● Апполоний Тианский ● Плотин ● Луций Анней Сенека ● стоики ● Аммоний Саккас
РАННЕЕ ХРИСТИАНСТВО и ГНОСТИЧЕСКИЕ ТЕЧЕНИЯ (I – III в.)
Термин «раннее христианство» существует не случайно, отделяя христианство первых веков его истории от той мировой религии, которую мы знаем сегодня и история которой столь часто опровергала учение своего основателя – Иисуса Христа. Изначальное христианство, очищенное от догматических наслоений и всех последующих искажений – вершина божественного откровения. Духовный импульс, пришедший в мир через Иисуса, положил начало гностическому христианству. В нем не было теологических спекуляций или церковной обрядности, которые стали столь характерными для «официальной религии». Ранее христианство жило Духом и в Духе. Ощутить это непосредственно может каждый, кто ознакомится с материалами этого раздела.
Ессеи ● Иоанн Креститель ● Иисус из Назарета ● Апостол Павел ● Псевдо-Дионисий Ареопагит ● Маркион ● мандеи ● гностик Валентин ● гностик Василид
ХРИСТИАНСКИЙ МИСТИЦИЗМ В СРЕДНИЕ ВЕКА
Средневековье вовсе не было «тёмным временем», лишенным устремлённости к духовному развитию. Напротив, в этот период в Европе расцветает мистицизм, основанный на глубине христианского откровения и силе Духе, непрерывно изливаемой в мир. Возникают различные течения, свои труды пишут величайшие мистики – обо всем этом подробно говорится в настоящем разделе.
Боэций ● манихеи ● Павликиане ● богомилы ● катары ● Ян ван Рейсбрук ● Анлелус Силезиус ● Святой Иоанн Креста ● Вольфрам фон Эшенбах ● Кретьен де Труа
НЕМЕЦКИЙ МИСТИЦИЗМ
Немецкий мистицизм – уникальное явление духовной истории человечества. Деятельность «рэйнские мистиков» – М. Экхарта и его учеников И. Таулера и Г. Сузо, подобна локально вспыхнувшему пламени Духа, осветившему Германию, а впоследствии и всю Европу. В эпоху нараставшего обмирщения церкви немецкие мистики учили о непосредственной связи всех людей с Богом, о возможности возвращения к Нему, о служении и самоотдаче собственной духовной природе, возрождающейся в человеке устремленном к Отцу. Не менее мощный импульс был передан через освященную в Гнозисе деятельность Карла фон Эккартсгаузена и Якоба Бёме – провозвестника «Авроры» – утренней духовной Зари. В творчестве немецких поэтов (йенские романтики) и философов (Шеллинг) также проявилась вся глубина, величественная красота «фаустовской» немецкой души, устремленной к трансцендентальному, и в то же время столь близкому человеческому сердцу царствию Света.
Майстер Экхарт ● Генрих Сузо ● Иоганн Таулер ● Якоб Бёме ● Антония, принцесса вюртембергская ● Карл фон Эккартсгаузен ● Новалис ● Валентин Вайгель ● Фридрих Шеллинг ● Клеменс Бретано ● Иоганн Рейхлин ● Густав Майринк ● Фома Кемпийский ● Николай Кузанский ● Фридрих Шлейермахер
![]()
Эпоха Возрождения привнесла в европейскую мистику много нового. Менялось восприятие человеком жизни и самого себя, менялась картина мира. В это время растет интерес к каббале, магии и алхимии, к натурфилософии и открытию загадок природы, изучаются тексты Гермеса, Сивилл, Зороастра и Орфея. Создаются утопии, описывающие идеальное общество, исследуются тайные науки. Мистика Ренессанса многообразна и величественна, как и сама эта эпоха.
Марсилио Фичино ● Данте Алигьери ● Джордано Бруно ● Уильям Шекспир ● Ян Амос Коменский
ДУХОВНАЯ АЛХИМИЯ
Обыденное представление об алхимии связывает эту науку с массой суеверий. Однако алхимия – это духовная мистерия. Преображение (трансфигурация) происходят в ней с самим человеком, все существо которого обновляется и приобретает иную природу. Свинец материи превращается в золото Духа, что означает возрождение человека, изменение его ветхой и смертной природы. О том, как происходит этот процесс – не в колбах и ретортах, а в душе человека – можно узнать из материалов этой рубрики.
Теофаст Парацельс ● Роберт Фладд ● Джон Ди ● Генрих Корнелиус
РОЗЕНКРЕЙЦЕРСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ ![]()
Начало 17 века – знаковый этап в истории герметической и гностической философии. К этому времени относится зарождение розенкрейцерства, берущего начало с момента появления двух манифестов – «Fama Fraternitatis» (Зов Братства) и «Confessio Fraternitatis» (Вероисповедание Братства). Своим появлением эти тексты обязаны «тюбингенскому кругу» – группе немецких мистиков, возвестившей миру о Братстве Розы и Креста и «всеобщей реформации человечества» в Духе.
Тобиас Гесс ● Иоганн Валентин Андреэ ● манифесты розенкрейцеров ● Алхимическая свадьба ● Тайные знаки розенкрейцеров ● Трансформация – Путешествие Христиана Розенкрейца ●
МИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ![]()
О том, что такое философия, всегда велись споры. Но ответ на этот вопрос содержится в самом этом слове – это любовь к мудрости и поиск истины. С тех пор, как мистик Пифагор впервые использовал слово «философ», прошло много веков. Но все это время многие мудрецы понимали, что, оставаясь на уровне теоретических спекуляций, к подлинному Знанию не прийти. Поэтому существует мистическая философия, сосредоточенная не на ограниченных способностях человеческого разума, а на Духе. В этой рубрике собраны учения тех, для кого философия – реальный жизненный путь, ведущий к Богу.
Луи Клод де Сен-Мартен ● Бенедикт Спиноза ● Фрэнсис Бэкон
РУССКАЯ ДУХОВНАЯ (РЕЛИГИОЗНАЯ) ФИЛОСОФИЯ
Многие видят в России страну, где однажды начнется духовное возрождение всего человечества. Чистота и высота русской души делают ее особенно чувствительной к Свету, к которому она стремится, несмотря на все тяготы, выпавшие на ее долю. Посмотрите, как прекрасно и полно выражал себя дух на Руси в прошлом и насколько многообразны были эти проявления: мистические течения, духовная практика исихазма, глубина философии русских писателей и поэтов, небесная ясность мудрости мыслителей. Увы, нам самим часто бывает сложно осознать эти богатства, за которыми даже не нужно далеко ходить. Нужно только открыть их для себя, и тогда мы не сможем не оценить их великолепия. В разделе представлены материалы, позволяющие сделать первый шаг к этому и начать знакомство с русской духовной философией – от средневековых русских мистиков до эпохи «александровского мистицизма».
