Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Журнал "Монтессори-клуб" №1 (46)2015. Журнал клуб монтессори


Журнал "Монтессори-клуб" - Публикации | Facebook

МЫ РАБОТАЕМ С ДЕТЬМИ, КОТОРЫЕ СМОГУТ ПОСТРОИТЬ ДРУГОЕ ОБЩЕСТВО

Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 4 (54) 2016

В этом году мы отмечаем четверть века второй в…олны педагогики М. Монтессори в России. В такие даты, конечно, «бойцы вспоминают прошедшие дни». У нас в журнале тоже ностальгическое настроение. Мы попросили Надежду Николаевну Смирнову – одну из вдохновительниц Монтессори-педагогики в нашей стране, рассказать о том, как все начиналось, вспомнить счастливый воздух свободы 90-х и написать о многотрудном пути, которым мы идем, воплощая в жизнь идеи гуманистической педагогики.

Надежда Смирнова - психолог, Монтессори-педагог, руководитель МИМП

ТРИ НЕДЕЛИ ПОГРУЖЕНИЯ

Когда мне предложили написать «ветеранскую» статью, мне показалось интересным вспомнить, как все начиналось. Такой взгляд на историю российской Монтессори-педагогики глазами педагога из г. Снежинска.

Один из первых «больших» семинаров о Монтессори-методе, организованный командой Елены Александровны Хилтунен. Удивительные люди. Три недели погружения. Лекции, тренинги, чтение книг, даже практика в Монтессори-группе. А главное – вдохновение! 1991 год, воздух свободы!

Вернувшись в Снежинск, понимаю, что дальше жить, как раньше – невозможно. Провожу несколько встреч – для родителей, для воспитателей. Открываю свой курс, чтобы набрать и обучить педагогов. И открываю группу в обычной квартире, изготовив за месяц столько Монтессори-материалов, сколько только было возможно! И рамки-застежки, и розовую башню, и даже блоки цилиндров!

Потом были разные варианты: частное образовательное учреждение и МДОУ, некоммерческое партнерство «Родительский клуб» и ООО. Но всегда у нас были вместе педагоги, которые работают и до сих пор (Оксана Борисова, Лариса Пермякова, Анжела Залеская), и родители. Наши первые родители, наша главная опора и поддержка. Они нам поверили безо-говорочно, не требуя доказательств и подтверждений. Они вместе с нами переживали все перипетии переездов и переоформлений, хождения по ведомственным кабинетам и сопротивления попыткам закрыть и запретить. Однажды 1 сентября мы встречали у запертой двери арендованного помещения. Но нет худа без добра: так родился любимый многими поколениями снежинских монтессорийцев проект «Робинзонада». Педагоги с детьми поехали за город, на базу отдыха, изображая робинзонов, собирали гербарии и грибарии, ловили рыбу и наблюдали за цаплями, ходили по азимуту и рисовали карту местности, строили шалаши и разводили костры. А родители в это время решали вопрос с помещением для школы.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Но надо сказать, что в Снежинске всегда были и те, кто нас поддерживал: среди депутатов и чиновников, журналистов и педагогов обычных школ и садов. Мы писали методички, программы, проводили семинары, приглашали московских и иностранных педагогов, делились своим опытом с монтессорианцами России. Нам даже удалось получить лицензию на ведение образовательного процесса по разработанным нами программам детского сада и начальной школы Монтессори. А когда мы поехали на «Эврику» подавать документы на получение статуса федеральной экспериментальной площадки, то с нами поехала одна из мам – учредителей школы и зав. дошкольным отделом из управления образования. И идея эксперимента была очень интересная и нетривиальная для 90-х годов: общественное управление школой. Наши родители участвовали в управлении финансами и даже давали заказ на формирование содержания образовательного процесса, оставляя педагогам кадровые и методические вопросы.

Главные силы мы всегда черпали из общения с нашими детьми, школьниками, дошкольниками… Конечно, каждому педагогу, как и каждому родителю, его дети кажутся особенными. Но наши дети точно были удивительными. Они работали, выпускали газету, сочиняли стихи и музыку, писали письма в администрацию города, общались с педагогами из Голландии, организовывали походы и приглашали к участию нас, своих педагогов, дружили с детьми из детского дома, побеждали в шахматных турнирах, переписывались с монтессорийцами из США. И сейчас из наших выпускников двое прошли курс Монтессори-педагогики, работают с детьми. А бывшие наши родители стали бабушками и дедушками и теперь помогают детям организовывать нидо-группы для своих внуков.

АССОЦИАЦИИ

Очень интересна, на мой взгляд, история всяческих ассоциаций и объединений. Для меня все начиналось с Елены Александровны Елена Хилтунен, Дмитрия Георгиевича Сорокова, Марины Геннадьевны Сороковой и их «Дома Марии Монтессори». Потом появился Московский Монтессори-центр, в котором тогда работали Дмитрий Георгиевич Сороков, Марина Геннадьевна Сорокова, Константин Сумнительный, Михаил Викторович Богуславский. Они привезли в Москву преподавателей из Мюнхена. И это был звездный курс. 5 сессий по 2-3 недели. Основным преподавателем была фрау Мария Рот, но лекции читали и проф. Хельбрюгге, проф. Аурин, Лора Андерлик, Гербхардт Зееле. На этом курсе училась Ольга Лаптева Olga Lapteva, основатель омской фабрики по производству Монтессори-материалов. Именно эта фабрика сделала возможным широкое распространение Монтессори-педагогики по стране. Немногие решились бы открыть группу, если бы материалы приходилось делать самим или закупать в Голландии. На этом курсе училась Татьяна Костенко Татьяна Костенко, с чьим именем неразрывно связано развитие Монтессори-педагогики в г. Томске. Здесь же учились Валентина Ивановна Шалупенко и Лида Гришина – уже двадцать пять лет работающие в г. Озерске. И много других замечательных педагогов, создававших и создающих новые возможности для детей в разных уголках России.

