Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

ЖУРНАЛЫ МОД ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА КАК ПРООБРАЗ СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНСКИХ ЖУРНАЛОВ. Популярные журналы 19 века


Российские журналы XIX века впервые будут выложены в Интернете

Читателям станут доступны журналы "Отечественные записки", "Русский Архив", "Русская старина", а также выходившее в конце XX - начале XXI века издание "Российский Архив". Они будут выложены в свободном доступе на сайте www.runivers.ru. На сегодня уже доступны четыре тома "Российского архива".

МОСКВА, 2 дек - РИА Новости. Факсимильные копии дореволюционных журналов и альманахов, посвященных истории и культуре России, начали выкладывать в Интернете в рамках проекта исторической библиотеки "Руниверс", сообщили РИА Новости организаторы проекта.

Как уточнили организаторы, основная часть архива исторических изданий будет выложена до конца 2010 года. Читателям станут доступны журналы "Отечественные записки", "Русский Архив", "Русская старина", а также выходившее в конце XX - начале XXI века издание "Российский Архив". Они будут выложены в свободном доступе на сайте www.runivers.ru. На сегодня уже доступны четыре тома "Российского архива".

Русский литературный журнал XIX века "Отечественные записки", основанный историком и писателем Павлом Свиньиным, выходил в Санкт-Петербурге в 1818-1884 годах. В нем печатали статьи об истории, географии, быте и нравах России. С журналом в разное время сотрудничали Василий Жуковский, Владимир Одоевский, Михаил Лермонтов, историки Михаил Погодин и Степан Шевырев, славянофилы Алексей Хомяков, Сергей Аксаков, и другие. Критическим отделом несколько лет руководил Виссарион Белинский.

Историко-литературный журнал "Русский архив" издавался с 1863 по 1917 годы. Он основан археографом, библиографом Петром Бартеневым и был посвящен изучению истории России. В нем печатались преимущественно неизданные мемуары, письма, литературно-художественные и ведомственные документы, освещавшие культурную и политическую историю русского дворянства XVIII - XIX веков.

Ежемесячное историческое издание "Русская старина" было основано в 1870 году в Санкт-Петербурге историком, журналистом Михаилом Семевским. Основной темой издания была русская история и литература новейшего времени, начиная с Петра I. Особенное внимание в нем уделялось запискам, воспоминаниям, дневникам, автобиографиям. Издание было закрыто в 1918 году.

Исторический альманах "Российский Архив" - многотомное периодическое издание, продолжающее просветительские традиции знаменитого журнала Петра Бартенева "Русский Архив". Его главный задачей было публиковать никогда не печатавшиеся архивные документы по русской истории ХVIII - начала ХХ веков. За период с 1990 по 2006 годы были изданы 14 томов "Российского Архива".

"Теперь исследователи и любители истории получат возможность доподлинно узнать и составить свое мнение о литературных и исторических спорах XIX столетия - "золотого века" русской культуры", - отметил президент "Руниверса" Михаил Баранов.

Исторический проект "Руниверс" - электронная факсимильная библиотека создана в 2008 году. Цель проекта - обеспечить в Интернет свободный доступ к наиболее важной части историко-культурного российского наследия - первоисточникам, которые находятся в крупнейших книгохранилищах и государственных архивах и доступны только посетителям десятка крупнейших российских библиотек.

В настоящий момент библиотека выкладывает книги, изданные в России в ХIХ - начале ХХ века, прежде всего по истории, труды русских философов, энциклопедии, сборники документов, графику, которые были выведены из культурного оборота почти на столетие и более не переиздавались.

ria.ru

§ 3. РОССИЙСКИЕ ЖУРНАЛЫ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА. История русской культуры. XIX век

§ 3. РОССИЙСКИЕ ЖУРНАЛЫ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

Русская журналистика второй половины XIX века имела ряд общих черт с газетной прессой того периода, но в то же время журналы в отличие от газет, преследующих цель сообщения наиболее свежей информации, более глубоко отражали картину общественных воззрений и запросов, политических убеждений и художественных исканий 60–90-х годов XIX века. Освобожденные от необходимости давать повседневную информацию в связи с развитием газетного дела, ведущие журналы получили возможность широкого публицистического комментирования и анализа материалов, стремясь не только отражать общественное мнение, но и формировать его. Эту цель преследовали как радикально-демократические, так и охранительно-консервативные издания, впадая при этом нередко в несколько дидактический, учительский тон. В 60-е годы ведущую роль играли журналы общественно-политического и литературно-критического направления — «Современник», «Вестник Европы», «Русское слово», «Дело» и др. Уделяя большое внимание освещению таких общественно значимых проблем, как проведение в жизнь буржуазных реформ, крестьянского и позднее рабочего вопросов, осмыслению дальнейших путей развития России, журналы того времени, главным образом литературные, основательно знакомили читателей с произведениями русских и европейских писателей, литературной и художественной критикой, театральной жизнью; с 70-х годов в журналах все чаще стали появляться научные статьи. Одновременно наряду с литературно-художественными изданиями стали появляться и специальные журналы — медицинские, исторические, технические, педагогические и т. п. Ряд журналов продолжали свою деятельность еще с первой половины XIX века — такими были «Отечественные записки», «Библиотека для чтения», «Современник», созданный в 1836 году Пушкиным, в 1847 году он перешел к Н. А. Некрасову и И. И. Панаеву, и др. Большинство журналов в плане политическом придерживались либерально-монархического направления. Радикально-демократическую позицию занимали такие издания, как «Современник», «Отечественные записки» и сатирические журналы «Искра», «Будильник» и «Гудок».

Одним из наиболее популярных и долговечных «толстых» журналов того времени был «Вестник Европы», издававшийся в течение 52 лет. Его основателем (в 1866 году) и редактором-издателем на протяжении 43 лет был историк и общественный деятель М. М. Стасюлевич. Ядро редакции составили профессора А. Н. Пыпин, К. Д. Кавелин, В. Д. Спасович, покинувшие Петербургский университет вместе со Стасюлевичем в знак протеста против реакционной политики правительства. Журнал ратовал за «европеизацию» России, начала конституционной законности, гарантию прав человека, независимость суда, облегчение цензурных требований. Резкой критике на его страницах подвергались реакционные идеи. Так, единственный из русских журналов «Вестник Европы» выступил с критикой книги К. П. Победоносцева «Московский сборник».

Основное содержание журнала составляли публикации литературных произведений и литературная хроника — обзоры книг и статей по литературоведению. Последний раздел «Вестника Европы» вел крупный специалист в этой области профессор А. Н. Пыпин.