Григорий Сковорода ● исихазм (православный аскетизм) ● русские «ереси» ● И.П. Елагин ● Семен Гамалея ● Г.Р. Державин ● Н.И. Новиков ● А.Н. Радищев ● И.Г. Шварц ● И.В. Лопухин ● Николай Краевич ● александровский мистицизм ● М.М. Сперанский ● А.Ф. Лабзин ● Ф.М. Достоевскй ● Л.Н. Толстой
ЭЗОТЕРИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ XIX – XX вв.
Конец 19 – начало 20 века – время новой зари для ищущего Бога человечества. Эта заря явила себя через посланников, которые вновь дали человечеству ориентиры, помогающие найти верное направление и сделать слепые блуждания ясным и прямым путем.
Божественная мудрость, бесконечная и всеобъемлющая, раскрывается не только в философии и через великих посвященных. Человек, в сердце которого расцветает Роза, может передать ее Свет тем способом, который ему доступен. И этих способов множество. Поэтому мы находим отблески, а иногда и настоящее сияние этого Света в изобразительном искусстве, литературе, музыке. Строки поэзии, звуки музыки и краски полотен проникают в наше сердце и приносят с собой лучи тепла и питание для души, без труда видящей в боговдохновенном искусстве отражение небес.
Уолт Уитмен ● Елена Блаватская ● Рудольф Штайнер ● Макс Гендель ● Борис Муравьев ● Алиса Анна Бейли (Alice Ann Bailey) ●
РУССКИЙ ДУХОВНЫЙ РЕНЕССАНС
Русский духовный ренессанс – период расцвета русской духовной философии в начале 20 века. Это время богоискательства, отчаянного поиска ответов на вопросы о смысле жизни, роли человека в мире, его судьбе и свободе, это время раздумий о прошлом и будущем России, о ее духовной миссии.
Духовный ренессанс смело можно назвать подъемом (если не вершиной) русской философии: величайший русский гностик Владимир Соловьев и его талантливый последователь Е. Трубецкой, апологет истинного Гнозиса Николай Бердяев, гениальный Павел Флоренский – столько солнц взошло на горизонте одновременно. Приглашаем вас самим увидеть их свет, открыв материалы этого раздела.
В.С. Соловьев ● Е.Н. Трубецкой ● Павел Флоренский ● Н.А. Бердяев ● В.В. Розанов ● символизм
ЛЮДИ НАУКИ | ЛЮДИ ИСКУССТВА ![]()
Если молния из духовной атмосферы встречает на своем пути восприимчивого к ней человека, то вначале от этого начинает расшатываться застывший остов души, построенный вокруг духовного ядра этого человека его мыслительными и чувственными привычками и привычным ему образом действия - все то, что называют «я». Личное «я», эгоцентричное сознание - плененная потусторонним и видимым миром душа - вскрывается. И в сознании этого человека поступают не только духовные импульсы, но и искажающие их отражения из потустороннего мира.
Варвара Юлия фон Крюденер ● Иоганн Христиан Фридрих Гёльдерлин ● Зигмунд Фрейд ● Морис Метерлинк ● Герман Гессе ● Дмитрий Мережковский ● Зинаида Гиппиус ● Карл Юнг ● Джебран Халиль Джебран ● Идрис Шах ● Михаил Найми ● Михаил Булгаков ● Суламифь Вулфинг ● Джофра Босхарт ● Альфред Баст ●
ГНОЗИС В НАШИ ДНИ
Увидев величие откровения Гнозиса в истории человечества, ощутив милосердие Духа, непрерывно изливавшего свою благодать, мы возвращаемся в наши дни. И сейчас, исполненные вдохновения, желающие и сами испытать чудо Божественного прикосновения, мы задаем себе вопрос: можем ли мы последовать за посланниками Гнозиса к сферам вечности и непреходящей духовной радости? Нисходит ли Свет с гностических высот и в наш сегодняшний мир? Не захлопнулась ли дверь освобождения и что нам нужно делать, чтобы найти ее? И теперь, прежде чем эти вопросы прозвучат вслух, наше сердце уже знает ответ: путеводная звезда Гнозиса по-прежнему озаряет чёрное холодное небо. Мы видим путь возвращения, мы чувствуем, что он реален, безопасен и открыт. Дети Божии вновь вступают на него и вновь зовут на него всех, кто измучен жаждой Бога, кто тоскует по нему как потерянная и одинокая душа.
● Ян Ван Рэйкенборг ● Катароза де Петри ● Антонин Гадал ● Библиотека герметической философии Ритмана ● Вячеслав Иванов ● Россия и Гнозис
- Именной указатель
mir-gnozis.ru
Гнозис древний и современный. Ровнер А.Б.
Английское слово «knowledge» и русское слово «знание» разделяют с греческим словом «gnosis» созвучные корневые согласные – «kn», «зн», «gn», однако в превые века христианской эры греческое слово «гнозис» обрело самостоятельную судьбу и второе дыхание. Произошло это в обстановке эллинистического смешения культур в мире, наэлектризованном мощными энергиями нового христианского учения. Вчера ещё римский мир привычно управлялся имперскими законами и имперской администрацией, и вдруг произошло чудо: разнеслась весть о Боге, сошедшем на землю, распятом и воскресшем, и невероятность этой вести усугублялась невероятными темпами обращения людей в новую веру. Произошёл сдвиг сознания − на глазах всего нескольких поколений греко-римская религия стала древней историей. Одновременно появилось ощущение близости тонкого мира, и люди начали различать контуры вневременных реалий.
Гностики первых христианских веков объединили в своих учениях космизм зороастрийской и греческой мифологии с христианским мистицизмом, создав сложные синкретические учения о небесных иерархиях и человеческом мире, подчинённом высшим Эонам и несущем в себе их Божественный отблеск. Гностики сумели избежать процесса оплотнения и институциализации, который стал судьбой исторического христианства, но время не пощадило их: общины гностиков подвергались гонениям, а учения – искажению. Однако созданный ими прецедент вдохновенного созерцания Полноты Божественного, или Плеромы, вдохновлял искателей высшего знания следующих веков.
«Гнозис, – писал Климент Александрийский, – есть проникновение в самую сущность предмета или познание о нём, согласное с законами его бытия» (Strom. II.7).
«Гнозис подобен подземному карстовому потоку, который пронизывает тысячелетия европейской культуры в различных формах запретного древнего знания: герметизм, алхимия, тайные, эзотерические учения, искусства духовного познания − все они стали источником, который освежал и давал успокоение всем мятежным душам Европы, стремившимся к единому Знанию», − пишет современный философ Эдоардо Лонго (Edoardo Longo Conflitto razziale, Serarcangeli, Roma 1994).
Слово «гнозис» в современных языках присутствует, главным образом, в своей исторической ипостаси, оно редко используется в описании сегодняшней жизни. Попытка воскресить его для сегодняшнего мира – непростая задача. Действительно, что это такое и как это сделать? Что может означать понятие «гнозиса» сегодня, в обстановке тысячелетнего разделения между архаичными религиями и позитивистскими науками? Ведь гнозис олицетворяет высшее, более глубокое понимание божественного и человеческого, чем доступное обмирщённой религии и позитивистской науке. «Позитивная и эзотерическая науки, каждая своим путём, подходят сейчас в своём развитии к той точке, где им предстоит соединиться», − пишет в своей фундаментальной работе «Гнозис» Борис Муравьёв.