При Московском Монтессори-центре была создана Межрегиональная Альтернативная Монтессори-Ассоциация (МАМА) под председательством Дмитрия Сорокова. Первая конференция МАМА проходила в институте Гете в Москве. Там вручались и первые дипломы выпускникам курса ММЦ и Мюнхенской академии реабилитации и развития. Конечно же, мы не могли остаться в стороне. Мне всегда казалось очень важным, чтобы педагоги Монтессори объединялись, сотрудничали, развивая и продвигая метод, чтобы как можно больше детей и родителей могли погрузиться в удивительный и счастливый мир Монтессори. Я вошла в состав правления МАМА, и мы немедленно создали отделение МАМА на Урале, в Снежинске. В Москве издавался альманах МАМА. А мы издавали бюллетень «Монтессори-практика». Вручную, практически на коленке. Печатали на машинке, тиражировали на ксероксе. Но сколько там было живой мысли, уникального опыта! Ассоциация МАМА просуществовала недолго. Но свой бюллетень мы выпускали несколько лет.

ПРООБРАЗ МИМПА

А в январе 1997 г. в Омске по инициативе Ольги Лаптевой прошел наш первый курс, прообраз и точка отсчета Международного института Монтессори-педагогики. Там впервые в качестве директора фабрики предстал широкой публике Александр Волошин Александр Волошин Вели курс мы втроем: я, Оксана Борисова Оксана Борисова и замечательный педагог из Тюмени Татьяна Чир. Именно от нее тогда прозвучала историческая фраза: «Вы только подумайте, что происходит: химик Оксана Борисова преподает нам русский язык так, как ее научила немка фрау Рот!» Конечно, с тех пор многое изменилось. И систему материалов, помогающих ребенку освоить русский язык, в Снежинске разработали и для детского сада, и для школы. И уже больше двадцати лет ее используют многие дети и педагоги во всех уголках России.

Конечно, многие скептики скажут, что от таких скороспелых курсов больше вреда, чем пользы. Чему могут научить за пару недель (а первый курс был еще короче!!!) доморощенные монтессорийцы, сами без году неделя. Но, во-первых, именно благодаря многочисленным подобным курсам, тренингам, семинарам, конференциям сейчас огромное количество людей в нашей стране понимает, что Монтессори – это не бутик, а Монтессори-педагогика нужна не только умственно отсталым детям. А во-вторых, сама Монтессори первый международный курс провела в 1910 году, через три года после открытия первого Дома ребенка. Как вы думаете, тот курс очень напоминал современные курсы АМИ? Она спешила поделиться с людьми своими открытиями ребенка и своим опытом. Честное слово, мы чувствовали себя так же: открытия – взахлеб, опыт – через край!

А через какое-то время Ольга Лаптева, уезжая на постоянное место жительства в Канаду, вместе с Еленой Апраксиной, Монтессори-мамой, занимавшейся профсоюзной деятельностью, создали Ассоциацию Монтессори-педагогов России как отделение Соцпрофа, так было удобнее. Елена Александровна Хилтунен, вопреки ее нежеланию занимать почетные должности, стала председателем Ассоциации, а председателем правления – Елена Апраксина, секретарем – Лариса Климанова. Без снежинцев, конечно, тоже не обошлось. Я была членом правления, а снежинское отделение – одним из первых в АМПР. Ассоциация разрабатывала более-менее приемлемые для российской действительности курсы подготовки педагогов, проводила конференции, на которых происходил не только обмен опытом, но и делались попытки разработать профессиограмму Монтессори-педагога, чтобы ввести в России такую отдельную профессию. Сейчас председателем правления АМПР является Лариса Климанова. АМПР регулярно проводит достаточно бюджетные курсы по подготовке Монтессори-педагогов от 0 до 6 лет.

В 2005 году была создана Ассоциация Монтессори-педагогов Урала и Сибири, которая в 2007 году переросла в Межрегиональную Монтессори-ассоциацию. Интересно, что штаб-квартира ММА была в г. Ревде, замечательном центре Монтессори-педагогики. Там было много групп детского сада, школьный Монтессори-класс (для школы даже строилось специальное здание!), большой оборудованный учебный центр по подготовке Монтессори-педагогов. И много учителей-энтузиастов, с горящими глазами и сердцами. К сожалению, этот центр сейчас перестал существовать, но люди-то остались! Они создали свои детские сады и центры не только в Ревде, но и в Екатеринбурге и даже в Санкт-Петербурге. А некоторые даже выпускают журнал «Монтессори-клуб»! И штаб-квартира ММА по-прежнему на Урале. Каждый год мы проводили одно большое мероприятие: конференцию или выставку материалов и разработок, приглашали зарубежных коллег, сами участвовали в международных конференциях, изучали опыт других стран и педагогов. Шесть региональных отделений от Питера до Владивостока, огромная работа по популяризации метода, по обучению педагогов, поддержке начинающих. Одной из задач ассоциации было способствовать становлению Монтессори-педагогики как «легальной» составляющей российского образовательного пространства. И сделано в этом направлении немало. Сейчас любой детский сад может написать свою собственную программу, опираясь на разработанную Еленой Александровной Хилтунен, Оксаной Борисовой и Валентиной Михайловой Валентина Михайлова программу «Детский сад по системе Монтессори», и лицензироваться. И каждая группа и каждый педагог может (если захочет) сверить свою деятельность со стандартом, разработанным в ММА, и провести развивающую экспертизу.