На страницах журнала увидели свет произведения А. Н. Островского, А. К. Толстого, И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, а также статьи П. В. Анненкова, А. Н. Веселовского, В. В. Стасова и других критиков и литературоведов. Большое внимание редакция уделяла знакомству русского читателя с творчеством европейских писателей, в частности Эмиля Золя. С 70-х годов в издании стали принимать участие такие видные ученые, как И. И. Мечников, И. М. Сеченов, А. Н. Бекетов, Н. И. Костомаров и др., работы которых составили «научный раздел» журнала. В 1897 году Чехов писал, что «Вестник Европы» — «это лучший журнал из всех толстых».

Более радикальную позицию, чем «Вестник Европы» занимал журнал «Русская мысль». Политическая программа журнала содержала попытки изыскания путей и форм буржуазно-демократического преобразования России. В связи с этим большое внимание редакцией уделялось деятельности земств. В журнале принимали участие кроме народнических публицистов Южанова, Воронцова, писатели В. Г. Короленко, Д. Н. Мамин-Сибиряк, А. П. Чехов, М. Горький. После закрытия «Отечественных записок» М. Е. Салтыков-Щедрин публиковал свои произведения в «Русской мысли».

Одно из центральных мест среди прогрессивной прессы второй половины XIX века занимал журнал «Современник». Созданный еще в 1836 году Пушкиным, он с 1847 году перешел к Н. А. Некрасову и И. И. Панаеву. Журнал последовательно, особенно с приходом в редакцию Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова, защищал интересы крестьян в предреформенные годы, утверждал реалистические принципы в искусстве. Многие статьи политического отдела и, прежде всего Чернышевского «Не начало ли перемены», «Научились ли?», Добролюбова «Когда же придет настоящий день?» и «Черты для характеристики русского простонародия» пропагандировали революционно-демократические идеи. После того, как в 1866 году были закрыты «Современник» и «Русское слово», Некрасов после ряда неудачных попыток возобновления журнала, арендовал «Отечественные записки», принадлежавшие Краевскому. К сотрудничеству в журнале были привлечены М. Е. Салтыков-Щедрин, Г. И. Успенский, Ф. М. Решетников, А. Н. Островский, А. П. Щапов, Н. К. Михайловский, затем В. М. Гаршин, Д. Н. Мамин-Сибиряк, Н. Н. Златовратский и др.

Идейное направление журнала характеризовалось последовательной борьбой против остатков крепостничества и политической реакции, глубоким демократизмом и вниманием к крестьянскому вопросу. Беллетристика журнала особенно в 70-е годы носила ярко выраженный крестьянский характер, чему особенно способствовали публикации произведений Некрасова, Г. Успенского. Иностранная литература была представлена именами А. Доде, Э. Золя и др.

В качестве литературных критиков на страницах журнала выступали Салтыков-Щедрин, Писарев, Михайловский, отстаивая идеи высокой идейности и реализма в искусстве.

Новым явлением в русской журнальной жизни было появление сатирических изданий. Часть из них, типа листков «Бесструнная балалайка», «Муха», «Сплетни», «Смех и горе», были наполнены старыми анекдотами и пошлыми фельетонами. Близкими по содержанию к ним были журналы «Весельчак», «Развлечение» и др. Рассчитаны они были на невзыскательного читателя — мещан, купцов, мелких чиновников.

Иными были такие сатирические журналы, как «Искра», «Свисток», «Будильник», которые высмеивали пороки современного им общества — казнокрадство, взяточничество, злоупотребление властью.

Одним из самых популярных журналов 60-х — начала 70-х годов был сатирический журнал «Искра», основанный в 1859 году в Петербурге поэтом-сатириком В. С. Курочкиным и художником-карикатуристом Н. А. Степановым. В журнале сотрудничали поэты Д. Минаев, Н. С. Курочкин, прозаики — Н. и Г. Успенский, Ф. М. Решетников, А. И. Левитов, публицисты — Г. Е. Елисеев, М. М. Стопянский. «Искра» с самого начала была журналом с ясно выраженным демократическим направлением. Одной из основных ее тем стало противопоставление бедности одних и роскоши и изобилия, в которых живут другие. В одном из фельетонов Курочкин писал: «Всех людей можно разделить на две категории: на меньшинство, у которого более обедов, чем аппетита, и на большинство, у которого более аппетита, чем обедов». Журнал постоянно выступал от лица этого большинства.

Располагая большой сетью корреспондентов на местах, «Искра» получала информацию о различных событиях столичной и провинциальной жизни. Материал подобных сообщений составлял раздел «Нам пишут». По воспоминаниям современника, «Искра» играла роль публичного обличителя. Чиновники боялись попасть на ее страницы.

При обличении общественного зла в «Искре» приходилось использовать иносказания, многозначительные недомолвки, вымышленные имена и названия — под Приморском подразумевалась Одесса, Грязнославлем — Екатеринослав, Чернилиным — Чернигов. Читатели должны были следовать совету редакции: «Читать умейте между строк. На самом интересном месте». Демократизм и радикализм журнала проявлялся и в литературной критике. Например, после выхода в свет романа Чернышевского «Что делать?» В. Курочкин в фельетоне «Проницательные читатели» писал, обращаясь к читавшему роман соотечественнику: «Ты знаешь, что здесь речь идет о том, как должны бы жить люди по-человечески, как они уже могут жить, как даже некоторые уже живут… как любят, не надоедая один другому и не насилуя страстей и привязанностей, как трудятся, сохраняя уважение к чужому труду, как из этого общего труда вытекает… общее благоденствие, счастие». Фельетон заканчивался ироническими стихами:

Нет, положительно, роман

«Что делать?» нехорош!

Не знает автор ни цыган,

ни дев, танцующих канкан,

Алисы Ригольбош…

Жена героя — что за стыд! —

Живет своим трудом;

Не наряжается в кредит

И с белошвейкой говорит —

как с равным ей лицом.[449]