Не успокаиваясь на мудрости, зафиксированной в известных религиозных источниках, гнозис предпринимает всё новые и новые попытки формулировать итоговый синтез всего имеющегося в человеческом распоряжении знания. Я опять цитирую Клемента Александрийского: «Постижение беспрерывное, постоянное – вот сущность гностика; деятельность последовательная, неослабная, непрерывная» (Strom. II.7).
Перед лицом человеческого противостояния тайнам мироздания и бездонной сущности нашего внутреннего мира сегодняшний гнозис бросает вызов застывшему знанию, каким бы глубоким оно ни было, и знанию прагматическому, каким бы динамичным оно ни казалось.
Человеческое знание не функционирует в концептуальном вакууме. Видения и универсальный опыт разума трансформируются в концептуальные системы, соответствующие их содержанию. Видения гностиков отливаются в религиозные доктрины, философские построения, теологические и теософические концепции. Так было с гностиками ранних веков христианства, и так это происходит ныне. Сегодняшний гнозис возможен лишь в точке пересечения религиозных, паранаучных и эзотерических знаний на путях расширения и переплавки первоначального опыта в форме концептуальных систем, в которых новый опыт найдёт своё достойное место.
www.delphis.ru
Материалы конференций «Россия и Гнозис»
«РОССИЯ И ГНОЗИС» | МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ
В разделе размещены материалы научных конференций «Россия и гнозис», подготовленные и изданные Всероссийской государственной библиотекой иностранной литературы в разные годы, каталоги выставок "500 лет Гнозиса в Европе" (1993) и "Пути Гермеса" (2008), выпущенные издательством Ин де Пеликаан (In de Pelikaan, Амстердам).
500 лет гнозиса в Европе. Гностическая традиция в печатных и рукописных книгах: Москва – Петербург / Каталог выставки во Всероссийской государственной библиотеке иностранной литературы, Москва и Всероссийском музее А.С. Пушкина, Петербург. – Амстердам: Ин де Пеликаан, 1993.
Вступительная статья:
Вяч. Вс. Иванов. Россия и гнозис // 500 лет гнозиса в Европе, с. 12-21.
500 лет гностицизма в Европе: Материалы конференции, 26-27 марта 1993 г. / Под ред. Т.Б. Всехсвятской. – М.: Рудомино, 2001.
Содержание:
Йоост Р. РитманВступительное слово – 3
Антуан Фэвр500 лет эзотеризма: новая область междисциплинарных исследований в рамках академии – 7
Вячеслав Вс. ИвановО первых русских переводах Платона – 14
Альфред РибиАктуальность гностицизма в свете проблем нашей эпохи – 20
Жан-Пьер МаэКосмология и духовный прогресс: герметическое происхождение астрологических таблиц из Грана – 27
Василий В. НалимовНапоминание о А.А. Соломоновиче – 41
А.Г. ван ден БрулЯн ван Рэйкенборг (1894 - 1968). Розенкрейцер-гностик, представитель современного гностицизма – 47
Александр Х. Горфункель Русское христианство – 59
Карлос ГиллиРозенкрейцеры в Росии в XVII и XVIII в.в. – 64
Гиллес КиспелТаинство и социальные проблемы – 77
Андрей И. СерковРусское масонство в эмиграции и гностическая традиция – 86
Михаил Я. Билинкис«Герметическая библиотека» Н.И. Новикова – 89
Новиков и русское масонство: Материалы конференции, 17 – 20 мая 1994 г. / Под ред. А.Г. Петрова. – М.: Рудомино, 1996.
Читать | Скачать (в формате pdf)
Содержание:
Франц А. Янссен, директор Библиотеки герметической философии (Амстердам), профессор Вступительное слово – 3
А.П. Валицкая (Россия) Идея совершенного человека в новиковской редакции масонства – 5
Шамма Шахадат (Германия) Понятие тайны у Н.И. Новикова – 10
Александр Левицкий (США) Н.И. Новиков и М.М. Херасков. Масонская тема в творчестве (Предпосылки для дальнейшего исследования) – 19
Владимир И. Новиков (Россия) Масонские традиции Новикова в русской культуре – 30
Рафаэлла Фаджонато (Италия) Розенкрейцерский кружок Новикова: предложение нового этического идеала и образа жизни – 38
Е.П. Кваадграсс (Нидерланды) Масонство и его связи с учением розенкрейцеров.Попытка подвести основание эзотерическим склонностям Новикова – 51
Россия и гнозис: Материалы конференци, 26 – 27 марта 1996 г. / Под ред. Т.Б. Всехсвятской и А.Г. Петрова. – М.: Рудомино, 1996.
Читать | Скачать (в формате pdf)
Содержание:
Екатерина ГениеваВступительное слово – 3
Вячеслав ИвановГностическое понимание мудростии его продолжение в русском учении о Софии – 6
Всеволод СахаровРусское масонство и идея гностицизма – 13
Алексей КозыревВладимир Соловьев и Анна Шмидт в чаянии «Третьего завета» – 23
Виктория АндрееваБердяев: воля к жизни и воля к культуре – 42
Аркадий РовнейФормирование концепции П.Д. Успенского о сверхчеловеке – 52
Александр НикитинМистические общества и ордена в России (20-30-е годы) – 60
Евгений ЛазаревГностическая образность в наследии русских тамплиеров XX века – 69
Александр НитцбергПроцесс гностического преображения в русской поэзии – 76
Россия и гнозис: Материалы конференции, 25 – 26 марта 1997 г. / Под ред. Т.Б. Всехсвятской и А.Г. Петрова. – М.: Рудомино, 1998.
Содержание:
Александр Петров Вступительное слово – 3
Вячеслав ИвановНовые данные о предыстории Мудрости в древневосточных текстах – 5
Николай Шабуров «Герметический корпус» и проблемы нехристианского гностицизма – 12
Евгений Лазарев К вопросу о пантеоне русскогодохристианского Гнозиса – 17
Ольга Володарская Сен-Жермен и Россия – 25
Всеволод Сахаров Просвещенный мистицизм Александровской эпохи – 40
Виктория Андреева Встреча А. Белого и А. Блока в соловьевской идее Софии – 49
Валентин Никитин Гностические мотивы в поэзии Павла Флоренского – 64
Аркадий Ровнер Идея вечного возвращения у П.Д. Успенского – 77
Наталья Тоотс Русская эмиграция в Америке. Эзотерическое сообщество русских интеллигентов – 88
Андрей Никитин Московские розенкрейцеры 1920-х годов – 95
Россия и гнозис: Материалы конференции, 24 – 25 марта 1998 г. / Под ред. Т.Б. Всехсвятской и А.Г. Петрова. – М.: Рудомино, 1999.