ПРО СТАНДАРТ

Про стандарт хочу написать особо. Мы запуганы этим словом. Наша любовь к Монтессори-педагогике отчасти связана с желанием освободиться от всяческих стандартов, идти своим путем и дать детям возможность жить не по шаблону. Но шаблон и стандарт – очень разные вещи. И в российском образовательном пространстве настало время стандартизации. Это не хорошо и не плохо. Это стремление определиться в огромном море разнообразия и вариативности. И принятый ФГОС дошкольного образования скорее открывает возможности, чем перекрывает какие-то пути. Если что-то и закрыто этим стандартом, то устаревший взгляд на дошкольника как на человека, готовящегося к школе.

В российском Монтессори-мире тоже огромное разнообразие и вариативность. Анна Пугачева с Константином Сумнительным продолжают развивать направление, ориентированное на АМI. Появилось и новое направление, также ориентированное на AMI, но по-другому – Вера и Александр Могилевы, Ирина Бортникова Ирина Бортникова , Юрий Филев. Елена Ситина Elena Sitina (Русское Монтессори-общество) приглашает для проведения курсов педагогов из AMS. Елена Тимошенко Елена Тимошенко и ее замечательный проект «Секрет детства» дают слово всем, кому есть что сказать. На мой взгляд, стандарт ММА в этом море ясно обозначает наши позиции. Мы открыты к сотрудничеству. Мы понимаем, что живой научный метод, развиваясь, всегда приводит к разнообразию и вариативности. И если нам важны не столько наши амбиции, сколько дети и их жизнь, то мы будем искать в первую очередь точки соприкосновения, а уже потом различия. Научимся выделять действительно важное, без чего полноценного развития по Монтессори-методу быть не может.

И включим это в наш стандарт, с которым можно сверять свою деятельность.

Удивительно, что такой упорядоченный, стройный метод образования, основанный на балансе свободы и дисциплины, создала Мария Монтессори, представительница Италии – страны творческих, эмоциональных людей. Но ни в одной стране пришедшие к власти диктаторы не смогли на него опереться, несмотря на идею порядка. Пришлось запретить.Думаю, и у нас в России метод Монтессори – это гораздо больше, чем просто образовательная система. И свобода, и дисциплина – понятия, не очень свойственные нашей стране. Но как хочется, чтобы это изменилось! Чтобы люди чувствовали себя свободными и не оставалось рабства в душах, а законы писались для того, чтобы служить этой свободе и порядку – и потому исполнялись. Двадцать пять лет Монтессори-педагогики в России – это один из шагов к изменению нашего мира. Мы работаем с детьми, которые смогут построить другое общество.

http://narodnayakniga.ru/books-30.html

ru-ru.facebook.com

Педагогический клуб "Монтессори Сити" Москва - Главная

О НАШЕМ АКАДЕМИЧЕСКОМ МОНТЕССОРИ КУРСЕ 6-12 В РМИ ❤️**************************************************************************

Ну, вот мы и запустили наш первы…й Академический монтессори-курс 6-12... Позади первый модуль... Впереди три года обучения...

Хочется подвести первые итоги...

Я объездила много стран... Я посмотрела разные монтессори-школы.... Три года назад по приглашению моего Учителя Каролины Гомез Дель Валле Caro Gomez del Valle я побывала в Мексике...

Меня очень впечатлили тогда мексиканские школы... Причём все, в которых мы с Каролиной были... Они очень отличались от школ, которые посещала раньше...

Я увидела очень хороший пример монтессори-пространства...Был в них какой-то другой дух... Очень близкий... открытый... созвучный...Школы настоящие... глубокие...

Не знаю, как словами точнее передать... но я почувствовала какую-то невидимую связь тогда с этими людьми и с этими школами...То ли по духу и ментальности мы очень близки с мексиканцами, то ли сыграла роль Каролина, то ли ещё по какой-то другой причине, но я тогда решила, что если когда-нибудь и буду открывать монтессори-школу - обязательно вернусь в Мексику, чтоб перенять опыт...

Я просто хочу сказать, что "заразилась" по-настоящему монтессори-школой 6-12 именно там...

До этого думала, что для меня нереально открыть школу и запустить курс по подготовке педагогов 6-12... Да и отговаривали до последнего многие...

За эти три года много чего произошло в моей жизни и жизни моих организаций...

Главный итог - что мы всё-таки приняли решение о проведении "Акдемического курса по подготовке монтессори-педагогов 6-12".

И я очень рада, что тренерами этого курса стали Монтессори-тренеры из Мексики Джули РИВЕРА и Лили ДОРБЕКЕР, которых рекомендовала Каролина."Поверь мне, - говорила Каролина. - Я знакома со многими уважаемыми Монтессори-тренерами... Но если ты хочешь в России по-настоящему... с Любовью...так как понимаю я... для курса 6-12 ты лучше тренеров не найдёшь..."

Джули и Лили и, правда, удивительные люди, настоящие монтессори-педагоги... у которых, как и у Каролины, слово с делом не расходится...