Известная демократизация российской жизни во второй половине XIX века повлекла за собой приток в журналистику не только разночинцев, но и выходцев из народной среды, крестьян, рабочих. Кроме того, капитализация страны форсировала количественный рост периодических изданий, что в свою очередь способствовало появлению целой армии работников, обслуживавших полиграфическое производство. В то же время влияние буржуазных отношений на периодическую печать способствовало превращению последней в своеобразную «литературную промышленность» со всеми присущими ей особенностями. Новые условия деятельности порождали жестокую конкуренцию в газетно-журнальном мире, стремление любыми средствами привлечь читателей и обеспечить успех изданию. «Правительственный вестник» в 1883 году констатировал, что «издание газет становится делом спекуляции и торговли… Большинство наших газет заботится главным образом о том, чтобы произвести на публику известного рода впечатление, возбудить говор и спрос на газету».[450] Ради «возбуждения говора и спроса на газету» использовались все возможности. Отсюда — непропорциональное развитие таких газетных отделов, как скандальная хроника и фельетон, «выдумывание» новостей и происшествий, когда их на самом деле не было, применение часто самой нечистоплотной рекламы, публикаций, приложений в виде образцов мод, текстов модных песенок и распространение эротической тематики. Бульварная печать стала распространительницей всякого рода «тайн кабаков и вертепов», эротических рассказов и повестей, объявлений сомнительного характера. Такую низкопробную прессу едко высмеял Салтыков-Щедрин в статьях «Дневник провинциала» и «Письма к тятеньке…». В последней статье содержатся пародии на подобного рода объявления: «Девица!!! ищет поступить на место к холостому человеку солидных лет. Письма адресовать в город Копыс Праксовье Ивановне» или «Кухарка! такое одно кушанье знает, что пальчики оближешь. Спросить на Невском от 10 до 11 часов вечера девицу „Ребятах валили“». Примечание редакции: «Наши вчерашние ожидания постепенно оправдываются, но пускай же и прочие кухарки поспешат к нам со своими объявлениями. Конторщик Любострастнов».[451]

Широко распространилось взяточничество как среди редакторов, так и сотрудников. Редактор газеты мог получить взятку за рекламу произведений какой-либо фирмы, за поддержку кандидата на выборах в городскую думу или земские органы. Театральный критик — за хвалебную статью о неудачной пьесе или бездарном актере. Старый журналист вспоминал: «…Я знал, что взаимоотношения между театром и рецензентской частью печати нечисты. Так же, как и вся печать, я знал, что процветает взяточничество, совершенно явное, цинически откровенное. Все знали, что Россовский, рецензент „Петербургского листка“ торгуется, как извозчик, с артистками перед каждой рецензией. Знали, что театральный хроникер „Нового времени“ Шумлевич или Шмулевич получает за строчку 4–5 рублей… от того, о ком пишет. О том, как мило и остроумно берет взятки Юрий Беляев, превосходный рецензент (тоже „Нового времени“) и отличный драматург (автор „Псиши“) рассказывали анекдоты».[452] Так создавалась новая нравственная атмосфера в журналистике. Редакции журналов и газет стали принимать участие в разного рода коммерческих сферах, как это было с редакцией одной из наиболее известных и популярных петербургских газет — «Нового времени».

«Новое время» уже к 80-м годам стало типичным буржуазным изданием и по направленности, и по принципам организации газетного дела. А издательство Суворина превратилось в крупное капиталистическое предприятие со всеми присущими ему недостатками.

В начале XX века удаленный из редакции сотрудник Н. Снессарев написал и опубликовал обличительный очерк «Мираж „Нового времени“» — «почти роман», где изобразил не только историю создания и деятельности этого газетного синдиката, но описал и многие неприглядные факты, в том числе участие членов редакции в иностранных концессиях, барыши, получаемые за рекламирование этих концессий, о сомнительных политических кампаниях, подготавливаемых с помощью еще более сомнительных разоблачений. Подобные пороки буржуазной прессы в полной мере проявились уже в следующем, XX веке, но зарождались и росли они во второй половине XIX века.

Журналисты, угождая вкусу публики и требованиям редактора, постепенно утрачивали собственное мировоззрение, а часто и способности, превращаясь в борзописцев, без стойких взглядов, готовых «за пятак и написать повесть с известной требуемой долей воодушевления, и сочинить фельетонный роман с убийствами и грабежами, и продернуть купца-дурака».[453]

Если еще в 60–70-х годах журналисты заботились не только о своей литературной, но и моральной репутации, то журналисты 80–90-х годов уже мало огорчались тем, кем их считают — порядочными или непорядочными людьми. Напротив, ловкость, умение удачно солгать, обмануть при сборе материале или любым способом вывернуться из неловкого положения — считались хорошими профессиональными качествами. В итоге таким журнальным поденщикам становилось безразлично направление того печатного органа, на который они работали. Тем более, что для журналиста — малоимущего разночинца, живущего исключительно построчной оплатой, участие единовременно в разных, даже противоположного направления газетах или журналах было вынужденной необходимостью. Исследователь отмечал: «Даже такой далекий от сиюминутных интересов журналист, как театральный и художественный критик С. В. Флеров, не был свободен от многописательства. В годы работы в „Московских ведомостях“ (а прослужил он в них едва ли не четверть века) он был обязан еженедельно давать театральный фельетон на весь „подвал“, поставлять театральную и художественную хронику. От этого не освобождало ни солидное положение в театральных кругах, ни титул „короля рецензентов“, данный ему коллегами-журналистами».[454]

Особенно тяжелым было положение провинциальных журналистов. Выше отмечались трудности в издании провинциальных органов печати и их недолговечность. Для журналистов это означало постоянные переезды в поисках работы, неустроенный быт и грошовые заработки. Текучка каждодневной поденщины лишала провинциальных журналистов возможности когда-либо попасть в «большую», столичную прессу. Кроме того, обычным явлением, особенно в провинции, стало выдворение журналиста из города, и даже физическая расправа с ним. «Ищут корреспондента, выживают корреспондента… бьют корреспондента», — жаловались провинциальные журналисты. «Заведующему редакцией и двум сотрудникам „Южного курьера“ — читаем в журнале „Книжный вестник“, — выдано свидетельство на право ношения огнестрельного оружия в целях самозащиты».[455]

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Вестники моды. История модных журналов, издаваемых в России

Журналы XVIII - XIX вв.Журналы 1901-1917 гг.Журналы 1920-1941 гг.Журналы 1945-2003 гг.Каталог выставки

Модный светВ Главном здании РНБ в зале Корфа в рамках 23-ей недели моды «Дефиле на Неве» в апреле работала необычная выставка «Вестники моды», охватывающая почти 250-летнюю историю изданий о моде, которые выходили в России.

История модных журналов в Европе начинается ещё в XVII веке, но в России они появляются лишь с момента разрешения деятельности частных издателей, в конце XVIII века.

В 1779 году в Москве выходит журнал «Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета». Впервые в русском названии журнала мы встречаем слово «модный». Картинки мод с весьма забавными подписями на русском языке — «Щеголиха на гулянье», «Чепец победы», «Раскрытые прелести», — выходят в виде приложения и подвергаются издателем легкому осмеянию французского оригинала — нарядов французских модниц того времени. Тем не менее, эти странички считаются образцом русской модной иллюстрации.

Женщин из аристократических семейств весьма порадовало появление в 1827 году «Дамского журнала». Публикации новинок парижской моды, размещение первых цветных иллюстраций — вот, что нужно было светским львицам. «Листок для светских людей», выходящий в Санкт-Петербурге, в 1843 году писал: «Наш листок выписывал картинки прямо из Парижа, картинки большого формата, исполненные с совершенством, отпечатанные на лучшей атласистой бумаге — одним словом, достойные быть вставленными в рамку, под стекло».