Содержание:
Александр Петров Вступительное слово – 3
Антонина Добрякова Сравнительный анализ архетипических символов русского язычества и мировых традиций – 4
Евгений ЛазаревМистериальный миф северных лабиринтов – 13
Роман БагдасаровСимволика вымышленного коня в русской традиционной культуре – 22
Татьяна АнтиповаФормирование идеи империи в гностических ересях XV-XVI вв – 35
Всеволод Сахаров Просвещенный мистицизм Александровской эпохи – 40
Елена МилюгинаОбраз поэта-пророка в поэзии русского романтизма и эзотерический мотив "духовного ученичества" – 46
Юрий СоловьевСмысл русской иконы в творчестве П.П. Муратова – 59
Вера СамохваловаЧеловек и спасение мира: от правочлавного синергизма через русский космизм к идеям вовременной синергики – 64
Россия и гнозис: Материалы конференции, 23 марта 1999 г. / Под ред. Т.Б. Всехсвятской и А.Г. Петрова. – М.: Рудомино, 2000.
Содержание:
От редакции – 3
Николай Шабуров Историография античного герметизма – 4
Евгений ЛазаревПрарусский гностический миф в контексте палеоарктический культуры – 15
Антонина ДобряковаЗооморфные духи-помощники и волшебные существа в сибирском шаманизме и славянском язычестве – 24
Роман БагдасаровХристианская космология Древней Руси – 35
Ирина ПротопоповаМетафора лестницы в текстах о "восхождении души" – 43
Татьяна АнтиповаМасонские легенды в древнерусских повестях и апокрифах – 48
Владимир КульматовК истории распространения идей Раймунда Луллия в России – 53
Аркадий Ровнер"Третье откровение" Жозефа де Местра – 63
Россия и гнозис: Материалы конференции, 22 – 23 марта 2000 г. / Под ред. Т.Б. Всехсвятской и А.Г. Петрова. – М.: Рудомино, 2001.
Содержание:
От редакции – 3
Марианна ТрофимоваГнозис и ритуал – 4
Николай ШабуровК истолкованию Поймандра – 13
Вадим ЖдановИудейские истоки гностицизма: Мелхиседек в рукописях Курмана и Наг-Хаммади – 22
Людмила Жукова Апостол Павел и гностицизм – 33
Роман СветловЧто исповедовали катары? – 41
Виктор СмирновГнозис – тайное предание апостолов – 52
Евгений ЛазаревК вопросу о знаковых системах русского гнозиса – 62
Роман БагдасаровЗмей мытарств и многофазовая инициация в христианстве – 81
Игорь ЕвлампиевГностическая мировоззренческая парадигма и ее преломление в русской философии конца XIX – начала XX века – 91
Алексей КозыревГностическая тема в софиологических спорах 1930-х годов – 100
Борис РежабекГностические предстваления о спасении и учение Николая Федорова – 113
Россия и гнозис: Материалы VII научной конференции, 10 – 11 апреля 2001 г. / Под ред. Т.Б. Всехсвятской и А.Г. Петрова. – М.: Рудомино, 2002.
Сборник материалов седьмой ежегодной научной конференции "Россия и Гнозис", состоявшейся по традиции в Овальном зале Библиотеки иностранной литературы в марте 2001 года, содержит тексты выступлений участников. Настоящий сборник отражает философские, исторические и культурологические аспекты гностицизма в контексте истории и культуры России и религиозных представлений Востока и Запада. Мнение редакции может не совпадать с суждениями авторов сборника.
Содержание:
От редакции – 3
Евгения СмагинаБиблейская экзегеза и истоки гностицизма – 4
Священник Георгий ЧистяковКомментарий к докладу Евгении Смагиной – 13
Роман СветловИдея "Другого" в Гнозисе – 17
Борис ФаликовГностические элементы в новых религиях – 22
Антонина ДобряковаЗмея как символ в мифологиях и религиях мира – 28
Евгений ЛазаревК вопросу о полярной символике в латинской алхимической традиции – 40
Лариса ТанаеваОб одном из вариантов иконографии новозаветной Троицы в латинской Америке и Европе – 55
Татьяна АнтиповаГностические элементы русской религиозности – 72
Алексей РахманинДревнерусский "дуализм"в свете родопочитания – 79
Глеб СоболевСолнце и звезды в архитектуре Кенозера – 93
Андрей КунаревО происхождении имени героя романа "Преступление и наказание" – 100
Павел ГроховскийБуддизм и Гнозис – 112
Алексей МасловКитай как гностическая фантазия – 119
Россия и гнозис: Материалы конференции, 22 – 23 апреля 2002 г. / Под ред. Т.Б. Всехсвятской. – М.: Рудомино, 2003.
В сборник включены материалы Восьмой ежегодной научной конференции «Россия и Гнозис», которая состоялась 22-23 апреля 2002 года в Овальном зале Библиотеки иностранной литературы. Читатель найдет здесь анализ античного гностицизма и размышления о религиозности нашего времени, алхимические штудии, экскурс в гнозис Древнего Востока, славянское и иудейское гностическое присутствие в русской культуре и истории. Мнение редакции может не совпадать с суждениями авторов сборника.
Содержание:
От редакции – 5
Отец Георгий ЧистяковРелигиозность мира сегодня и завтра – 7
Евгения СмагинаГностические мотивы в позднеантичных магических текстах – 14
Алексей КаменскихОб одном из источников софиологии Валентина – 19
Татьяна ДолининаАлхимия как концептуальная модель гносеологической парадигмы – 24
Евгений ЛазаревПолярный символизм алхимического трактата "AURORA CONSURGENS" – 33
Игорь Святополк-ЧетвертынскийЗмееборческие концепты в Авесте, среднеперсидских текстах, Шахнаме, Риг-Веде, в хеттском мифе об Иллуянке, в древнегреческой традиции и шумерском мифе LUGAL UD ME-LÁM-BI. Реконструкция индоевропейской змееборческой модели – 41
Сергей БорисовВосточный Гнозис: система санкхья-йоги – 63
Каринэ ДиланянБуддийское колесо жизни и астрология освобождения – 74
Ксения ПожарскаяПонятие дома как микрокосма в языческом миропонимании восточных славян – 77
Глеб СоболевСолнце и звезды в архитектуре Кенозера – 98
Константин БурмистровКаббалистическая экзегетика и христианская догматика: еврейская мистика в учении русских масонов конца XVIII в. – 102
Роман Светлов"Тайный град" и история идеи "мирового града" – от Вавилона до Петербурга-"четвертого Рима" – 114
Светлана БарановаДантовский аспект одесского рисунка А.С. Пушкина – 118
Андрей Кунарев"Како Веруеши?" (М. Горький и проблема веры) – 128
Россия и гнозис: Материалы конференции, 21 – 22 апреля 2003 г. / Под ред. Н.В. Пожарской, И.Н. Потылицыной, Т.Б. Всехсвятской. – М.: Рудомино, 2004.