Они практики с более чем тридцатилетним опытом работы... Готовые передавать знания, опыт... Не просто из уст в уста... А так как учила Каролина... ОТ СЕРДЦА К СЕРДЦУ... С БОЛЬШОЙ ЛЮБОВЬЮ...

И вот теперь, совершенно очевидно... мы по-настоящему "больны" монтессори...)))

Мы все на нашем курсе просто влюблены в профессию Монтессори-педагога 6-12...

И мы начинаем видеть... чувствовать... понимать (ибо пропускаем через себя)... как работать в классе 6-12...

КАКОЕ Ж ЭТО СЧАСТЬЕ!!!

А как не хотелось расставаться в конце.... Радовало одно - ВПЕРЕДИ ТРИ ГОДА СОВМЕСТНОГО ОБУЧЕНИЯ...😊

Мои дорогие студенты! Дорогие первокурсники!

Как же я рада, что Судьба нас всех свела на нашем курсе!

Вы удивительные люди!!! СМЕЛЫЕ... Умные... Любящие...

Я видела, как горят ваши глаза, я видела, как вы радуетесь новым открытиям... как Дети...Видела, как вы готовы помогать друг другу... Как вы умеете добывать знания... Как умеете признавать ошибки... Как классно получается у вас работать в команде... Я видела, как с каждым днём меняется пространство в классе... Как вы растёте...

И, ГЛАВНОЕ, КАК ВЫ ГОТОВЫ УЧИТЬСЯ... И МЕНЯТЬСЯ...

Спасибо вам, мои дорогие!

Спасибо вам за откровенный разговор, за ваши отклики, за то, что вы такие! Я благодарна Богу за нашу Встречу!

Знаю, что у нас всё получится!И вы будете первыми! И что это наша История...

Вот теперь-то я точно знаю, ЧТО МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ!!!

Кто-то скажет - так не бывает...

ЕЩЁ КАК БЫВАЕТ!!!!

Ведь у нас в РМИ родилась Настоящая Новая Большая Семья -"СЕМЬЯ МОНТЕССОРИ 6-12"... где все свои, где хотят учиться, где понимают друг друга, где готовы помочь...ГДЕ ЛЮБЯТ... Любят детей... Любят друг друга... Любят Мир, в котором живут... И очень хотят, чтобы этот МИР СТАЛ ДОБРЕЕ И ЛУЧШЕ...

ИМЕННО ЭТОМУ НАС УЧИЛА НАШ ДОРОГОЙ УЧИТЕЛЬ КАРОЛИНА ГОМЕЗ ДЕЛЬ ВАЛЛЕ...

Низкий ей поклон за всё...❤️

Всем УДАЧИ! До встречи в мае!

И НА СВЯЗИ...

ЛЮБЛЮ ВАС ВСЕХ!❤️

Да, чуть не забыла...

КАК ИТОГ ПЕРВОГО МОДУЛЯ - МЫ ОТКРЫВАЕМ МОНТЕССОРИ-ШКОЛУ 6-12 В НАШЕМ "МОНТЕССОРИ-СИТИ" в Вёшках.

Все педагоги, которые будут работать в классе 6-12 НАШИ СТУДЕНТЫ, у которых за плечами опыт работы...

Вот такие у нас Новости!!!

PS. А пока... Пока мы готовимся к запуску нового проекта

"Академического курса 0-6 с Еленой ЯНГ", который стартует уже совсем скоро.

Подробности здесь: ПОДРОБНО О КУРСЕ: https://www.facebook.com/events/158667254896896/

Будем рады новым студентам и новым друзьям!

ru-ru.facebook.com

Журнал «Монтессори клуб» 4 выпуск — Монтессори Press

Журнал «Монтессори клуб» 4 выпуск

Вышел четвертый в этом году выпуск электронной версии журнала «Монтессори клуб»

В номере:

ГРАММАТИЧЕСКИЕ КОНВЕРТЫ ИЗ XIX ВЕКА

Удивительно, что на учебных курсах для дошкольных Монтессори-педагогов далеко не везде преподается работа с грамматическим материалом Монтессори. Цветные коробочки (конверты) с «приказаниями» и грамматические коробки, придуманные ею еще в первые годы работы с детьми, почему-то откладываются на школьные годы и изучаются сегодня только в так называемых «продвинутых» учебных курсах, да и то лишь в трансляции западных вариантов материала. Интерпретированные для русского языка Юлией Ивановной Фаусек коробки с «приказаниями» и грамматические коробки вызывают недоверие у современных Монтессори-педагогов. Но архивные документы показывают нам, что принципы, по которым Юлия Ивановна составляла свой грамматический материал, нисколько не отличаются от тех, по которым работала Мария Монтессори. Меняется лишь лингвистическая суть законов родного для наших детей языка. В двух исторических публикациях этого номера журнала читатели смогут в этом убедиться.

ЮЛИЯ ФАУСЕК. ВОЗРАСТ ИНТЕРЕСА К СЛОВАМ

Юлия Ивановна Фаусек была великолепным интерпретатором идей Марии Монтессори. Высокое образование, точное видение детей и неутомимое экспериментирование с материалами, которые она видела в детских садах Марии Монтессори в Италии и созданных ею собственноручно для русского языка, давали ей право и возможность подтверждать и творчески разрабатывать идеи, рожденные в итальянской культуре. Смотрите, как точно и гениально просто она рассказывает в этой нашей публикации о своих разработках грамматического материала Монтессори для российских детей.

