Электронный журнал об образовании. Об образовании журнал
Электронный журнал об образовании
В последнее десятилетие система СПО перетерпела значимые конфигурации. О ее нынешнем состоянии, механизмах и инструментах, влияющих на подготовку нужных и обученных кадров, также о новеньком законе «Об образовании в РФ» шла речь на всероссийской конференции управляющих учреждений проф образования «Современные тенденции развития проф образования Рф».
В последнее десятилетие система СПО перетерпела значимые конфигурации. О ее нынешнем состоянии, механизмах и инструментах, влияющих на подготовку нужных и обученных кадров, также о новеньком законе «Об образовании в РФ» шла речь на всероссийской конференции управляющих учреждений проф образования «Современные тенденции развития проф образования Рф».
Оценку сложившейся ситуации дали президент Союза директоров ссузов Рф Виктор Демин, генеральный директор Государственного агентства развития квалификаций РСПП Александр Лейбович, заведующая сектором ФИРО Ольга Батрова и другие авторитетные специалисты. Не считая того, в программку были включены семинар, мастер-класс и презентация интернационального опыта.
Конференция проводилась 15-16 апреля в Москве по инициативе наикрупнейшго русского устроителя деловых мероприятий – группы компаний «Открытый диалог». Информационным партнером выступил журнальчик «Аккредитация в образовании».
1-ое, что было отмечено на конференции: в новое столетие система среднего проф образования Рф вошла не в наилучшей форме. На это воздействовали как демографический спад, так и расширение доступности высшего проф образования. Начиная с 2000 года, толика выпускников учреждений НПО в нашей стране снизилась с 38,6 до 20,9 процента, СПО – с 29,3 практически до 21 процента. Прозвучал упрек и в адрес тех работодателей, которые даже при наличии возможностей не стремились улучшить условия труда и экономили на зарплате.
Констатировали эксперты и факт, что после кризиса 1998 года государство перестало надлежащим образом заботиться о среднем звене профессионального образования, и учебные заведения были вынуждены выживать самостоятельно. Система СПО существовала практически автономно. Там, где у руля стояли дальновидные профессиональные управленцы, которые вовремя поняли, что надо самостоятельно налаживать связь с производством, ситуация оказалась не столь тяжелой, как в случаях, когда опыта и понимания у директоров оказалось меньше. Последствия политики самостоятельного выживания хорошо известны: спрос на обучение в колледжах и техникумах сократился, часть учебных площадей высвободилась, количество преподавателей и их зарплаты уменьшились. Могло ли все это не отразиться на качестве образования?
Сегодня ситуация не так быстро, как хотелось бы, но все-таки изменяется. Власть и общество начинают осознавать, что большое значение для построения инновационной экономики имеют рост производительности труда и качество рабочей силы, которые в России значительно уступают развитым странам. Президент РФ В.В. Путин дал понять, что нехватка высококвалифицированных кадров вышла на первое место, обогнав по значению другие серьезные проблемы общества. В Министерстве образования и науки РФ появился новый департамент – это тоже неслучайно.
Чтобы поставить колледжи, техникумы и профессиональные училища на твердую почву, их интегрировали в регионы. Конечно, это не освободило учебные заведения от проблем. Скорее изменило характер деятельности. В новой обстановке учреждения НПО и СПО должны учитывать условия местных рынков труда и ориентироваться на них. Экономика выиграет, если в области или республике правильно определят, в подготовку каких специалистов стоит вкладывать средства. Однако эксперты отметили: чтобы исключить повтор профессий и специальностей, регионам придется согласовывать интересы.
Передача учреждений НПО и СПО на региональный уровень привела к распаду общего образовательного пространства страны, которое, по мнению экспертов, должно быть восстановлено. Но прежние административные механизмы здесь не помогут. Гораздо эффективнее использовать координацию. При Минобрнауки РФ уже создан федеральный координационный совет по рабочим кадрам с участием представителей бизнеса и профессиональных сообществ. Важно, чтобы он не стал просто совещательным органом, а осуществлял экспертизу основных решений в сфере образования. Аналогичное пожелание было высказано и по отношению к межрегиональным советам по профессиональному образованию, которые начинают формироваться в федеральных округах. Нужно, чтобы они консолидировали методические ресурсы, исследовали и сопровождали процессы, которые идут в сфере подготовки кадров. Один такой совет активно работает в Поволжье, другой – создан на Урале и третий – скоро появится в Сибири.