В сборник включены материалы девятой ежегодной научной конференции «Россия и Гнозис», которая состоялась 21 – 22 апреля 2003 года в Овальном зале Библиотеки иностранной литературы. Читатель найдет в сборнике размышленния об алхимии, русском старообрядчестве, клнописи, мифологии Древнего мира и богословии Нового времени. Искусство и художественная литература, философия и фольклор, каббалистические изыскания и святоотеческие предания были темами выступлений участников конференции из Санкт-Петербурга, Тулы, Перми, Москвы и др. городов России и зарубежья. Мнение редакции может не совпадать с суждениями авторов сборника.
Содержание:
От редакции – 5
Добрякова АнтонинаТуле – легенда севера – 6
Святополк-Четвертынский ИгорьЗаклинания через клинопись: несколько слов о вавилонском искусстве – 17
Маслов АлексейМистики в поисках логики – 45
Светлов РоманИдея политической свободы и чаяние загробного бессмертия в античной культуре – 51
Родин ЕвгенийКонцепция христианского эроса в CORPUS AREOPAGITICUM и толковании на нее Максима Исповедника – 59
Лазарев ЕвгенийАлександрийская алхимия: египетский гнозис или христианское делание? – 62
Кузьмин АндрейСозвездия в итальянском искусстве XV – XVI веков – 70
Томашевич ОльгаДревнеегипетская любовная магия – 80
Диланян КаринэАстрология: от античного гнозиса до аналитической психологии – 91
Бурмистров КонстантинКаббалистическая космогония в учении русских масонов конца XVIII - начала XIX века – 95
Константинова МаринаИндивидуальный духовный опыт как истичник нравственных воззрений старообрядчества – 103
Хорев Антон Нил Сорский и Иосиф Волоцкий: знание и политизация религии – 112
Каменских АлексейТрагедия космогонической объективации в валентинианстве и в русской религиозной философии – 119
Плетнева НаталияПроблема "по ту сторону добра и зла" в философии Н.А. Бердяева и Ф. Ницше – 130
Клюзова МарияРелигиозно-философские искания Л.Н. Толстого: этико-гносеологический синтез разума и веры – 139
Жданов ВадимВиссарион – гностик? Элементы гностических систем в вероучении последнего завета – 146
Россия и гнозис: Материалы конференции, 19 – 20 апреля 2004 г. / Под ред. Н.В. Пожарской, И.Н. Потылицыной, Т.Б. Всехсвятской. - М.: Рудомино, 2006.
В сборник включены материалы десятой ежегодной научной конференции "Россия и Гнозис", которая состоялась 19-20 апреля 2004 года в Овальном зале Библиотеки иностранной литературы. На страницах сборника представлены размышления исследователей об истоках и развитии некоторых религиозно-философских учений, о мировых и российских эзотерических традициях, древней мифологии и русской философии XX века. Мнение редакции может не совпадать с суждениями авторов сборника.
Содержание
От редакции – 5
Зайцев КонстантинКорни масонства в мистериях Египта и других стран Древнего мира – 6
Еремеев ВладимирДревнекитайская арифмосемиотика и феномен "осевого времени" – 16
Кондратьев АндрейЕрмий Тривеликий: мифология имено – 31
Святополк-Четвертынский ИгорьЗенд - Авеста: сакральный текст и его трансформация – 47
Бурмистров КонстантинКаббала и алхимия: к истории взаимоотношений двух эзотерических традиций – 66
Диланян КаринэАстрология как организующая структура искусства памяти – 88
Алексеева ЛилияЗмей русской сказки на фоне драконов мировой мифологии: (фольклорный образ полярных сияний) – 98
Фомин ОлегГерметические мотивы в топонимике, памятниках искусства и письменности золотого кольца России – 126
Нестеров АнтонEMBLEMATA на двух портретах елизаветинской эпохи или миф о Тесее и "самостоятельная жизнь символов" – 151
Ильина АлинаЭлементы древнего гностицизма в поэме А.С. Пушкина "Медный всадник" – 174
КЛЮЗОВА МарияЛев Толстой и Иммануил Кант: рациональное обоснование морали и этическая критика разума – 185
МЕСИТОВА СветланаКатегориальная танатология: мифологемы смерти в русской религиозной философии (конца XIX - начала XX вв.) – 205
РОДИН ЕвгенийПонятие любви в гностицизме и христианстве – 222
Черный ЮрийГностические мотивы в философии эроса Н. Бердяева – 226
Зов Розенкрейца: Четыре века живой традиции. Материалы симпозиума, 29 ноября 2004 г. / Под ред. Т.Б. Всехвятской, А.Г. Петрова – М.: Рудомино, 2005.
В настоящем сборнике представлены тексты выступлений участников симпозиума "Зов Розенкрейца. Четыре века живой традиции", который проходил в Москве в Библиотеке иностранной литературы 29 ноября 2004 года. Проведение симпозиума было приурочено к открытию международной выставки с тем же названием, изданы каталог и сборник материалов к выставке. И сам симпозиум, и материалы, собранные в настоящем издании, уникальные тем, что здесь представлены точки зрения различных современных эзотерических обществ на историю возникновения и учение классических розенкрейцеров. Представители этих обществ и организаций высказали свое отношение к роли учения розенкрейцеров в общем потоке развития европейской эзотерики.
Содержание:
Ритман ЙоостРождение братства розенкрейцеров в Европе - 4
Соловьев СергейСовременное братство розенкрейца - 16
Кавтарадзе ГеоргийАнтропософия и розенкрейцерство - 25
Логаева ЕленаЕлена Блаватская: розенкрейцеры - философы огня - 30
Коптелов ВладимирОб истории и учении Древнего Мистического Ордена Розы и Креста - 37
![]()
Зов Розенкрейца: Четыре века живой традиции. Сборник материалов к выставке / Отв. ред. А.Г. Петров, ред. Т.Б. Всехсвятская. – М.: Рудомино, 2004.
Содержание:
Екатерина Гениева. Предисловие – 6
Ян ван Рэйкенборг. "Для каждого живущего звучит над миром Зов" – 9
Йоост Ритман. Под знаком Христиана Розенкрейца – 11
Катароза де Петри, Ян ван Рэйкенборг. Заявление Братства Розенкрейца – 16
Карлос Гилли. Распространение Fama Fraternitatis R.C. в переводах – 18
Франц Смит. Зов Розенкрейца. Четыре века живой традиции.1. Введение – 232. История возникновения Манифестов. XVII век – 263. Манифесты – 344. Восприятие Манифестов в XVII веке – 425. Восемнадцатый век – 546. Девятнадцатый век – 607. На рубеже XIX - XX веков – 648. Двадцатый век - с 1924 года – 71
Карлос Гилли. Розенкрейцеры в России в XVII - XVIII веках – 83
Источники – 99
Chronologisch overzicht van de Rozenkruisersbewegingen – 101
Пути Гермеса. Материалы симпозиума 14 февраля 2008 г. / Отв. ред. А.Г. Петров. – М.,: ВГБИЛ, Центр книги Рудомино, 2009. – 208 с.