В конце 50-х годов XIX века появляются более тридцати изданий, посвященных дамской тематике: «Меркурий мод», «Вестник парижской моды», «Московский телеграф» с публикациями приложений о модных новинках из Парижа и др. Эти журналы могут смело считаться прародителями современных журналов для женщин. В них наряду с воспитательными и образовательными темами, всё большее место отводится курсам женского рукоделия с рисунками в тексте, раскрашенными узорами в приложении и выкройками. Различные возрастные категории могли найти интересующие их инструкции по шитью и вышивке. Особо любимыми за крупные листы цветных картинок с выкройками и вышивками был журнал «Сандрильона» и «Дамский альбом рукодельных работ».

На рубеже XIX и XX веков, благодаря шагнувшим вперед полиграфическим технологиям, было создано множество новых журналов мод, в которых использовались фотографии и высококачественные репродукции. Наиболее известными в то время стали журналы «Дамский мир», «Домашняя портниха», «Модный свет», «Модный магазин», модные приложения к журналам «Новь» и «Нива».

Моды. ТканиОшибочно считать, что в России в советское время моды не было. Существовали ателье и Дома мод, специализированная литература и журналы. Только и в этой сфере чувствовалась авторитарность управления, модельеры обезличивались. Массовое производство одежды определило характер изданий 30-х годов («Альбом моделей одежды швейной промышленности РСФСР»), а железный занавес, опустившийся в конце десятилетия, перекрыл свежий ветер из Европы.

В 1944 году правительство поручило открывшемуся Московскому дому моделей разработать новые модели одежды для послевоенного времени. И вновь авторитарность власти ощущается в самом названии: «Альбом моделей верхнего платья, принятых на всесоюзном просмотре» (1945).

С оттепелью 60-х годов увеличилось число изданий, посвященных теме моды, шитья, рукоделия. Как и в XIX веке выходили приложения с выкройками и чертежами к женским журналам. В 70-е — 80-е годы появились самостоятельные издания ГУМа – «Модели ГУМа», — альбомы сезонной одежды. В последующие годы стала возможной интеграция европейских модных тенденций посредством западных журналов, издаваемых на русском языке («Бурда», «Харпер базаар», «Вог» и др.)

На выставке представлена ретроспектива изданий, которые выходили в царской России, СССР и РФ, и эти издания во все времена помогали миллионам людей освоиться с новой модой, потому что она существует не только для подиумов и фотосессий, а прежде всего для человека. Особенность экспозиции состоит в том, что она даёт возможность проследить не только развитие модных тенденций, но и изменения отношения к моде в периодических изданиях перечисленных эпох.

См. также Журналы мод в электронной библиотеке РНБЖенский придворный костюм во Франции XV - XVIII веков

Кураторы выставкиН. Малышева, Е. Пугина.

nlr.ru

ЖУРНАЛЫ МОД ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА КАК ПРООБРАЗ СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНСКИХ ЖУРНАЛОВ

литература. Ещё довольно регулярно появляются афоризмы «О дружбе», «О любви» и, как ни странно, «О деньгах». Возможно, из-за небольшого объёма тут просматривается «тема номера». Это может быть свадьба, бальная мода, зимняя или прогулочная, для занятий спортом, для детей и младенцев, даже траурная. Там мы встречаем, правда только однажды, статью на тему психологии, перевод из английского журнала с остроумными комментариями. «В современной Англии, также как и в средневековой Франции женщины ощущают ту же потребность пускаться в бесконечные рассуждения о происхождении, формах и утонченностях чувства, играющего в их жизни такую важную роль» 6 , – в общем-то ничего и не изменилось со времён средневековья. Тему для материала – в каком возрасте мужчины наиболее привлекательны для женщин – мы могли бы найти в любом современном издании, даже ответ был бы похож. Историкам моды было бы интересно узнать, что любовь к модным образам прошлого появилась далеко не в конце ХХ века. Весь девятнадцатый век стремился показать своё родство с прошедшими эпохами: «Современная мода – дитя удаляющегося века. Со всеми стремлениями подражанию тому, что считалось модным в давно прошедшие времена и со всеми своими стилями и бесчисленным множеством разных новинок, отличающихся теми или другими особенностями, она представляет чрезвычайно интересную и пёструю картину. Так, например, в числе нарядных туалетов встречаются костюмы в стиле Louis XVI из тафты с пёстрыми цветами, или же из шёлкового газа с воздушными кружевными фишю «Мария-Антуанетта», затем наряды во вкусе Директории из плиссированного шёлкового газа, отделанные кружевной каймой внизу и дополненные, согласно требованиям тогдашней моды, маленькой цветной кофточкой болеро, с широким плиссированным воротником и шёлковым шарфом, небрежно накинутом на талию»7. 6 Там же, № 4, с. 35 7 Там же, № 41, с. 329

vernsky.ru

Юмористический журнал XIX века - Литературные журналы в России

http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/LITERATURNIE_ZHURNALI_V_ROSSII.html?page=0,1