НАДЕЖДА СМИРНОВА. «МЫ РАБОТАЕМ С ДЕТЬМИ, КОТОРЫЕ СМОГУТ ПОСТРОИТЬ ДРУГОЕ ОБЩЕСТВО»

В этом году мы отмечаем четверть века второй волны педагогики М.Монтессори в России. В такие даты, конечно, «бойцы вспоминают прошедшие дни». У нас в журнале тоже ностальгическое настроение. Мы попросили Надежду Николаевну Смирнову – одну из вдохновительниц монтессори-педагогики в нашей стране, рассказать о том, как все начиналось, вспомнить счастливый воздух свободы 90-х и написать о многотрудном пути, которым мы идем, воплощая в жизнь идеи гуманистической педагогики.

ГЕРМАН ГРЕФ: «МЫ НАПИХИВАЕМ В ДЕТЕЙ НЕНУЖНОЕ БАРАХЛО. 5 РАДИКАЛЬНЫХ ТЕЗИСОВ»

Не в правилах нашего журнала вступать в рассуждения о политике. Мы стараемся не вмешивать своих читателей даже в политику образования. Монтессори-педагоги, сохраняя свою гражданскую позицию, стараются всегда быть на стороне детей, поддержать их в жизненных обстоятельствах, какова бы ни была политическая обстановка. Но все же мы живем не в безвоздушном пространстве, и нам не должно быть безразлично мнение знаковых людей нашего времени о современной школе, о школьном деле и роли образования в жизни страны. На форуме глава Сбербанка Герман Греф говорил об образовании едва ли не больше, чем об экономике. Вот пять тезисов из его выступления, которые касаются и нас с вами, дорогие читатели «Монтессори-клуба».

КАТЕРИНА ЯСЬКО. ЛИШЬ 50% СЕМИЛЕТОК ГОТОВЫ К СИДЕНИЮ ЗА ПАРТАМИ (ХОТЬ РЯДАМИ, ХОТЬ ЗА КРУГЛЫМ СТОЛОМ)

Профессиональных Монтессори-педагогов не может не привлекать идея построения института образования детей в соответствии с природными особенностями их возраста. Сама Мария Монтессори положила эту идею в основание своей педагогической системы. В появляющихся сегодня в нашей стране начальных школах Монтессори образовательные среды и жизнь детей обустраиваются принципиально иначе, чем в школах, к которым привыкло поколение их родителей. Вот почему мы еще и еще раз прислушиваемся к мнению нейропсихологов, профессионально исследующих детский мозг и психологическое развитие человека от рождения до наступления взрослости.

ЕЛЕНА ХИЛТУНЕН. О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАММАТИКЕ МОНТЕССОРИ-ФАУСЕК

Изучение со старшими дошкольниками и младшими школьниками грамматики по методу М. Монтессори мало похоже на любую из методик преподавания русского языка, которая существует в нашей педагогической науке и практике. В основе ее метода лежит принцип функционального освоения языка или его целенаправленное «проживание» с помощью всего накопленного ребенком естественного чувственного восприятия мира и мыследеятельного капитала. Читайте об этом подробнее на сатраницах нашего журнала.

МАРИЯ МАЙЕР. ЛЕЧИМСЯ, ИГРАЯ

Ах, сколько терпения, сколько веры, надежды и любви надо иметь, чтобы сделать счастливыми и радостными наших особенных деток! Они каждый час, каждую минуту проверяют нас на проявление лучших человеческих качеств. Они не дают нам расслабиться и удерживают в седле, что бы с ними ни случилось. Автор этой статьи совсем молодая, начинающая свой профессиональный путь психолог, медик и Монтессори-педагог. Но пусть позавидует каждый ее мастерству и искренности в работе с маленькими детьми, которым жизнь приготовила не самую простую дорогу. Желаем всем родителям особенных детей счастливой встречи с Монтессори-терапевтом Марией Майер. А пока читайте, пожалуйста в нашем журнале ее статью.

ВЛАДИМИР ЗАГВОЗДКИН. ЕЛЕНА ХИЛТУНЕН. МОНТЕССОРИ И ВАЛЬДОРФ В СОВРЕМЕННОМ КОНТЕКСТЕ

В этом году традиционные осенние Санкт-Петербургские Монтессори-чтения организаторы назвали «Начальная школа по системе Монтессори в российском образовательном пространстве». Сделана попытка найти общие связующие нити различных педагогических систем, в контексте которых работают современные начальные школы России, чтобы сверить позиции учителей и родителей по отношению к детям и к тем или иным идеям и технологиям образования. Предлагаем нашим читателям точку зрения специальистов в области Вальдорфской и Монтессори-педагогики – участников Монтессори-чтений – 2016.

ТАТЬЯНА ЕРМОЛИНА. «МУЗЫКАЛЬНЫЙ УГОЛОК»

В этой рубрике  с разрешения  Татьяны Ермолиной, автора  образовательной программы дошкольного образования «Музыка в детском саду по системе Монтессори», опубликован  отрывок из ее Программы, посвященный  организации музыкального уголка в детском саду Монтессори. Разрешение было получено. Программа готовится к выходу в свет в издательстве «Национальное образование». Не пропустите!

ЕЛЕНА ХИЛТУНЕН. «ЕЩЕ РАЗ О «КОРЗИНКЕ СОКРОВИЩ» ЭЛИНОР ГОЛЬДШМИД"

Игры с сенсорными корзинками характерны для малышей всех времен и народов. Их можно наблюдать где-нибудь в эфиопских племенах, в глухой индийской деревне и в то же время – в квартире нью-йоркского небоскреба или в обычной российской семье. Когда мама в старину принималась штопать белье, у ее ног тут же появлялся малыш, который увлеченно играл катушками, обрывками ткани, ленточками из ее коробки для шитья. И в наше время родителям приходится запирать нижние полки стеллажей и посудных шкафчиков, иначе все, что там находится, превратится в детские игрушки.