«Вопрос о поиске Бога, о связи между источником жизни, развитием бесконечной Вселенной, вопрос о тайне нашей планеты, Матери-Земли - голубой планеты, столь великолепно видимой из космоса, и о появлении современного человека, Homo sapiens, волновал сознание с незапамятных времен. Но сейчас, в большей степени, чем сорок тысч лет назад, он оказался основополагающим вопросом для человеческого разума. Поиск Бога приобрёл в современном люществе новое измерение в результате продолжающихся исследований состава атома, а также взаимоотношений между энергией и материей.» // Йоост Р. Ритман, основатель Biblioteca Philosophica Hermetica, Нидерланды.
Содержание:
Гениева Екатерина ЮрьевнаВступительное слово – 4
Тимен А. Коувенаар. Приветственное слово – 6
Остервик-Ритман Эстер. Пути Гермеса - Пути России – 7
Ритман Йоост Р. Компедиум Герсема Трисмегиста: "Кто есть Бог, Что есть Бог?" – 14
Ван ден Брук РолофГерметизм и христианская мысль: прошлое и настоящее – 28
Шабуров Николай ВитальевичПуть Гермеса в Россию: К историографии герметизма – 39
Мома Алексей ЮрьевичДождёмся ли мы русского издания библиотеки Наг-Хаммади – 48
Рашковский Евгений БорисовичВера и поздание в оде Г. Державина "Бог" – 58
Евлампиев Игорь ИвановичВзаимодействие герметизма и гностицизма в российской культуре – 78
Рычков Александр ЛеонидовичАлександрийская мифологема у русских младосимволистов – 108
Приложение – 167
Пометы Александра Блока в «Истории древней философии» Вильгельма Виндельбанда. Вступление, комментарии и примечания Александра Рычкова – 169
Summary – 199
Пути Гермеса. Обзор выставок во Флоренции, Венеции, Амстердаме, а теперь – в Москве. // Серия Гермес, 15. – Амстердам: Ин де Пеликаан, 2008.
Выставка «Пути Гермеса» является продолжением двух ранее организованных БГФ выставок, имевших огромный успех: выставки 1999 года во Флоренции в библиотеке Медичеа Лауренцианна и выставка 2002 года в Венеции в библиотеке Марчиана. Впервые экспозиция «Пути Гермеса» была представлена в Амстердаме в 2002 году. Сегодня наша выставка проходит в Москве, и мы надеемся, что она станет источником света, который будет освещать Россию в грядущие столения. // Е.Ю. Гениева, ген. директор Библиотеки иностранной литературы, Э. Оостервяйк-Ритман, директор и библиотекарь Библиотеки герметической философии.
Герметическая» хронология // Пути Гермеса, с. 29-41
РОССИЯ И ГНОЗИС | ЮБИЛЕЙНОЕ ИЗДАНИЕ
Россия и гнозис. Труды Международной научной конференции «Раннехристианский гностический текст в российской культуре» в ВГБИЛ им. М.И. Рудомино 21.01.2011 г. / Отв. ред. А.Л. Рычков. Т. I. — СПб.: Издательство РХГА, 2015. — 407 с. : ил.
Настоящее издание подготовлено в связи с 20-летним юбилеем конференций «Россия и гнозис» в Библиотеке иностранной литературы и включает материалы ежегодной Международной конференции «Россия и гнозис», прошедшей в ВГБИЛ 21 января 2011 г. и посвященной теме «Раннехристианский гностический текст в российской культуре».
СОДЕРЖАНИЕ
От редакции. О конференциях «Россия и гнозис» - 7Гениева Е. Ю. Приветственное слово - 9
Часть IГностический топос «Серебряного века» и современностиГачева А. Г. Гностические мотивы в философской мистерии В. Н. Муравьева «София и Китоврас» - 15ПриложениеМуравьев В. Н. «София и Китоврас» [Фрагмент диалога] (Публикация д. филол. н. А. Г. Гачевой из архива НИОР РГБ) - 35Дайс Е. А. Чехов как гностик. - 52Дрогалина Ж. А., Дьячков А. Н.В. В. Налимов и гностицизм. О неопубликованной статье «Вглядываясь в далекое прошлое» и ее авторе — В. В. Налимове. - 56ПриложениеНалимов В. В. О гностиках и гностицизме [Фрагменты] - 65Налимов В. В. Вглядываясь в далекое прошлое (Публикация Ж. А. Дрогалиной из частного архива) - 75Евлампиев И. И. Гностическое христианство в истории европейской философии - 97Корнблатт Джудит Д. (США) Владимир Соловьев: гнозис и Мудрость (Пер. с англ. Е. А. Дайс) - 117Нефедов А. В. Рукописная «Герметическая библиотека» книгоиздателя Николая Новикова как отражение развития религиозно-философских течений в России в конце ХVIII — начале ХIХ века - 133Рашковский Е. Б. Порабощенная душа: софийный сюжет в истории еврейской мысли и культуры - 148Ровнер А. Б. Вступительное слово к докладу Виктории Андреевой - 163Андреева В. А. София Премудрость Божья — Прекрасная Дама русского символизма (Новая христианская парадигма у младосимволистов) - 166Смит Швинн Мерилин (США) Встреча в мифе орфика с богомилом, или Почему Джейн Харрисон помогла в нужде Алексею Ремизову? (Пер. с англ. П. С. Коростелева под ред. Кори Глиссон, США) - 183Халтурин Ю. Л. Софиология московских розенкрейцеров конца XVIII — начала XIX века: метафизика, символика, практики - 192Приложение. Халтурин Ю. Л. Речь «О сотворении мира» Семена Гамалеи. Предисловие к публикации - 204Гамалея С. И.О Премудрости. Из «Речи о сотворении мира» в ложе «Девкалион» (Публикация к.ф.н. Ю. Л. Халтурина из архива НИОР РГБ) - 209
Часть IIГностические первоисточники в РоссииАлексеев Д.А. Коптский гностический текст Мелхиседек (NH IX, 1) - 215ПриложениеМелхиседек (NH IX, 1). Фрагменты текста, перевод и комментарий (Пер. с коптского и коммент. Д.А. Алексеева) - 247Хегай Л.А. Гностические темы в практике юнгианского аналитика - 271Дульнева Н.В. Преемственность и разрыв парадигм в гностической интерпретации катаризма между историографией эпохи «Серебряного века» и современной западноевропейской медиевистикой - 280Приложение 1. Фрагменты рукописи Жана де Доа из архива Инквизиции д’Альби… хранящейся в Национальной библиотеке Франции - 300Приложение 2. Из письма Эвервина, аббата Штайнфельда, святому Бернару. 1143 год - 302Лазарев Е. С. Литургия Митры (PGM IV 475–834). - 306Приложение. Литургия Митры. (Пер. с древнегреч. Е.С. Лазарева, коммент. Е.С. Лазарева и А.Л. Рычкова) - 314Рычков А.Л. Небесная таможня: О корреспонденции магических амулетов с гностическими именами в IV Книге PISTIS SOPHIA (к постановке проблемы) - 355Приложение. Гараджа А.В., Рычков А.Л. Одно греческое лесбийское заклинание из Египта: Suppl. Mag. 1.42 (Пер. с древнегреч. А. В. Гараджи, предисл. и коммент. А.Л. Рычкова) - 375Уолтон Сара (Великобритания). Pistis Sophia в литературе Нового времени: Представление «магических» слов Иисуса Христа, практиковавшихся древними христианскими гностиками в Египте (Пер. с англ. Д.А. Алексеева) - 395
Россия и гнозис. Труды Международной научной конференции «Судьбы религиозно-философских исканий Николая Новикова и его круга» в ВГБИЛ им. М.И. Рудомино 15–17.10.2012 г. / Отв. ред. А.Л. Рычков. Т. II. — СПб.: Издательство РХГА, 2015. — 432 с.: ил.