Наряду с «толстыми» журналами в это время процветает и сатирическая журналистика: «Искра» (1859–1873) В.С.Курочкина, «Гудок» (1859–1862) Д.Д.Минаева, «Будильник» (1865–1871) Н.А.Степанова (в 1873 журнал был возобновлен как юмористический и просуществовал до 1917, в 1881–1887 его редактором был А.П.Чехов) и др. Позднее пользовались популярностью юмористические журналы, не имеющие, в отличие от сатирических журналов 1850–1860-х, ярко выраженной политической тенденции: «Осколки» (1881–1916) Н.А.Лейкина и (с 1905) В.В.Билибина, «Стрекоза» (1875–1908) И.Ф.Василевского (с 1879), «Сатирикон» (1908–1914) А.А.Радакова и А.Т.Аверченко, «Новый Сатирикон» (1913) того же Аверченко и др.В 1870–1890-х журналы «с направлением» представлены, помимо возникших ранее, народническими и пронародническими журналами «Русское богатство» (1876–1918), «Русская мысль» (1880–1918) и др.; легально-марксистскими журналами «Мир божий» (1892–1906), «Современный мир» (1908–1916), «Летопись» (1915–1917; основана М.Горьким) и др.; либеральными демократическими изданиями, вроде «Журнала для всех» (1896–1906) В.С.Миролюбова и др.; журналами «охранительного» направления «Наблюдатель» (1882–1901, 1904), «Русское обозрение» (1890–1898, 1901, 1903) и др. Однако возникали и издания менее тенденциозные: напр., иллюстрированный журнал «для семейного чтения» «Живописное обозрение» (1872–1902, 1904–1905). Особое место занимали литературно-исторические журналы «Русский архив» (1863–1917), основанный П.И.Бартеневым, и «Русская старина» (1870–1917), основанная М.И.Семевским. В то же время Достоевский создает оригинальную форму моножурнала – «Дневник писателя» (1876–1877, 1880, 1881), вслед за ним появились «Дневники писателя» Д.В.Аверкиева (1885–1886), А.В.Круглова (1907–191 4), Ф.К.Сологуба (1914).В нач. 20 в. среди огромного количества разнотипных литературных журналов (только юмористических изданий было ок. 400) выделялись «эстетские» издания художников и писателей-символистов «Мир искусства» (1899–1904), «Весы» (1904–1909), «Золотое руно» (1906–1909), «Аполлон» (1909–1917) и др.Рубежом в истории литературных журналов в России стала революция 1917 и гражданская война. С этих пор и вплоть до 1990 за литературой и журналистикой осуществляется контроль государства. Литературные журналы учреждаются с одобрения власти, чаще – по ее указанию.Первым советским литературно-художественным изданием по типу дореволюционных «толстых» журналов стала «Красная новь» (1921–1942), организованная А.К.Воронским (возглавлял журнал до 1927). Вслед за ней появились существующие по сей день «Молодая гвардия» (1922–1941, с 1948), «Октябрь» (с 1924), «Звезда» (с 1924), «Новый мир» (с 1925). В 1920-х выходил ряд критико-библиографических и литературно-теоретических журналов, обслуживающих разные литературные группировки – сторонников (разной степени радикальности) «пролетарского искусства» («На посту», 1923–1925; «На литературном посту», 1926–1932), футуристов, входивших в литературное объединение «Левый фронт искусств» («ЛЕФ», 1923–1925; «Новый ЛЕФ», 1927–1929 – оба под ред. В.В.Маяковского) и др. Наиболее значительным критико-библиографическим изданием этого периода был журнал «Печать и революция» (1921–1930), часто представлявший официальную, но при этом довольно умеренную точку зрения (ответственным редактором был В.П.Полонский). Преимущественно литературно-теоретическим вопросам были посвящены журналы «Литература и марксизм» (1928–1931) В.М.Фриче и В.Ф.Переверзева и «РАПП» (1931–1932). Замечательным достижением 1920–1930-х стало издание журналов для детей: «Мурзилка» (с 1924), «Пионер» (с 1924), «Еж» (1928–1935), «Чиж» (1930–1941) и др.Борьбу литературных объединений 1920-х прекратило партийное постановление «О перестройке литературно-художественных организаций» (1932) и создание Союза писателей СССР (1934). Партийная линия разъяснялась в специально созданных критико-библиографических журналах «Литературная учеба» (1930–1941) и «Литературный критик» (1933–194 0), в качестве приложения к которому выходило «Литературное обозрение». Для нужд школы издавался журнал «Литература в школе» (1936–1941, с 1946). Достижениям социализма был посвящен «журнал художественного очерка», созданный М.Горьким, «Наши достижения» (1929–1936). С 1931 начинает выходить толстый журнал «Знамя», первоначально предназначенный для Красной армии и флота. Активно создаются литературные журналы в провинции и на национальных окраинах.

Добро пожаловать

Полезный сайт

Поиск того времени

Опрос журнала

Календарь

«  Июнь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Архив записей

yumorzhurnal.ucoz.org

Первые женские журналы для российских читательниц (конец xviii Психология человека

Книговедение

УДК 070 ББК 76.17+76.02

ПЕРВЫЕ ЖЕНСКИЕ ЖУРНАЛЫ ДЛЯ РОССИИСКИХ ЧИТАТЕЛЬНИЦ (КОНЕЦ XVIII - ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XIX ВЕКА)

© Л.В. Сокольская, 2006

Челябинская государственная академия культуры и искусств 454091, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, 36а

Освещается история первых выпускавшихся в России журналов для женщин: их издание в XIX в., читательская аудитория и оценка этих журналов российской просвещенной общественностью.

Ключевые слова: издание, женские журналы, чтение, история, XIX в.

В историческом процессе формирования русской женщины как читательницы среди других факторов немаловажная роль принадлежит специализированной женской прессе.

Зарождение, эволюция периодики, предназначенной женщинам, являются заметным явлением российской общественной жизни и культуры. Развитие «женского» направления в журналистике и книжном деле самым тесным образом связано с социальным статусом женщин - гражданским, семейным, т.е. с тем, что составляет содержание понятия «женский вопрос». До сих пор не потерявший актуальности, в России, в отличие от других стран, в историческом прошлом женский вопрос был основан, прежде всего, на проблеме права женщин на образование. На все, что имело отношение к женскому образованию, у нас на протяжении веков было наложено государственное и церковное «вето». В этом смысле сам факт возникновения, а затем дальнейший процесс формирования прессы для женщин имеет прямую связь с принципиальными характеристиками женской субкультуры в той или иной период отечественной истории.

Для читателеведения, как комплексной научной дисциплины, обращение к истории женской периодики ценно в том плане, что оно значительно расширяет представления о судьбе русской женщины как читательницы, обогащая ее существенными сведениями, давая материал для воссоздания полной фактической и социокультурной картины.

Ни в историческом разделе журналистики, ни в истории чтения как части читателеведения подобного исследования не было. Более того, принято считать, что отечественная женская пресса начала свою жизнь в 1914 г. с журнала «Работница». Между тем российские женские журналы имеют более чем вековую историю своего существования в

досоветский период, первые страницы которой датированы концом XVIII в.

Уникальность ориентированных на определенную категорию читателей журналов как фактора культурной жизни состоит в том, что появление каждого из его видов свидетельствует об определенной зрелости какой-либо социальной группы. Журнал - своеобразный индикатор потребности в постоянно обновляемой информации по интересующей проблеме или теме. В этом смысле «рождение» женских журналов в конце XVIII в. зарегистрировало новое качественное состояние культуры по таким параметрам, как социальное положение женщин, их образование, мировоззрение.

Реформы Петра I в области культурного статуса, быта россиянок, затем воплощение Екатериной II идеи государственного женского образования (хоть и в очень ограниченном виде - для «благородных девиц» в форме Смольного института), широкое распространение частных женских пансионов, наводнение российского рынка переводной светской литературой - все эти условия благоприятствовали формированию русской женщины-дворянки как читательницы. В российском обществе появились женщины читающие, размышляющие над книгой, беседующие и высказывающие свою точку зрения наравне с мужчинами. Выдающиеся люди эпохи стали ценить в женщине интеллект.