КСЕНИЯ КРАСНОВА. УПРАЖНЕНИЯ В СТИЛЕ МОНТЕССОРИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОРЫ, ШИШЕК И КОСТОЧЕК

Осень — исключительное время для сборов природных материалов. Это время для получения незабываемого сенсорного опыта для ребенка. Но в тоже время — хорошая пора для изучения особенностей всевозможных проявлений этого времени года. И родителям, и педагогам могут пригодиться эти упражнения с природным материалом в стиле Монтессори.

ЧИТАЙТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ЖУРНАЛ «МОНТЕСОРИ-КЛУБ» И СПЕШИТЕ К ДЕТЯМ С НОВЫМИ ИДЕЯМИ!

http://narodnayakniga.ru/books-30.htm

montessori-press.ru

Журнал "Монтессори-клуб" №1 (46)2015 ― montessori-club

оформить годовую подписку на журнал

Содержание выпуска

наследие

Мария Монтессори "Экспериментальная психология и школьные правила Гербарта"

Очень серьезная тема: ради чего учитель учит детей и кто на самом деле отвечает за их образование? Каковы, можно сказать, негласные очертания школьных правил, крепко засевших в наше сознание со времен Гербарта и невидимой нитью опутавшие представления людей об истинной научной педагогике и нашей роли в ней? Мы решили на этот раз выложить в журнале несколько цитат из второго тома избранных трудов Марии Монтессори. Надеемся, наши читатели найдут в них ответы в том числе и на вопросы, весьма актуальные в наши дни, особенно связанные со смыслами тех или иных научно-педагогических направлений, развивающихся в сегодняшней школьной жизни. 

наше наследие

Юлия Фаусек "Освоение детьми Азбуки и письма по методу Монтессори"

Шероховатые буквы... Подвижные алфавиты... Какими должны быть эти известные всем атрибуты подготовленной среды групп Монтессори в наших детских садах и начальных школах? Вариантов немало. Учебные курсы АМИ предлагают одно, в текстах Монтессори, ее коллег и прямых учеников находим другое, опыт российских Монтессори-педагогов говорит нам третье. Как во всем этом разобраться? Наверное, только путем проб и ошибок. И приемов, рожденных в своей собственной работе с детьми. Но это и хорошо! Выбор и само-определение – только они являются двигателями развития.В том числе и нашего профессионального движения вперед. В то же время для нашего выбора должны быть историко-культурные основания. Поэтому мы предлагаем читателям журнала обратиться к российскому педагогическому наследию. Изучаем со вниманием труды Юлии Ивановны Фаусек.

наследие

Анна Мария Маккерони "Драгоценные свидетельства прошлого"

В этом году открытое издательство «Народная книга» готовит к изданию на русском языке книгу Анны Марии Маккерони «Мои встречи с Марией Монтессори». Это – драгоценное свидетельство преданности автора служению идеям гуманистической педагогики и ее дружбы с выдающейся итальянской учительницей и ученой Марией Монтессори. Обе эти замечательные женщины глубоко понимали, что назначение школы – помогать ученикам, пробуждать в них уникальные внутренние возможности, а не оценивать их знания и умения. Если мы учимся, чтобы усвоить новые знания, а не чтобы получить хорошую отметку или сдать экзамен, мы не противоречим принципам работы человеческого сознания. Учение есть питание нашего ума, а не его истощение. Вот важные мысли Марии Монтессори, которые Анна Мария Маккерони пронесла через всю свою жизнь.

Педагогика без границ

Сильвия Вегетти Финци (Silvia Vegetti Finzi)  "Монтессори-педагогика – мужество не стареть. Корни реформ итальянского образования"

Теперь уже немало российских Монтессори-педагогов совершали поездки в Италию, на родину Марии Монтессори. Напомним также, что в 2011 году впервые в истории состоялась двусторонняя конференция итальянских и российских Монтесори-педагогов в городе Костелланца недалеко от Милана. И, наверное, многие замечали, что, в какую бы школу или детский сад в Италии они не входили, везде чувствовался этот особенный, мало похожий на европейский, дух, овеянный южными цветами, музыкой и безудержным темпераментом итальянцев, с которыми непросто провести «урок тишины» или терпеливо раскладывать на коврике бусинки. Но, оказывается, сами итальянцы недовольны своей школой. Как во всем мире, они пытаются политическими решениями реформировать ее и изменить к лучшему. А в последние годы особенно. Статья, которую мы предлагаем вниманию наших читателей, была недавно опубликована в журнале «Тетради Монтессори», который издает и редактирует большой друг российских Монтессори-педагогов, ученица М. Монтессори Грация Хонеггер Фрешко. Автор статьи, анализируя положение современной итальянской школы, предлагает повернуться к ее истокам, вспомнить и взять на вооружение идеи Марии Монтессори, которые становятся актуальными, как никогда раньше. Не имеет ли смысла и нашим российским деятелям образования перестать шарахаться от этого итальянского имени и считать Монтессори-педагогику экзотической? Возможно, именно за ее принципами уважительного отношения к детям, к учителям, к самостоятельному образованию человека и стоит будущее не только итальянского, но и российского образования? Ведь, по статистике, с момента принятия закона «Об образовании» в нашей стране покинули школу и перешли на индивидуальное и домашнее обучение более 1,5 млн россиян. И их число постоянно увеличивается. Не значит ли это, что наша традиционная школа, как и итальянская, все меньше устраивает современное поколение детей и их родителей и надо искать альтернативные пути образования? Становится все яснее интерес наших современников к истокам школы. Наверное, скоро нам предстоит сделать новый поворот. 

От классики к современности

Елена Хилтунен "Блок Сегена. Из истории материалов Монтессори"

Сегодня мало кто знает, что по своей врачебной специальности Мария Монтессори была хирургом. И в первые годы после окончания Римского университета она совершила немало успешных хирургических операций. В архиве ее семьи хранится целая связка благодарственных писем от различных пациентов молодой женщины-хирурга. Параллельно она читала лекции по педагогической антропологии, в которых, по свидетельству очевидцев, было мало антропологии, но много рассуждений о школе. «Обычно воспитание детей заключается в механическом усвоении ими содержания школьных программ. А эти программы составляются в департаментах образования и навязываются циркулярами. Мы можем лишь со стыдом потупить головы и закрыть лицо руками в столь явном игнорировании реальной жизни, расцветающей в наших детях... Чтобы выработать систему научной педагогики, нам предстоит идти путем иным, чем тем, каким мы следовали до настоящего времени. Преобразование школы требует новой подготовки преподавателя. Если мы желаем, например, сделать из учителя наблюдателя, знакомого с экспериментальным методом, необходимо дать ему возможность наблюдать и экспериментировать в школе... Важно установить метод, техники и от их приложения ждать окончательного результата, который будет черпаться из реального опыта». Эти слова написаны в 1909 году и пронизывают всю работу Марии Монтессори в ее непростом пути в педагогике.

Научный подход

Юдиджит Баттачарджи "Грамматика с рождения"

Несмотря на то, что люди воспитывают детей уже тысячи лет, мы еще плохо понимаем, как именно малыши учатся говорить, логически мыслить и планировать свои действия. Молниеносная скорость развития организма в первые годы совпадает с формированием огромного клубка нервных цепочек. У новорожденного в мозгу находится около ста миллиардов нейронов – столько же, сколько у взрослого. Пока ребенок растет, получая потоки информации от органов чувств, нейроны соединяются друг с другом, так что к трем годам в мозге возникает около ста триллионов таких контактов, именуемых синапсами. Разные стимулы – когда, например, младенец слышит колыбельную или тянется за игрушкой – способствуют созданию разных нейронных сетей. Нервные цепочки укрепляются в результате повторяющейся активации. Оболочка нервных волокон, состоящая из проводящего вещества миелина, утолщается вдоль часто используемых путей, и электрические импульсы передаются быстрее. Неиспользуемые цепочки отмирают из-за разрыва связей, называемого синаптическим прунингом. Между годом и пятью, а также в ранней юности мозг проходит через циклы роста и оптимизации, причем опыт играет ключевую роль в усилении тех цепочек, которым суждено сохраниться.

от 6 до 9 

Елена Хилтунен, Алексей Колабаев "Универсальные учебные действия в «другой» школе"

Когда несколько лет назад в Санкт-Петербургской Монтессори-школе Михайловой начали создавать начальную и основную школу, педагоги, большинство из которых были родителями детей этой школы, а прежде их малыши посещали Монтессори-сад, – вполне понимали, что традиционный уклад школьного обучения придется изменить.

учимся наблюдать

Екатерина Ковалева "Мы просто поставили в класс коробку"

Каждый Монтессори-педагог знает: как бы мы ни продумывали содержание развивающей среды, всегда найдется ребенок, который своим поведением покажет, что чего-то здесь не хватает. Возраст детей тоддлер-класса благоприятен для исследования себя и экспериментирования со своими ощущениями в познании мира. Наши педагоги обнаружили, что именно бытовые предметы являются для малышей объектами исследования. В руках детей они приобретают особый смысл. 

директорий

Жанна Ухина"Наш словарь речевых модулей"

Современные нормы жизни, хотим мы того или нет, влекут за собой изменения в области языка. Еще в школе нас учили, что в каждой профессии есть свои особенные профессиональные обороты речи, необычная терминология. Появляется новая профессия – возникают новые модели языка. Но бывает, когда терминология из одной области жизни переходит в другую, как бы уточняет, усиливает приходящее. Нечто подобное происходит и в языке современной Монтессори-педагогики. Ее возрождение в России 1990-х годов было сопряжено с появлением в те же годы негосударственных образовательных учреждений, создаваемых по моделям коммерческих фирм, оказывающих образовательные услуги. Частные детские сады должны были сами зарабатывать себе на жизнь, привлекая максимальное число клиентов. У администраторов, сотрудников и педагогов таких образовательных учреждений постепенно вырабатывался специфический язык точных и лаконичных оборотов речи, которые они использовали по отношению к своим клиентам – рождался язык, который помогал им быть убедительными и конструктивными в общении с родителями и детьми. Мария Монтессори, хотя никогда и не была истинным администратором, наверное, назвала бы этот язык старинным изречением, нередко употребляемым ею в книгах: «Веди счет словам своим!». А в наше время подобные небольшие, но логически законченные конструкции, используемые в менеджменте, называют речевыми модулями. Если речевые модули сформулированы точно и грамотно, они значительно облегчают педагогам общение и с детьми, и с их родителями. Наши пермские коллеги из семейного Монтессори-клуба «Розовая башня» выработали для себя необычный словарик речевых модулей. Предлагаем вам познакомиться с ним.