Настоящее издание подготовлено в связи с 20-летним юбилеем конференций «Россия и гнозис» в Библиотеке иностранной литературы и включает материалы ежегодной Международной конференции «Россия и гнозис», прошедшей в ВГБИЛ 15–17 октября 2012 г. и посвященной теме «Судьбы религиозно-философских исканий Николая Новикова и его круга». Конференция приурочена к 90-летию Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. М. И. Рудомино и посвящена обсуждению и возвращению в культурный оборот идей духовного просветительства Николая Новикова и его круга.
СОДЕРЖАНИЕ
От редакции. О конференциях «Россия и гнозис» - 7Гениева Е. Ю.Вступительное слово на открытии конференции «Россия и гнозис — 2012» - 9Ритман Эстер, Ритман Йоост, Петров А. Г., Нефедов А. В.Приветственные слова - 11Дергачев Г.Б.Мировоззрение Н. Новикова и его круга в контексте истории (Приветственное слово) - 15Менцель БиргитГнозис глазами западной науки: ЕSSWE и не только (обзор исследований) - 22
Часть IИдеи просветительства Николая Новикова и его кругаВайскопф М. Я. (Израиль)«Мгновенный лед»: Бытие как этический долг в мировоззрении Афанасия Фета - 47Драгайкина Т.А.Роль И.В. Лопухина в истории русской культуры - 59Евлампиев И.И.Место Новикова и его круга в истории русской философии: гностическая концепция человека - 73Кучурин В.В.К вопросу о религиозных взглядах А. Ф. Лабзина в начале XIX века - 83Нефедов А. В.Столетняя история создания скульптурного образа книгоиздателя-просветителя Николая Новикова - 89Новиков В. И.Н. И. Новиков и А. С. Пушкин - 102Рашковский Е. Б.Парадоксы века просвещения, или Может ли Моцарт быть обманщиком? - 110Тюриков А. Д.Русский просветитель И. Г. Шварц (1751–1784) - 126
Часть IIРусское розенкрейцерство как эзотерическое христианствоКондаков Ю. Е.Карьера Н. И. Новикова в ордене золотого и розового креста - 141Морамарко Микеле (Италия)Розенкрейцерское возрождение в современном итальянском масонстве (Перевод с англ. Ю. Халтурина) - 151Приходько И. С.Блок и Данте: миф о посвятительном пути Поэта - 165Рычков А. Л.Идеи Николая Новикова в жизнетворчестве Александра Блока и его литературного окружения - 176Силард Лена (Италия)Андрей Белый — розенкрейцер (К проблеме символизма и розенкрейцерства в России) - 204Фаджонато Раффаэлла (Италия)Трансформация идеи возрождения «внутреннего человека» в первых редакциях романа Л. Н. Толстого «Война и мир» - 226Халтурин Ю. Л. Гнозис и гностицизм в мировоззрении русских розенкрейцеров конца XVIII — начала XIX века - 242
Часть IIIФилософская и эзотерическая мысль круга Новикова:искания русского масонства и современностьАптекман Марина (США)София-Мудрость и Божественный свет: масонская интерпретация Творения в русской литературе XVIII века (Перевод с англ. Ю. Халтурина) - 263Богдан Хенрик (Швеция)Масонство и западный эзотеризм (Перевод с англ. Ю. Халтурина и А. Мома) - 278Карпачев С. П.Вольные каменщики против декабристов - 313Коллис Роберт (Великобритания)Устав Мелиссино, масонство высоких степеней и возникновение иллюминизма в России (Перевод с англ. Ю. Халтурина и А. Мома) - 322Кузьмишин Е. Л.Масонский Исправленный Шотландский Устав в России - 342Махлина С. Т., Карвелис М. А.Масонские символы в русской культуре XVIII века - 362Сагалакова Г. А.Мировоззрение русских масонов последней четверти XVIII века - 376Серков А. И.Дружеское ученое общество, масонский проект, «чтоб профаны и подозревать не могли» - 391Халтурин Ю. Л.Небеса внутри: смысл масонского посвящения (на материале архивов московских розенкрейцеров конца XVIII — начала XIX века) - 403Шаргородский С. М.«Крата Репоа» в египтософской традиции и русском масонстве XVIII века - 410Сведения об авторах - 428
Указатель имен | Авторы
...
mir-gnozis.ru
Россия и гнозис. Т. I. Труды Международной научной конференции: philologist
Россия и гнозис. Труды Международной научной конференции «Раннехристианский гностический текст в российской культуре» в ВГБИЛ им. М. И. Рудомино 21.01.2011 г. / Отв. ред. А.Л. Рычков. Т. I. — СПб.: Издательство РХГА, 2015. — 407 с. : ил. ISBN 978-5-88812-714-8; ISBN 978-5-88812-712-4 (Т. 1)Настоящее издание подготовлено в связи с 20-летним юбилеем конференций «Россия и гнозис» в Библиотеке иностранной литературы и включает материалы ежегодной Международной конференции «Россия и гнозис», прошедшей в ВГБИЛ 21 января 2011 г. и посвященной теме «Раннехристианский гностический текст в российской культуре».