Особое значение для становления русской читательницы в этот период имели идеи европейского сентиментализма. В частности, одна из ведущих его ценностей - «назначение женщины - добрая жена и нежная мать» - была с воодушевлением воспринята в дворянской среде. Чтобы соответствовать новым общественным представлениям о своем статусе в семье, женщине было необходимо стать читательницей.

Следует отметить, что издатели нелегко решились на «женскую» специализацию изданий. Можно назвать несколько примеров периодических изданий конца XVIII в., которые своим содержанием были адресованы, прежде всего, женской аудитории, однако это не обозначалось в их читательском предназначении или ретушировалось каким-либо образом. Такими были музыкальные журналы «Музыкальные увеселения» (1774 г.), «Санкт-Петербургский музыкальный магазин для клавикордов или пианофорте, посвященный женскому полу и любителям сего инструмента» (17941795 гг.) /1/.

Однако со временем отечественные просветители, книгоиздатели отреагировали на появление новой читательской группы: специально для женщин стали издавать книги, появились журналы. Показательно, что российская женская пресса начала формироваться в 60-70-х гг. XVIII в. одновременно с отраслевой периодикой - исторической, медицинской, театрально-музыкальной (как в доказательство сформулированного позже постулата, что положение женщин в обществе отражает степень его цивилизованности).

Инициатива издания женского журнала исходила из Московского университета, взявшего курс на популяризацию научных знаний. Через год после его открытия в Москве стала выходить первая постоянная газета, а затем - целая серия приложений к ней. В их числе предполагались и женские издания. Реализовалась идея женского журнала благодаря приходу в типографию университета Н.И. Новикова, известного просветителя, много внимания уделявшего в своей издательской деятельности женскому образованию. Специально для женщин он издавал романы и сказки, целую серию книг «Женская библиотека». В нашем же случае

Н.И. Новикова следует признать «отцом» первого в России специализированного женского журнала.

В 1770 г. в сатирическом журнале Н.И. Новикова «Трутень» появилось «Письмо издателю», из которого следовало, что некто неизвестный «...вознамерился в нынешнем году издавать “Модное ежемесячное сочинение” и посвятить ево красавицам...». Новиков ответил безымянному просителю в том же листке «Трутня»: «...хлопот издателям довольно, а еще и заботы, а временем и убытки; но заглавие Вашего издания от последнего вас, конечно, избавит...» /2/. Есть основания считать, что автором анонимного «Письма издателю» был сам Новиков. Вероятно, что-то в замысле дамского журнала его смущало, и подобной «прелюдией» он хотел привлечь внимание публики к своей затее и выявить реакцию на нее.

Однако появилось подобное издание лишь девять лет спустя: в 1779 г. в Петербурге, а затем в Москве начал выходить журнал «Модное ежеме-

сячное издание, или Библиотека для дамского туалета» /3/. Обращаясь к женской аудитории, издатель учел ее специфические особенности и главной целью своего журнала считал воспитательную. «Среди переводных повестушек, идиллических стихов и т.п. произведений для “легкого чтения” нет-нет да и проскользнет серьезная идея; даже “легкая поэзия” в журнале все же была известным умственным занятием для щеголих и модниц тех лет» /4/.

Несмотря на название, буквально журналом мод издание было лишь в малой части: это был, прежде всего, литературный журнал для женщин, предлагающий им легкое и нравоучительное чтение. Основу его содержания составляла «изящная словесность»: повести (главным образом переводные, сентиментальные) и стихи (исключительно о любви). В журнале печатались произведения В.И. Майкова, Дм. Сиротина, А.П. Сумарокова, Я.Б. Княжнина и др. Поэзия была представлена в разнообразных жанрах. Эпиграммы и притчи (среди них многие принадлежали Сумарокову) имели отвлеченно-морализующий характер.

Что касается «мод» в «Модном ежемесячном издании», то, по мнению критиков, этот журнал «можно было бы считать первым русским модным журналом в том смысле, в каком понимаем мы это теперь, если бы само содержание журнала не находилось в явном противоречии с его названием. В действительности, “Модное ежемесячное издание” - журнал чисто литературный и никаких сведений о модах не заключающий. Единственное, что дает журналу некоторое право именоваться “модным”, - это картинки с изображением модных нарядов и уборов, прилагавшиеся к каждой книжке журнала» /5/. Приложения эти представляли из себя цветные гравюры с рисунком женской головки, на которой красовалось целое сооружение из прутьев, материи, лент и цветов (такие головные уборы были в моде у парижанок той эпохи).

«Модное ежемесячное издание... » - это журнал с новым для России взглядом на «женский вопрос». В нем не было места лицемерной морали, еще не торжествовало, но уже поощрялось свободное чувство и человеческое достоинство, шел разговор об общественной значимости, даже превосходстве женщин: «Герой отечество избавить устремлен, / А статский истину в суде распространять. / От женщины герой и статский тот рожден, / Полезней кто из них, изволь ты сам узнать» /6/.

Журнал существовал только год. Всего вышло четыре части, 12 книг. Насколько активно читала его женская аудитория - сказать трудно. Однако известно, что у него было всего 58 подписчиков, из них семь - женщины /7/. Видимо, саму идею женского журнала, тем более - в таком конкретном содержании, общество еще не было готово

поддержать. Тем не менее пример Новикова относительно выделения женщин-читательниц был поддержан. Вслед за ним, на рубеже ХШИ-ХЖ вв., на ниве периодических изданий для российских женщин выступили В.И. Окороков, Н.М. Карамзин, Н. И. Макаров и др.

Первым это направление в издании журналов через 12 лет после инициативы Новикова продолжил его преемник по типографии Московского университета В.И. Окороков, который с апреля 1791 г. начал издавать «Магазин английских, французских и немецких новых мод» с присовокуплением «описания образа жизни, публичных увеселений и времяпрепровождения в знатнейших городах Европы, приятных анекдотов» /8/.

Журнал был малого формата, без изысков в оформлении - печатался на грубой серой бумаге, иллюстрировался картинками, гравированными на меди и раскрашенными от руки. Его содержание отвечало своему названию: здесь были «Обозрение столичных мод», «Общие замечания об употребительнейших платьях, уборах и нарядах прекрасного пола и кавалеров в здешней столице». Кроме мод, журнал помещал стихи, а также весьма любопытные сообщения из Лондона, Парижа и Берлина, часто никакого отношения к модам не имевшие. Однако это было в самый разгар французской революции, о которой в отечественных газетах сообщалось очень скупо и неодобрительно. Так, из журнала мод русские читатели екатерининской поры получали довольно точное представление о политических событиях в Западной Европе. Журнал «Магазин английских...» просуществовал около года, тем не менее начало изданию журналов мод в России он положил.