В России разработана стратегия развития СПО, но министерством она еще не утверждена. Ожидается, что это произойдет в скором времени. Однако уже сейчас очевидно, что основным направлением развития СПО будет взаимосвязь с рынком труда, нацеленная на построение инновационной экономики. Как сказал Виктор Демин, каждые год-два в России создаются новая техника и технология, раз в три года – предприятие нового типа. Не реагировать на такой вызов система образования просто-напросто не может. С учетом этого СПО оказывается в центре задачи создания конкурентоспособной России.
Так что все-таки предстоит сделать, какие механизмы включить, средства и инструменты применить, чтобы получить результат, необходимый для построения инновационной экономики?
На взгляд Александра Лейбовича, для установления реального диалога между образованием и бизнесом очень важно сформировать новую систему квалификаций. К сожалению, уровень саморегулирования бизнеса как заинтересованной стороны оказался явно недостаточным для решения этого вопроса, а государство сказало свое слово с опозданием.
Тенденция, которую отметил эксперт: изменения в сфере образования происходят быстрее, нежели в системе квалификаций. Такое несоответствие приводит к потере ориентиров. В некоторых секторах образования учреждения СПО имеют только общее понимание, куда двигаться. Вот почему программы бакалавриата, нацеленные на подготовку практикоориентированных и востребованных специалистов, «размыты» и полностью свою задачу не выполняют. Выпускники, подготовленные по этим программам, всеми необходимыми для производства квалификациями не владеют. Правда, это только одна из причин. Вторая: поскольку спрос на компетенции меняется, работодатели начинают предъявлять к управленцам среднего звена другие требования.
Дать системе СПО конкретные ориентиры, сделать траекторию ее развития более точной должны новые профессиональные стандарты, представляющие из себя систематическое и достаточно полное описание трудовой деятельности, к которой готовится выпускник. К их разработке нужно было приступить еще в 2010 году, однако и соответствующее министерство, и работодатели это поручение правительства не выполнили. Понятие «профессиональный стандарт» было внесено в Трудовой кодекс исключительно в декабре прошлого года после появления указа Президента РФ от 7 мая 2012 года, № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», стимулировавшего работу в данном направлении. В документе фигурирует цифра 800 – столько профессиональных стандартов необходимо разработать к 2017 году.
Ведутся споры, насколько реальна такая задача, но, вне сомнения, работе дан импульс, с помощью которого она приобретает другой темп и характер. Уже сформирован экспертный совет при министерстве труда, утверждены макет профессионального стандарта и рекомендации по его разработке, создана Национальная рамка квалификаций. И все таки дело движется с трудом, поскольку, в отличие от кратких квалификационных характеристик советского периода, сейчас, когда связь образования с производством потеряна и базовые предприятия ушли в прошлое, требуется более детальное и объемное описание будущей трудовой деятельности выпускника. Ну и сам процесс создания профессионального стандарта довольно сложен и состоит из нескольких этапов. Готовит документ и выносит его на рассмотрение заинтересованных сторон объединение работодателей либо профессиональное сообщество. Далее предложенный вариант проходит серию экспертиз и обсуждений, утверждается министерством труда, вносится в реестр и публикуется. В разработке и обсуждении профессиональных стандартов могут и должны участвовать представители субъектов федерации.
Подразумевается, что все предприятия, организации, фирмы равноправны во взаимодействии с учреждениями профессионального образования. Но в действительности в большинстве случаев бывает по-другому: техникум или колледж устанавливают тесные связи с каким-либо крупным предприятием и адаптируют образовательную программу под его нужды. Сегодня это приветствуется. А между тем фирмы, с которыми учебное заведение не контактирует, имеют дело со специалистами, подготовленными для решения задач другой организации. Получается, что средства бюджета, потраченные на адаптированную программу, приватизируются конкретным работодателем.
Эксперты считают, что профессиональные стандарты должны аккумулировать общую позицию соответствующих предприятий по отношению к специалистам этого профиля, а адаптация программ к нуждам конкретного производства – оплачиваться. Ориентирование образовательных программ на требования консолидированных работодателей остается для российского образования серьезной управленческой задачей. Вместе с тем эксперты не отвергают возможность подготовки кадров под конкретные рабочие места. Особенно, если в регионе реализуется какой-либо инвестиционный проект.
Поскольку диалог между государством и бизнесом не может идти стихийно, Министерство образования и науки РФ и Российский союз промышленников и предпринимателей организовали процесс создания независимой системы оценки квалификаций в соответствии с профессиональными стандартами. В почти всех субъектах федерации создаются очень полезные организации – региональные агентства развития квалификаций, занимающиеся расширением экспертного потенциала и консультациями по применению профессиональных стандартов. Сейчас стоит задача сформировать сертификационные центры в областях и республиках.
К самой слабо разработанной области системы квалификаций эксперты отнесли правовое регулирование. В законе «Об образовании в РФ» нет ничего связанного с независимой оценкой квалификаций. Имеется только косвенный намек на это – в статье 96, в какой говорится о профессиональной общественной аккредитации программ образования.
Новой для образования задачей является создание центров профессиональных квалификаций (так эти учреждения названы в новом законе). В указе Президента РФ от 7 мая 2012 года, № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» они именуются многофункциональными центрами прикладных квалификаций. Как разъяснили на конференции, это одно и то же. Предполагается, что новые учреждения займут достойное место в складывающейся системе квалификаций.
Инструментом, при помощи которого система образования должна приблизиться к требованиям реальной экономики, являются государственные образовательные стандарты. Однако в связи с несовершенным законодательным, методическим и кадровым сопровождением – как на федеральном, так и на региональном уровнях – они свою задачу полностью не выполнили. На конференции было отмечено, что наиболее спокойно на работу по образовательным стандартам последнего поколения перешли там, где на уровне региона объединили усилия образовательных организаций, сформировав группы разработчиков программ, и сделали плоды общих усилий доступными для всех. Объединение ресурсов и обмен ими – тоже тенденция и важный инструмент, позволяющий эффективнее реализовать избранную стратегию.
На взгляд экспертов, сетевую деятельность необходимо использовать не только лишь для разработки образовательных программ, да и для их реализации. Сети заработают активнее, как к учебным заведениям будет предъявлен более жесткий спрос за результаты подготовки. Тогда потребность в объединении возрастет, и появится необходимость в структурах-посредниках – как между самими образовательными организациями, так и между образовательными организациями и бизнесом. Возможно, такую роль могли бы играть ресурсные центры. Но, по мнению Ольги Батровой, приоритетный национальный проект «разбаловал» победителей, которые живут за счет средств, полученных на реализацию инновационных программ. А что будет, когда поддержка государства прекратится? Ответ на этот вопрос вытекает сам собой: вероятнее всего, придется зарабатывать средства самостоятельно. Потому что ресурсные центры, созданные в рамках реализации ФЦПРО (их 11), значительную часть гранта тратят на себя, они имеют хорошие возможности для развития.
У других участников взаимодействия таких возможностей нет. Ресурсные центры должны стать ресурсом для построенной сети. К сожалению, эти структуры почти во всем являются заложниками технического задания. Каждый год они обязаны подготовить довольно большое количество программ и других материалов. С одной стороны, такое богатство нуждается в экспертизе, а с другой – лучше было бы откорректировать задание в сторону уменьшения, тогда участники проекта смогут довести качество до более высокого уровня.
Проблемой нового века остаются педагогические кадры. Кроме методической подготовки, преподаватели должны владеть умениями, которым обучают студентов, – по-другому результаты, заложенные в государственные образовательные стандарты, не обеспечить. Следовательно, приобретают большое значение стажировки. Навряд ли для преподавателя есть смысл стоять и смотреть, что и как делают другие. А производить нужные операции самому рискованно, ибо, как показала жизнь, можно сбить производственный процесс. Эксперты полагают, что будет больше пользы, если организовать обучение преподавателей не на конвейере, а в имитационных условиях.
Чтобы способствовать решению кадровой проблемы, в почти всех регионах установили системы персонифицированного финансирования повышения квалификации педагогических и руководящих кадров. Но, как было отмечено на конференции, они мало что дадут, если не будет выбора программ и не ввести модульно-накопительную систему.
В целом анализ показал: тенденции, наблюдаемые в развитии среднего профессионального образования, различны. Одни желательно укреплять, другие – необходимо корректировать, третьи – зарождать. И все таки общий итог положительный: при всем множестве проблем система СПО становится более открытой, целенаправленной и обретает более четкие ориентиры для дальнейшего развития.
www.obrazomania.ru
Архив журнала "Аккредитация в образовании"
Журнал Аккредитация в образовании №99 – Обучение должно быть веселым, – считает специальный гость международного форума DiGIT Ю Кай Чоу. По мнению председателя Совета директоров учреждений профобразования Пермского края Станислава Красных, с помощью демонстрационного экзамена вряд ли можно оценить воспитательный потенциал будущего педагога. Об этом и многом другом – в новом номере «АО». |
Журнал Аккредитация в образовании №98 Сегодня Россия перешагнула порог, став на путь цифровой экономики, при которой изменения, особенно в области технологий, будут происходить еще стремительнее. Образовательная парадигма меняется, цифровое образование все сильнее теснит «аналоговое». Мир уже не будет прежним, нужно учиться играть по новым правилам. |
Журнал Аккредитация в образовании №97 Ключевая тема номера – эффекты модернизации. Единство и многообразие, порядок и хаос, материальное и духовное, цифровое и реальное – вот только некоторые из коллизий трансформации образовательного пространства. Должен ли быть «сытым» современный студент? – читайте в новом номере «АО». |
Журнал Аккредитация в образовании №96 В работе «Образование будущего: семь неотложных задач», французский философ и социолог Эдгар Морен отмечает: «Проблема понимания стала решающей для людей. И поэтому учение взаимопониманию выступает в качестве одной из целей образования в будущем». Об этих и других стратегиях перспективного развития читайте в новом номере «АО». |
Журнал Аккредитация в образовании №95 Ключевая тема номера – мировая конкурентоспособность России. Как повысить привлекательность страны в глазах международного сообщества, усилить экспортный потенциал образовательной системы, ответить на вызовы экономической реальности? Об этом и многом другом читайте в новом номере «АО». |
Журнал Аккредитация в образовании №94 Ключевая тема номера – история. От чего зависит ее ход, каковы ее движущие силы? Несомненно, важна роль личности, но при этом историю делают и массы. Велик фактор случайностей, но есть и объективные закономерности. В круговороте дней и событий бесценно помнить, что история творится здесь и сейчас, и не сама по себе, а при самом непосредственном участии нас с вами. Не будем забывать ее уроков и не будем снимать с себя ответственности за происходящее. |
Журнал Аккредитация в образовании №93 Ключевая тема номера – реалии и перспективы отечественного образования. Ушедший год выявил ряд любопытных, хотя и ожидаемых тенденций. Высшее образование не требуется 65 % специалистов, в то время как повышение качества СПО откроет новый уровень профессиональных возможностей. Работодатели считают качество подготовки выпускников отечественных вузов средним (55 %) или низким (28 %), а политику «зачистки» образовательной системы от неэффективных вузов поддерживает большинство. Об этих и других интересных наблюдениях и прогнозах читайте в 93 номере «АО». |
Журнал Аккредитация в образовании №91 В репортаже с места события освещаются вопросы стратегии инновационного развития российской высшей школы. Представители профессионального сообщества и органов власти сошлись во мнении, что опорные вузы стали ключевым фактором развития многих регионов. Читайте об этом в 91 номере «АО». |
Журнал Аккредитация в образовании №92 На обложке журнала ректор Нижегородского государственного педагогического университета им. К.Минина А.А.Фёдоров. «Дети перестали читать книги, погружены в социальные сети и игровые приставки? Но кто позволил это всё изобрести и запустить в производство, сделав тотальным и тоталитарным? |
Журнал Аккредитация в образовании №90 Основная тема номера – повышение аккредитационной культуры. Информированность потребителя и узнаваемость поставщика – ключевые тренды современной системы образования. Читайте об этом в ряде статей представителей экспертного сообщества страны. |
Журнал Аккредитация в образовании №89 Лидеры высшей школы становятся центрами инновационного развития регионов страны. МГУ им. М.В.Ломоносова и СПбГУ, 10 федеральных, 29 национально-исследовательских и 11 первых опорных университетов ставят высокую планку. На обложке журнала студенты и ректор Тюменского индустриального университета О.А. Новоселов. Читайте в 89 номере «АО» его статью «Проект развития». |
Журнал Аккредитация в образовании №88 Система образования, как и любая другая, нуждается в модернизации. Однако следует помнить, что «подключение» к ней новых функций в угоду требованиям современного рынка чревато потерей исходных системных характеристик. Как сохранить главное, развивая необходимое? Читайте в 88 номере журнала. |
Журнал Аккредитация в образовании №87 Можно ли повысить качество образования, ограничив его доступность? Например, путем сокращения числа вузов и программ по результатам мониторингов и контрольно-надзорных проверок. Смогут ли такие меры повлиять на количество желающих получить высшее образование, которое является обязательным условием и атрибутом успешности и социализации? Куда направлен вектор измерения качества образовательной деятельности? Читайте в 87 номере журнала. |
Журнал Аккредитация в образовании №86 Университеты, в свете новой технологической революции, должны уже не просто «отвечать запросам общества», напротив, они сами должны становиться центрами формирования запросов. В этом суть глобальной миссии университетов. Но как это сделать на практике? Как стать такими «точками сборки» – в своем регионе, стране и мире? В прошлом номере мы рассказали о вариантах ответа зарубежных университетов. В этом – речь пойдет о российской высшей школе. |
Журнал Аккредитация в образовании №85 Очевидно, что кризис в экономике влияет на образование. А может ли образование влиять на экономику в условиях кризиса? Эксперты уверены, высшая школа может взять на себя роль «драйвера развития». Какие модели университетов ответят на острейшие запросы времени? Читайте в 85 номере «АО». |
Журнал Аккредитация в образовании №84 В условиях тех вызовов, которые стоят сегодня перед Россией, интернационализация образования приобретает особое значение. В каждом номере журнала за 2015 год представлен зарубежный опыт по расширению экспорта образовательных услуг: в Канаде, Дании, Японии, Франции, Великобритании, Новой Зеландии, Германии. Китайский вариант решения задачи – в 84 номере «АО». |
Журнал Аккредитация в образовании №82 В 82 номере журнала «Аккредитация в образовании» в рамках нового информационного проекта читайте о Томской и Ульяновской областях , представляющих образовательные организации своих регионов, активно выстраивающих региональную инновационную систему. |
Журнал Аккредитация в образовании №81 Читайте в номере: Образовательный ландшафт будущего; педагогическое образование; гражданско-патриотическое воспитание; Удмуртская Республика; экспертный совет по негосударственному сектору образования при Комитете ГД РФ по образованию; основные направления развития СПО в среднесрочной перспективе; модели государственно-общественного управления в ДПО. |
Журнал Аккредитация в образовании №80 Читайте в номере: итоги 2-го Всероссийского конкурса «Пресс-служба вуза», Нацаккредсовет, ФИЭБ, общее и дополнительное образование детей, Ставропольский край, гуманитарное образование, критерии оценки уровня грамотности (по итогам просветительской акции «Тотальный диктант»), медицинское и фармацевтическое образование, инновационные ИРО, Болонский процесс: за и против. |
Вышел в свет юбилейный, сотый номер журнала. В него, как и предыдущие девяносто девять, вложены труд, вдохновение, внимание и любовь. Тринадцатый год мы держим вас в курсе основных тенденций развития образования. Знакомим с актуальным, рассуждаем о наболевшем, «зрим в корень» и «отделяем зерна от плевел». Продолжение следует. Спасибо, что вы с нами!Анонс журналаСлово редактора
www.akvobr.ru
Онлайн журнал об образовании
Когда возникает желание выучиться на психолога или педагога-психолога, то возникает вопрос, а где это можно сделать? Одно дело получить высшее образование после 11 класса, здесь особо не составит труда найти ближайший ВУЗ и поступить туда, сдав экзамены, другое дело, если вы уже работаете и имеете образование и у вас попросту нет времени посещать учебное заведение…
Еще 5-6 лет назад, когда в России только начало появляться дистанционное образование, выбирать учебные заведения практически не приходилось, их попросту были единицы. В современное время, технология шагнула далеко в вперед и стала доступна практически всем учебным заведениям, которые «перепрофилировались и ушли» в Интернет. Как же понять, какое из них лучшее и к кому обратиться? Первый…
Современная Россия предъявляет высокие требования к уровню образования и занимаемой должности педагогов. После введения Федеральных государственных образовательных стандартов, многим преподавателям потребовалось профессиональная переподготовка на базе уже имеющегося высшего и средне-профессионального образования, чтобы соответствовать данным требованиям государства. Интернет технологии позволяют пройти профессиональную переподготовку для преподавателей дистанционно, т.е не нужно покидать своего места жительства и «отрываться» от…
Сразу расставим «все по своим местам»: на высшее образование вы поступаете имея базовое полное образование (школьное программа 11 классов), на дополнительное образование (переподготовку) вы можете поступить только на базе уже изученных знаний, т.е имея высшее законченное образование или средне-профессиональное (колледж, техникум), — требования Федерального закона об образовании №273. Но это далеко не все отличия. Стоит…
Сегодня у каждого человека окончившего ВУЗ (колледж, техникум) есть возможность пройти дистанционную переподготовку. Что она собой представляет В первую очередь — это возможность за достаточно короткий промежуток времени получить дополнительную профессию, которая будет основываться на уже имеющейся базе знаний, полученной от первого образования. Современный ритм жизни, отнимает массу энергии и времени: работа, семья, финансы или…
Наша страна «славиться» традициями и в большей степени консервативным образом жизни: все новое дается очень тяжело и порой с большими трудностями и недоверием. Не один год потребовалось, чтобы доказать, что дистанционное образование ничуть не хуже классического, и по многим параметрам его превосходит: цена, качество, время обучения, географические границы и т.д. Педагогическое образование дистанционно, — это,…
Современные тенденции рынка труда, складываются так, что больший интерес вызывают специалисты широкого профиля. Но как за короткие сроки (3-5 месяцев) стать таковым специалистом, и при этом подтвердить свои знания документами государственного образца, знаю не многие. Об этом и пойдет речь в данной статье. Профессиональная переподготовка (дополнительное профессиональное образование) — это одна из возможностей, которая предоставляет…
За последние два десятка лет поменялась не только наша страна, но и весь мир. Внедрение новых технологий: мобильной связи, появление персональных компьютеров и сети Интернет изменило и довольно заметно «подкорректировало» привычный для нас образ жизни. Раньше, знания, которыми владели наши «предки» передавались из уст в уста, из поколения в поколения, и копились веками в различных…
Современной России с каждым годом требуются все более квалифицированные кадры, и порой одного высшего образования уже бывает недостаточно, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда. Бывают такие моменты, что человек не всегда может получить работу по той специальности, которую он обрел при обучении в ВУЗе или колледже. Выходом из этой ситуации является получение второго образования. Сколько…
В 90-х годах профессия учителя была мало востребована и популярна. Пожалуй в ней оставались только те, кто всю свою жизнь работал в данном направлении деятельности. Но время меняется, наступает новый век, ситуация в нашей стране стремительно меняется и «новой системе образования» — требуются новые профессиональные кадры. Учителей не хватает во многих школах городов России, не…
Федеральный закон об образовании №273 «обновился» с 2012 года, с учетом современного времени, но до сих пор многие люди не знают, какие формы и способы обучения он «разрешает и предлагает». Об этом и пойдет речь в этой статье. Вначале стоит сказать, что же такое «дистанционное обучение». Дистанционное образование предполагает взаимосвязь студента и сотрудников ВУЗа на…
Несмотря на обилие предложений о дистанционном образовании в нашей стране, многие предпочитают не рисковать и не использовать возможности «онлайн Институтов». Причиной тому – недоверие и банальный консерватизм. В результате тысячи людей отказываются от возможности получать образование удаленно. Они ждут удобного случая, планируя поступить в обычный университет. Однако в подавляющем большинстве случаев, мечты об образовании и…
Получить образование не выходя из дома, последние несколько нет уже не для кого не новость. Но остаются сомнения, как в пользу дистанционного обучения, так и в пользу классического очного или вечернего (заочного). В этой статье мы посмотрим плюсы и минусы данных вариантов обучения. Стоит заранее оговориться, что если вы человек не ответственный и вам нужен…
Если не «ходить вокруг, до около» и кратко ответить на вопрос, то ответ будет звучать так: получение дополнительного образования (профессиональная переподготовка) возможна только на базе уже изученных знаний (на базе законченного высшего образования или средне-специального: колледж, техникум), а высшее образование Вы получаете «с нуля», чаще всего после школьного образования (или после средне-специального: колледж, техникум). Соответственно,…
center-professional.ru