СОДЕРЖАНИЕ
От редакции. О конференциях «Россия и гнозис» . . . 7Гениева Е. Ю. Приветственное слово . . . . 9
Часть I. Гностический топос «Серебряного века» и современности
Гачева А. Г. Гностические мотивы в философской мистерии В. Н. Муравьева «София и Китоврас» . . . 15ПриложениеМуравьев В. Н. «София и Китоврас» [Фрагмент диалога] (Публикация д. филол. н. А. Г. Гачевой из архива НИОР РГБ) . . . . 35
Дайс Е. А. Чехов как гностик. . . . 52
Дрогалина Ж. А., Дьячков А. Н. В. В. Налимов и гностицизм. О неопубликованной статье «Вглядываясь в далекое прошлое» и ее авторе — В. В. Налимове. . . . 56ПриложениеНалимов В. В. О гностиках и гностицизме [Фрагменты] . . . . 65Налимов В. В. Вглядываясь в далекое прошлое (Публикация Ж. А. Дрогалиной из частного архива) . . . . 75
Евлампиев И. И. Гностическое христианство в истории европейской философии . . . 97
Корнблатт Джудит Д. (США) Владимир Соловьев: гнозис и Мудрость (Пер. с англ. Е. А. Дайс) . . . . 117Нефедов А. В. Рукописная «Герметическая библиотека» книгоиздателя Николая Новикова как отражение развития религиозно-философских течений в России в конце ХVIII — начале ХIХ века . . . . 133
Рашковский Е. Б. Порабощенная душа: софийный сюжет в истории еврейской мысли и культуры . . . 148
Ровнер А. Б. Вступительное слово к докладу Виктории Андреевой . . . 163
Андреева В. А. София Премудрость Божья — Прекрасная Дама русского символизма (Новая христианская парадигма у младосимволистов) . . . . 166
Смит Швинн Мерилин (США). Встреча в мифе орфика с богомилом, или Почему Джейн Харрисон помогла в нужде Алексею Ремизову? (Пер. с англ. П. С. Коростелева под ред. Кори Глиссон, США) . . . 183
Халтурин Ю. Л. Софиология московских розенкрейцеров конца XVIII — начала XIX века: метафизика, символика, практики . . . 192Приложение. Халтурин Ю. Л. Речь «О сотворении мира» Семена Гамалеи. Предисловие к публикации . . . . 204Гамалея С. И. О Премудрости. Из «Речи о сотворении мира» в ложе «Девкалион» (Публикация к. ф. н. Ю. Л. Халтурина из архива НИОР РГБ) . . . . 209
Часть II. Гностические первоисточники в России
Алексеев Д. А. Коптский гностический текст Мелхиседек (NH IX, 1) . . . . 215Приложение. Мелхиседек (NH IX, 1). Фрагменты текста, перевод и комментарий (Пер. с коптского и коммент. Д. А. Алексеева) . . . 247
Хегай Л. А. Гностические темы в практике юнгианского аналитика . . . . 271
Дульнева Н. В. Преемственность и разрыв парадигм в гностической интерпретации катаризма между историографией эпохи «Серебряного века» и современной западноевропейской медиевистикой . . . . 280Приложение 1. Фрагменты рукописи Жана де Доа из архива Инквизиции д’Альби… хранящейся в Национальной библиотеке Франции . . . 300Приложение 2. Из письма Эвервина, аббата Штайнфельда, святому Бернару. 1143 год . . . . 302
Лазарев Е.С. Литургия Митры (PGM IV 475–834). . . . 306Приложение. Литургия Митры. (Пер. с древнегреч. Е. С. Лазарева, коммент. Е. С. Лазарева и А. Л. Рычкова) . . . 314
Рычков А. Л. Небесная таможня: О корреспонденции магических амулетов с гностическими именами в IV Книге PISTIS SOPHIA (к постановке проблемы) . . . . 355Приложение. Гараджа А. В., Рычков А. Л. Одно греческое лесбийское заклинание из Египта: Suppl. Mag. 1.42 (Пер. с древнегреч. А. В. Гараджи, предисл. и коммент. А. Л. Рычкова) . . . 375
Уолтон Сара (Великобритания). Pistis Sophia в литературе Нового времени: Представление «магических» слов Иисуса Христа, практиковавшихся древними христианскими гностиками в Египте (Пер. с англ. Д. А. Алексеева) . . . 395
ОТ РЕДАКЦИИ. О КОНФЕРЕНЦИЯХ «РОССИЯ И ГНОЗИС»
За 20 лет своего существования конференция «Россия и гнозис» несомненно стала неотъемлемым элементом российского культурного и научного дискурса. Ставшие ныне регулярными, эти конференции были инициированы состоявшейся в 1993 году во ВГБИЛ Международной выставкой «500 лет гностицизма в Европе», где акад. Вяч. Вс. Иванов выступил с докладом «Россия и гнозис». Доклад Вяч. Вс. Иванова дал имя последующим конференциям, которые с тех пор ежегодно проводятся в ВГБИЛ. За годы своего существования конференции с очевидностью показали наличие элементов гнозиса в разных пластах и на разных этапах русской культуры, объединив исследователей многих профилей в своем междисциплинарном дискурсе. Поэтому с 2011 года конференции «Россия и гнозис» было решено проводить в ВГБИЛ им. М. Рудомино тематически и сделать их международными.
Первая Международная конференция «Россия и гнозис — 2011» «Раннехристианский гностический текст в российской культуре», представленная в первом томе настоящего сборника, была посвящена истокам понятия: проблеме раннехристианского гностического текста в российской культуре, что обусловило обращение большинства исследователей к теме гностической Софии и ее роли в становлении культурного феномена «Серебряного века». Конференция была подразделена на три специализированные секции: 1) Гнозис в раннем христианстве; 2) Гнозис в «Серебряном веке» и 3) Гнозис в современности. Прошедшая по сложившейся традиции в Овальном зале ВГБИЛ 21 января 2011 года, конференция подтвердила серьезный интерес к данной теме в России, особенно — к гнозисной «траектории» в истории отечественной культуры «Серебряного века». Примечателен список тем у более чем двадцати участников конференции (приводимый ниже), свидетельствующий о междисциплинарности проблемы, ее связи с раннехристианскими исканиями и глубокой укорененности в истории русской культуры. Докладчики из Америки и Англии в этот раз От редакции. О конференциях «Россия и гнозис» не смогли приехать на конференцию лично, и их доклады были рассмотрены участниками как стендовые. Конференция вызвала оживленную полемику в прессе.
Представленная во втором томе настоящего сборника вторая Международная конференция «Россия и гнозис-2012» (15–17 октября 2012 года) — «Судьбы религиозно-философских исканий Николая Новикова и его круга» — была приурочена к 90-летию Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. М. И. Рудомино и посвящена обсуждению и возвращению в культурный оборот идей духовного просветительства Николая Новикова и его круга. Как символ преемственности духовно-просветительской деятельности Николая Новикова, в последний день конференции в Атриуме Библиотеки иностранной литературы был установлен и торжественно открыт бюст Николаю Ивановичу Новикову, а также проведена презентация сборника «Утренний свет Н. И. Новикова», изданного «Центром книги Рудомино». В рамках конференции работали две тематические секции: «Русское розенкрейцерство как эзотерическое христианство» и «Философская и эзотерическая мысль круга Новикова: их масонские искания и современность», а также был проведен круглый стол «Мировоззрение русских масонов: гнозис или просвещение?», экскурсия «Москва масонская», концерт музыки композиторов-мистиков времен Н. И. Новикова, презентация скульптурного проекта памятника Н. Новикову работы И. Коржева-Чувелева и другие мероприятия.
http://intelbook.org/2015-07-22-rossiya-i-gnozis-t-1/
Вы также можете подписаться на мои страницы в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiyи в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
philologist.livejournal.com