Примечательно появление к концу XVIII в. целой группы журналов для домашнего чтения, адресованных, прежде всего, детям и матерям. Так, В.И. Окороков свой журнал «Полезное чтение для детей» предназначал не только детям, но и молодым девицам, а Н. М. Карамзин в значительной мере обеспечивал материнское чтение своим журналом «Детское чтение для сердца и разума» (1785-1789 гг.), содержанием которого была «изящная словесность», переводы нравоучительного характера, педагогические статьи в духе Руссо /9/. Другой издатель - Н.И. Страхов - в 1790-1792 гг. уже в названии своего журнала указывал и на его «женскую» направленность - «Сатирический

вестник, удобоспособствующий разглаживать наморщенное чело старичков, забавлять и купно поучать молодых барынь, девушек, щеголей, вертопрахов, волокит, игроков и прочего состояния людей» /10/.

С началом XIX в. духовная, литературная жизнь России вступила в эпоху романтизма, который своим идейным содержанием отводил жен-

щине важнейшее место в культуре. Утверждая равенство мужчин и женщин, романтизм возводил женщину в идеал, и ей отводилась область высоких и тонких чувств, где мужчина - ее защитник-служитель. Вместе с романтическим вкусом к рыцарской эпохе возникает поэтизация женщин /11/. Русская поэзия этого времени устремилась к новым эстетическим нормам. Так, поэзия В. Жуковского утвердила представление о женщине как о поэтическом идеале, предмете поклонения.

В подобной ситуации активное возникновение литературных женских журналов вполне закономерно (с точки зрения эстетики романтизма показательно полное название одного из них - «Журнал для милых, издаваемый молодыми людьми»). В первые два десятилетия XIX в. ведущими журналами «для дам» являлись: «Московский Меркурий» (1903 г., издатель П.И. Макаров), «Журнал для милых» (1804 г., издатель М. Макаров), «Аглая» (1808-1812 гг, издатель П. Шаликов), «Женский мир» (1811 г.), «Кабинет Аспазии» (1815 г., издатели В. Бахирев, Б. Федоров и др.), «Модный вестник» (1816 г.). Большинство этих изданий имели очень непродолжительную жизнь - часто в пределах года. Причины этого можно только предполагать: возможно, издательские, а скорее -отсутствие устойчивой аудитории (видимо, пересечение содержания этих журналов, разнообразный книжный рынок литературы подобного же содержания не способствовали формированию к ним значительного читательского интереса). Уловить действительные потребности женщин как читателей специализированной женской прессы издателям не удавалось.

О жанровых и содержательных особенностях этих очень близких по духу изданий можно судить на примере журнала «Кабинет Аспазии». Его страницы были заполнены легкими чувствительными стихами, биографиями женщин, чьи имена вошли в историю. Здесь же помещались рассуждения о платонической любви, о красоте и безобразии, описания салонных игр /12/. Об одном из издателей этого журнала - Б. Федорове - и о самом журнале в докладной записке цензора сообщалось: «Он издавал журнал под заглавием “Аспазия”, который был весьма дурен и отринут публикою» /13/.

Как правило, все «дамские» журналы этого периода проповедовали эстетику Карамзина: чувствительность была наиболее характерной их чертой.

В целом, можно констатировать, что женская пресса этого времени служила не более как «распространению роскошной суетности». Издатель «Московского телеграфа» Н.А. Полевой сознавался, что ему бывает стыдно читать журналы, «для дам назначенные». «Никто не велит потчевать милых читательниц историко-статистическими, археологическими статьями, - писал он, - но для

чего думать, что дамы не прочитают с удовольствием хорошо написанной повести, изящного стихотворения, не поблагодарят издателя за шутку, за анекдот, умно рассказанный, не взглянут на разбор романа, на извлечения из него?» /14/.

Осознавая излишнюю сентиментальность женских журналов, их соответствие, прежде всего, тому общественному мнению, по которому женщина - лишь существо, призванное нравиться, но «не человек рассуждающий», признавая отход женской прессы от идей Н. И. Новикова, издатель «Московского Меркурия» П.И. Макаров в предисловии к своему журналу ставил задачу не только угождать читательницам, но и задавался вопросом: «И почему женщине не быть столь же ученой, сколь и мужчине? Ужасны люди, которые думают, что, приобретая знания, женщины теряют прелести своего пола» /15/.

Приведенные высказывания еще раз подтверждают неразрывную связь между историей женской журналистики и историей отечественного «женского вопроса». Чисто мужских ролей, связанных со службой и государственной деятельностью, женщина выполнять не могла, «но тем большее значение в общем ходе жизни получало то, что культура полностью передавала в руки женщины» /16/. Роль женщины в дворянской культуре становится все заметнее.

Период 1820-1830-х гг. отмечен снижением репертуара журналов для дам. На первый взгляд, это можно принять за исторический парадокс, происшедший в эпоху расцвета дворянской женской культуры. Именно в эти годы своеобразными символами культуры явились такие атрибуты женской книжности, как женский альбом, альманах, литературный салон во главе с хозяйкой, появление целой плеяды женщин писательниц и поэтесс. Казалось бы, в подобную среду должен был с успехом «вписаться» и женский журнал. Не произошло этого, видимо, по причине чрезвычайной популярности литературных альманахов, очень близкого к журналу вида издания. В какой-то мере альманахи, а среди них была и специально «дамская» группа, взяли на себя функции литературного женского журнала. В это же время издавалось много журналов, не адресованных специально женщинам, но своим содержанием невольно привлекавшим, прежде всего, их - «Галатея» («Журнал литературы, новостей и мод»), «Бабочка» («Дневник новостей, относящихся до просвещения и общежития»), «Молва» («Журнал мод и новостей»), «Колокольчик» (словесность, поэзия, моды), «Вестник парижских мод» и др.

Подобный же репертуар был представлен и в немногочисленных женских журналах этих лет. Так, в уведомлении об издании журнала «Гирлянда» (1831-1832 гг., издатель М.А. Бестужев-Рю-

мин) говорилось, что предназначен он «преимущественно для дамского чтения» и ставит своей целью доставить «любительницам отечественной словесности приятное и занимательное чтение». Журнал содержал разделы «Словесность», «Библиография», «Театр», «Стиль», «Моды», «Музыка». К нему прилагались гравированные картинки мод, рисунки модной мебели, экипажи и другое /17/.

Наиболее известным женским журналом этого периода явился «Дамский журнал», издаваемый князем П. Шаликовым (выходил в Москве в 18231833 гг., до 1829 г. - два раза в месяц, далее - еженедельно). «Дамский журнал» заполнялся главным образом переводами «чувствительных» повестей французских писательниц Ренневиль, Жанлис, Бу-льи, мадригалами, элегиями и баснями русских поэтов /18/. Были здесь и парижские моды, советы по «уборке головы».