вольные игры

Сергей Реутский, Лариса Журавлева "Свободная игра в организованном пространстве"

В московской школе №734 и объединенном с ней детском саде физкультурные комплексы установлены во всех детсадовских группах и во многих классах. Стоят они уже лет восемь-десять. Физкультурный комплекс благодаря своим крупногабаритным размерам красуется посреди комнаты – замок не повесить, цепями не опутать. Как выглядит свободная игра дошкольников на таких комплексах и как относиться к ней воспитателю?

особые дети

Елена Штягинова "Счастье – это когда тебя понимают!"

Один из важнейших принципов Монтессори-педагогики – помогать всем детям в их жизни. Именно всем, а не только обычным или любознательным, детям с особенностями в развитии или одаренным. Поэтому в России есть немало детских садов и цент-ров, работающих по системе Монтессори, которые используют программы инклюзивного образования, а в их штате есть специальные психологи и Монтессори-терапевты. Если в детский садик приводят, например, ребенка с синдромом Дауна или малыша, который никак не начинает говорить, то при наличии в саду таких специалистов-дефектологов его, наверняка, возьмут и приложат все усилия, чтобы помочь. Какие же приемы и методы работы с детьми используются в таких случаях? Об этом рассказали новосибирские специалисты в недавно вышедшем методическом сборнике «Альтернативная коммуникация». Предлагаем нашим читателям перелистать страницы этой книжки. 

от 0 до 3-х плюс

Оксана Колосова "Зачем нужен коврик?"

Однотонный индивидуальный коврик для самостоятельной работы. Он скромно стоит около стеллажа и порою почти незаметен в подготовленной среде Монтессори-класса для приходящих сюда детей и их родителей. Зачем же он нужен? Почему так важен?

твоё авторское право

Аркадий Поляков "«Конструктор видов» – черчение с трех лет"

Продолжаем публиковать статьи в нашу рубрику «Твое авторское право». Хотим мы того или нет, время движется вперед, и идеи Марии Монтессори ищут подтверждения в современном мире. Несмотря на то, что черчение, как предмет изучения, незаслуженно изгнано из образовательных программ наших школ, конструирование не только поддерживается, но и «спустилось» к малышам из детских садов. Совсем недавно Оленегорский Монтессори-садик стал победителем конкурса на лучшую программу таких занятий с детьми. Малыши обожают строить, конструировать из лего, кубиков, да просто из любых деревянных и металлических конструкторов. Почему бы не придать такому их увлечению более серьезную и точную форму, не предоставить им освоить и основы черчения, без которого не может обходиться ни один настоящий архитектурный и инженерный проект? Тем более, многие классические Монтессори-материалы так и зовут детей проявить свои конструкторские способности.

Фоторепортаж 

У школьников при изучении геометрии часто возникают сложности, связанные с представлением объемного предмета. Разные упражнения с геометрическими телами в Монтессори-среде помогают развить объемное мышление и познакомить с азами стереометрии. Непростая для понимания тема может превратиться в интересную игру. Ребенок, выбрав геометрическое тело, делает его развертку на бумаге, потом ее вырезает и склеивает, получая тем самым исходное. Таким образом, легко понять, из каких плоских фигур состоит поверхность тела и как они его формируют. А пропущенная через пальчики информация запоминается надежнее. 

Детский Центр  раннего развития «Умная Кроха» г. Жуковский, г. Раменское www.u-kroha.ru

маленькие истории

Екатерина Скородинская "Детский сад по-американски"

В прошлом году в городе Томске в издательстве «Слово» вышла необычная для российских читателей книжка с названием «Пятидневка». Ее автор Катерина Скородинская живет сейчас в США и несколько лет работала там воспитателем детского сада. Мы уже публиковали в журнале отрывки из этой замечательной книги и теперь продолжаем знакомить с ней наших читателей. Герои маленьких историй, происходящих в американском детском саду, заставляют нас внимательнее вглядываться в жизнь детей, а рядом с ними и взрослых, видеть ее мудрыми глазами профессионального педагога и чувствовать тонкие нити, связывающие воедино два человеческих мира: взрослый и детский – связывающий независимо от места Земли, где эти маленькие истории происходят.

Боярыня, Царица, Осударыня, Гулена, Красава! Здравствуй, Масленица!

Неизменно каждый год в конце зимы или в начале весны мы встречаем Масленицу – любимый всеми нами праздник! Испокон веков на Руси и по сей день этот праздник отмечается бурно и весело и знаменуется широкими народными гуляниями, сопровождаемыми хороводами, шуточными кулачными боями, сжиганием чучела – символа уходящей зимы – и, конечно же, поеданием блинов – символа солнца и приближающейся весны. В старину на протяжении всей масленичной недели (Сырной седмицы) весь честной народ с радостью и разгульным веселием прощался с холодной зимой и призывал ей на смену весну! Ведь потом долгих семь недель нельзя будет веселиться, плясать и смеяться, поскольку сразу после Масленицы для православных христиан наступает Великий пост. На Новый год есть такая примета: как Новый год встретишь – так его и проведешь. Так вот, и на Масленицу есть такая же примета, поэтому нужно хорошенько повеселиться на Масленицу и тогда весь год жить в счастье, да и весна придет скорее, если ее встречать весело и задорно.

Фоторепортаж из Детского клуба  "Мамина радость" г. Щелково

montessori-club.webasyst.net


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта
-->