Популярность журнала Шаликова была столь велика, что многие признали его первым российским женским журналом (десять лет жизни журнала при поразительной частоте выхода также говорят о многом). Активное участие в «Дамском журнале» принимали П.А. Вяземский, Д.И. Писарев,

В. Л. Пушкин и др.

Известно ироническое отношение А. С. Пушкина к этому изданию - собирателю «сладкозвучных творений». Не случайно в первом варианте «Разговора поэта с книгопродавцем» по поводу подобных «сладких звуков» Пушкин написал: «пускай их Шаликов поёт» (позже «Шаликов» заменен на «юноша»).

Между тем сама идея женского журнала была поэту близка. По воспоминаниям современников, он «замышлял действовать посредством своего журнала на русских женщин, которых он уважал несравненно более, чем мужчин, признавая наших женщин несравненно просвещеннее» /19/.

Объективная оценка любого культурного явления затруднена как в сам момент его протекания, так и на значительном временном отдалении. Относительно журналов первой половины XIX в. литература содержит отрицательные высказывания современных исследователей: «...большинство из них было бесцветно и малосодержательно; “Северный Меркурий”, “Гирлянда”, “Северная Минерва”, “Дамский журнал”, - что полезного мог почерпнуть читатель из этих заслуженно забытых изданий? Говоря по совести, мало, очень мало, а порой и вовсе ничего» /20/.

Тем не менее женскую прессу конца XVIII -первой половины XIX в. исторически следует признать первой группой российской женской периодики. Несмотря на все ее недостатки, главным достоинством, придававшим ей огромное значение в деле эмансипации женской части российского общества, было само предназначение для удовле-

творения интересов и запросов женщин. И в этом смысле недостатки дамской прессы скорее были недостатками решения «женского вопроса» в стране.

Общая направленность журналов для женщин того времени - «чувствительная» литература, дом, семья, быт, рукоделие, мода. Издатели стремились помогать женщине в воспитании детей, в создании радушной атмосферы в семье, быть полезными в домашних заботах. Духовные запросы женщины удовлетворялись в основном поэзией, театральными новостями.

Отметим еще одну особенность развития женской журналистики рассматриваемого периода -появление женщин-публицистов. Первой из них, видимо, была дочь писателя и издателя А.П. Сумарокова Екатерина Александровна Княжнина, которая в 1760-х гг. печаталась в его «Трудолюбивой пчеле». В эти же годы в журнале «Всякая всячина» выступала М.В. Храповицкая - Сушкова, которая много сотрудничала с Новиковым как издателем, в том числе печаталась в его журнале «Живопись» /21/. Позже журнальной публицистикой занимались Е. и Т. Голицыны, Е. Е. Урусова, А.П. Бунина, М.Е. Извекова, А.А. Волкова и др. В этом ряду следует назвать и Екатерину II, и Е. Р. Дашкову, которые также активно проявили себя на ниве русской публицистики. Все эти примеры свидетельствуют как о реальном утверждении в дворянской культуре этого времени результатов эмансипации российских женщин, так и об их «проникновении» в журнальное дело (это при том, что вся, даже женская пресса в эти годы «делалась» мужчинами).

К концу первой половины XIX в. в сфере женской прессы происходит знаменательное событие -появляются журналы для девочек. Известная писательница А.О. Ишимова в 1830-1860-х гг. издавала журнал «Лучи», а с 1842 г. - журнал «Звездочка» (оба предназначались девочкам). «Звездочка» вначале выходила в двух выпусках (отделах): для старшего и младшего возраста, а после их объединения были выделены тематические разделы в каждом номере журнала (1. «Словесность», где печатались рассказы самой Ишимовой, рассказы, сказки, стихи других авторов; 2. «Науки»: раздел содержал очерки по истории, естествознанию, географии; 3. «Новые книги»; 4. «Смесь»; 5. «Для маленьких читателей»). В целом, «“Звездочка” с

успехом выполняла задачи, поставленные издателем, - воспитывала будущих матерей, хозяек дома» /22/.

Журналы для девочек А. Ишимовой символически связали периоды «рождения» и дальнейшего «взросления» российской женской журналистики, свидетельствуя в середине столетия о росте признания значения журналов для женщин в деле их просвещения и образования. Таким образом, русская женская пресса конца XVIII - первой половины XIX в. задала своего рода программу развития будущим подобным изданиям.

Список литературы

1. Берков, П. Н. История русской журналистики XVIII века. - М. ; Л., 1952. - С. 312.

2. Дмитриев, В. Г. По стране литературии. - М., 1987. -

С. 40.

3. Русская периодическая печать (1702-1894). - М., 1957. - С. 60.

4. Берков, П. Н. Указ. соч. - С. 400.

5. Цит. по: Берков П.Н. Указ. соч. - С. 401.

6. Тишкин, Г. А. Дворянские идеи женской эмансипации (вторая половина XVIII - начало XIX веков) // Публицистика эпохи Просвещения. - СПб., 1995. -Вып. 1. - С. 127.

7. Равинский, Д. Барышня с книжкой // Родина. - 2000. -№ 9. - С. 102.

8. Павлюченко, Э. А. Женщины в русском освободительном движении : от М. Волконской до В. Фигнер. -М., 1988. - С. 131.

9. Русская периодическая печать (1702-1894). - М., 1957. - С. 68.

10. Там же. - С. 83.

11. Лотман, Ю. М. Беседы о русской культуре. - СПб., 1994. - С. 59.

12. Русская периодическая печать (1702-1894). - М., 1957. - С. 152.

13. Вацуро, В. Э. Сквозь «умственные платины» : очерки о книгах и прессе пушкин. поры / В. Э. Вацуро, М. И. Гиллельсон. - М., 1986. - С. 246.

14. Павлюченко, Э. А. Указ. соч. - С. 46.

15. Тишкин, Г. А. Указ. соч. - С. 131.

16. Лотман, Ю. М. Указ. соч. - С. 48.

17. Русская периодическая печать (1702-1894). - М., 1957. - С. 215.

18. Там же. - С. 177.

19. Павлюченко, Э. А. Указ. соч. - С. 46.

20. Вацуро, В. Э. Указ. соч. - С. 114.

21. Берков, П. Н. Указ. соч. - С. 121.

22. Еремина, И. Изложено увлекательно : детская периодическая печать XIX - начала XX века // Библиотека. - 1995. - № 9. - С. 58-59.

Материал поступил в редакцию 5.02.2006 г.

Сведения об авторе: Сокольская Лэся Васильевна - кандидат педагогических наук, доцент, тел. (351) 263-89-32, e-mail: [email protected]

psibook.com


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта