Журнал Московской Патриархии. Журнал московской патриархии
«ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ»
(ЖМП), офиц. печатный орган РПЦ, выходивший в 1931-1935 гг. и с 1943 г. После закрытия в 1918 г. ж. «Церковные ведомости» в Российской Церкви некоторое время не было своего печатного органа. В 1930 г. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергий (Страгородский) получил разрешение на издание офиц. журнала, который стал единственным церковным изданием в СССР в 30-х гг. В условиях существования в Церкви раскольнических группировок выбор названия должен был подчеркнуть, что журнал «является выразителем истинно церковного самосознания».
С начала выхода журнал был заявлен как ежемесячное издание, однако в 1931 г. вышло только 6 номеров, в 1932-1934 гг.- по 3 номера, в 1935 г.- 1 номер. Выпуски имели сплошную нумерацию, всего в 1-й период существования ЖМП вышло 16 номеров (последний - № 23/24), из них 8 были сдвоенными. Объем журнала составлял 8-14 с., тираж - 3 тыс. экз. Издателем журнала указан митр. Сергий, редакторами были П. Остроухов (до № 3 за 1931) и архим. (затем епископ Коломенский) Сергий (Воскресенский) (с № 4 за 1931 до 1935).
В 30-х гг. в ЖМП публиковались определения Свящ. Синода (наряду с текущими печатались и нек-рые постановления за 1928-1930), касающиеся организационных вопросов, богослужебной практики, канонической дисциплины, дисциплинарных проступков священнослужителей. Материалы свидетельствуют о продолжавшейся, несмотря на репрессии, церковной жизни. Одновременно были заметны падение церковной дисциплины в епархиях, понижение уровня богословской подготовки и канонических знаний в среде пастырей и архипастырей, не прошедших академической школы. По этой причине большое место в синодальных определениях отводилось мотивировке принимаемых решений, некоторые из определений превращались в богословские экскурсы, например «О мироварении» от 29 марта 1932 г. (1932. № 9/10. С. 8-9). Содержание журнала также составляли послания, письма и резолюции митр. Сергия по различным вопросам церковной жизни, в т. ч. связанные с расколами и разделениями, происходившими в Русской Церкви. Кроме того, было опубликовано 20 статей митр. Сергия, некоторые из них заняли значительное место в отечественном богословии («Отношение Церкви Христовой к отделившимся от нее обществам» (1931. № 2. С. 5-7; № 3. С. 3-6; № 4. С. 3-7), «Почитание Божией Матери по разуму Святой Православной Церкви» (1932. № 11/12. С. 8-11), «Воскресение Христово в отличие от воскресения Лазаря» (1933. № 16/17. С. 4-7), «Значение апостольского преемства в инославии» (1935. № 23/24. С. 3-11) и др.). Печатались также статьи прот. А. Лебедева. Большинство текстов не были подписаны. В номерах журнала регулярно публиковался церковный календарь (издавать его отдельно не было возможности).

«Журнал Московской Патриархии». 1943 г. № 2. Обложка
«Журнал Московской Патриархии». 1943 г. № 2. ОбложкаВ 1935 г. с усилением в СССР гос. давления на религ. орг-ции издание было прекращено. Во время Великой Отечественной войны политика государства изменилась. 4 сент. 1943 г. на встрече И. В. Сталина с митрополитами митр. Сергий (Страгородский) среди проблем Церкви назвал отсутствие периодического издания. Сталин согласился с необходимостью издания церковного журнала. 1-й номер возобновленного ЖМП вышел 12 сент. 1943 г., в день восшествия митр. Сергия на Патриарший престол. Вплоть до кон. 80-х гг. журнал оставался единственным правосл. периодическим изданием на территории РСФСР и объединял всех, кто писали на церковные темы. С момента возобновления он выходил ежемесячно (за исключением 1994-1996). Кроме того, было подготовлено 6 специальных выпусков: в 1948 г. (в связи с юбилейными торжествами по поводу 500-летия автокефалии РПЦ и Московским совещанием Предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей), 1963 г. (к 50-летию архиерейского служения Патриарха Алексия I), 1968 г. (к 50-летию восстановления Патриаршества в РПЦ; номер был напечатан в 1971), 1995 г. (к 5-летию Патриаршего служения Алексия II), 1997 г. (в связи со 125-летием Среднеазиатской епархии и ее посещением Предстоятелем РПЦ) и 1999 г. (к 70-летию со дня рождения Патриарха Алексия II). Тираж 40-х гг. составлял 15 тыс. экз. и постепенно увеличивался, в 1989 г. достиг 32 тыс. экз.; в последующие годы в связи с экономическими трудностями тираж снизился: в 1995 г. он составил 3 тыс. экз.; далее вновь начал возрастать (в 2008 - 9 тыс. экз.).В годы Великой Отечественной войны публикуемые в ЖМП материалы призывали к самоотверженному труду, утешали скорбящих, воодушевляли защитников страны примерами из истории России, широко освещали патриотическую деятельность РПЦ. В это время выходили статьи митр. Алексия (Симанского) «Св. благоверный великий князь Александр Невский - покровитель Северного края» (1943. № 2. С. 27-29) и «Христианство и война с гитлеризмом» (1943. № 3. С. 18-19), митр. Николая (Ярушевича) «Танковая колонна Русской Православной Церкви имени Димитрия Донского» (1943. № 2. С. 30-32), «О русских женщинах-патриотках» (1944. № 1. С. 16-18) и др. Освещались и важные события возрождения церковной жизни в 40-х гг.: возобновление Патриаршества, избрание Патриархов Сергия и Алексия I, открытие духовно-учебных заведений, первые заграничные поездки церковных делегаций и др.
К 50-м гг. определились основные рубрики ЖМП: офиц. часть, богословский отдел, проповеди, «Церковная жизнь» (с подрубриками «Из жизни епархий», «Вечная память» и др.), «Из жизни Православия». В 1949-1988 гг. существовала рубрика «В защиту мира», с 1989 г.- «За мир и выживание человечества», где публиковались статьи, демонстрирующие поддержку РПЦ миролюбивых начинаний различных стран: запрещения ядерного оружия, установления добрососедских отношений между гос-вами; часто выходили материалы с критикой капиталистических стран как «поджигателей войны».
После вступления в 1961 г. РПЦ во ВСЦ появилась рубрика «Экуменические проблемы» («Вопросы христианского единства»), к-рая существовала до 1991 г. С развитием экуменических контактов возрос интерес к ЖМП за рубежом. С нояб. 1971 г. издание выходило также на англ. языке под названием «The Journal of the Moscow Patriarchate». В 1971 г. вышло 2 номера, в 1972-1991 гг.- по 12, в 1992 г.- 6, в 1993 г.- 5, в 1994 г.- 1 номер. В целом англ. издание ЖМП было идентично русскому, хотя нек-рые материалы помещались только в англ. или только в рус. издании. Ответственными редакторами англ. версии в разные годы были В. П. Овсянников, Т. А. Волгина, В. В. Зайцев. Рус. версия ЖМП распространялась в 40 странах мира, английская - в 54. Кроме того, отдельные материалы переводились и широко использовались в церковных журналах «Православний вiсник» в Киеве (на укр. языке), «Голос Православия» в Берлине (на нем. языке), «Вестник Русского Западноевропейского Патриаршего экзархата» в Париже (на рус. и франц. языках), «Единая Церковь» в Нью-Йорке (на англ. языке), «Православный канадский вестник» в Эдмонтоне (на англ. языке), «Церковная хроника» в Будапеште (на венг. языке).
Изменение политики гос-ва во 2-й пол. 80-х гг. открыло новую эпоху для ЖМП: стали появляться статьи, посвященные осмыслению исторического прошлого Русской Церкви, путей возрождения Православия в России, обсуждению общественных проблем с правосл. позиций, печатались материалы о мучениках и подвижниках благочестия XX в., статьи о религ. взглядах деятелей рус. культуры. Появились новые рубрики, напр. «Вера и знание», в к-рой помещались статьи апологетического характера. Под рубрикой «Наши публикации» стали выходить материалы из наследия русской богословской и философской мысли XX в. (в т. ч. сочинения авторов русской эмиграции). В рубрике «Церковь и общество» печатались статьи, посвященные всем сферам социального служения Церкви: благотворительности, взаимодействию с Вооруженными силами, работе с молодежью, миссионерской деятельности и др. Рубрики «Советы старостам» и «Юридическая консультация» были призваны помочь делу восстановления храмов, возрождения приходской жизни.
С нач. 1993 г. для более оперативного информирования читателей о событиях церковной жизни и постановлениях священноначалия, а также для расширения возможностей публикации статей на богословские, церковно-общественные темы журнал разделился на 2 части: помимо ЖМП со старым названием стал выходить «Журнал Московской Патриархии. Официальная хроника». Всего было издано 11 номеров - от № 0 (пробного) за 1993 г. до № 1/3 за 1994 г. Главным редактором этого издания был митр. Питирим (Нечаев), с № 5 за 1993 г.- Е. В. Комаров. С 1995 г. блок офиц. материалов вновь стал частью единого ЖМП.
В связи с реорганизацией Издательского отдела МП на Архиерейском Соборе РПЦ 1994 г. выпуск ЖМП временно приостановился. За первые 9 месяцев 1995 г. вышло только 2 номера: № 5 (к Пасхе) и спецвыпуск. Усилиями нового главного редактора еп. Тихона (Емельянова) за неск. месяцев недостающие номера были подготовлены и долг перед подписчиками ЖМП ликвидирован. Существенно изменилось художественное оформление журнала: иллюстрации стали цветными, их количество значительно увеличилось.
С изданием сотрудничали выдающиеся богословы, литургисты, искусствоведы, историки Церкви. Вслед. офиц. характера ЖМП значительная часть авторских статей принадлежала священноначалию - Патриархам Сергию, Алексию I, Пимену и Алексию II; митрополитам Антонию (Блуму), Варфоломею (Городцову), Вениамину (Федченкову), Никодиму (Ротову), Николаю (Ярушевичу), Питириму (Нечаеву), Филарету (Вахромееву), Ювеналию (Пояркову); свт. Луке (Войно-Ясенецкому), архиеп. Симферопольскому. Также большое количество статей опубликовали архим. Макарий (Веретенников); протоиереи А. Ветелев, П. Гнедич, А. Кравченко, Г. Нефёдов, А. Остапов, Н. Радковский, С. Савинский, А. Сергеенко, Н. Харьюзов, В. Шпиллер; профессора А. И. Георгиевский, Н. П. Доктусов, А. И. Иванов, К. М. Комаров, Л. Н. Парийский, К. Е. Скурат, Л. А. Успенский, Н. Д. Успенский, И. Н. Шабатин (Н. Волнянский), а также А. В. Ведерников, М. В. Жилкина, А. Н. Игнатьев, А. Л. Казем-Бек, Е. А. Карманов, В. А. Никитин, Е. С. Полищук, Г. Ф. Троицкий, П. В. Уржумцев, И. Н. Хибарин.
На страницах ЖМП регулярно публикуются патриаршие послания, приветствия, указы, определения Свящ. Синода, сообщения о важнейших событиях церковной жизни, материалы офиц. хроники. Традиционно помещаются сообщения о богослужениях Предстоятеля РПЦ, наречениях и хиротониях епископов, их биографии. Начиная с 1990 г. детально освещались пастырские визиты Патриарха Алексия II (418 статей), а также его встречи с церковными, гос. и общественными деятелями.

«Журнал Московской Патриархии». 2008 г. № 1. Обложка
«Журнал Московской Патриархии». 2008 г. № 1. ОбложкаШироко представлена информация о епархиальной и приходской жизни: рассказывается об архиерейских служениях, о рукоположениях священников и диаконов, о награждениях священнослужителей, о реставрации и строительстве храмов, об освящении новых престолов. ЖМП освещает паломнические поездки делегаций РПЦ в различные страны. Публикуются статьи о святынях Русской Церкви, материалы о жизни монастырей, духовных школ и зарубежных учреждений РПЦ. Много статей посвящено выдающимся деятелям Церкви: пастырям, богословам, композиторам, иконописцам, духовным писателям, большое внимание уделяется проповедничеству. В разное время в ЖМП были опубликованы проповеди на все основные праздники церковного календаря, а также посвященные важнейшим христ. добродетелям, основам правосл. вероучения и правилам христ. жизни. Большинство из этих тем освещалось многократно. Печатались не только сочинения св. отцов и иерархов Церкви, в круг авторов входили миряне-богословы и студенты духовных академий. Так, публиковались проповеди на праздник Успения Пресв. Богородицы, составленные митр. Николаем (Ярушевичем) (1946. № 9. С. 22-26; 1955. № 8. С. 25-28), прот. Леонидом Кузьминовым (1964. № 8. С. 30-31), митр. Антонием (Вакариком) (1979. № 8. С. 47-48), митр. Симоном (Новиковым) (1981. № 8. С. 45-46), архиеп. Димитрием (Муретовым) (1983. № 8. С. 40-43), прп. Иоанном Дамаскином (1987. № 8. С. 49-51; № 9. С. 41-42; 1991. № 8. С. 63-71; 1992. № 8. С. 52-64), митр. Иоанном (Вендландом) (1989. № 8. С. 43), Патриархом Алексием II (1991. № 12. С. 6-7), прот. Г. Нефёдовым (1993. № 8. С. 21-22), прот. Александром Шмеманом (1994. № 9/10. С. 27-29), свт. Филаретом (Дроздовым), митр. Московским (2002. № 12. С. 65-68), и др.Журнал внес заметный вклад и в развитие современной богословской мысли, опубликовав ряд статей, посвященных православной догматике (230 статей, из них 129 - по экклезиологии), литургике (169), нравственному и пастырскому богословию (73), агиологии (56), канонике (48). Именно ЖМП начал знакомить читателей СССР с работами богослова В. Н. Лосского («Образ и подобие» (1958. № 3. С. 53-64)). Здесь же начали публиковаться работы свящ. Павла Флоренского, которые в России после 20-х гг. не издавались («Дух и плоть» (1969. № 4. С. 72-77)). В 1977-1993 гг. в постоянной рубрике «Из богослужебной практики» выходили статьи (всего 237) по вопросам богослужебного устава, историческим и богословским основам правосл. богослужения, совершения чинопоследований церковных таинств (применительно к практическим особенностям совр. приходской жизни). Постоянными авторами этой рубрики были протоиереи А. Сложеникин, В. Войнаков, В. Ригин, Г. Нефёдов.
ЖМП часто обращается к вопросам церковной истории, как всеобщей, так и Русской Церкви. Во мн. статьях рассматриваются проблемы христ. искусства: иконописи, церковного пения, храмовой архитектуры. В 1988-1995 гг. в рубрике «Из духовной поэзии» печатались правосл. стихи русских поэтов XVIII-ХХ вв. Неизменно важной темой для ЖМП являются межправосл. отношения: журнал систематически знакомит читателей с историей, с агиологией, с духовным опытом, со служением и с богословием Поместных Православных Церквей, с их святынями. Среди освещающих эту тему авторов - Предстоятели, иерархи и богословы различных православных Церквей, настоятели их подворий в России. В журнале публиковались материалы о Болгарской (267 статей), о Сербской (193), о К-польской (131), о Румынской (124), о Чехословацкой (106), об Американской (99), об Элладской (93) и др. Поместных Православных Церквах, о РПЦЗ (54). Освещаются участие РПЦ в межрелиг. диалоге, ее миротворческие инициативы.
Важной частью ЖМП является библиографический разд., в к-ром печатаются рецензии на вышедшие правосл. издания, публикуемые в России и за рубежом, в т. ч. на зарубежную правосл. периодику. Выходили обзоры содержания таких журналов, как болгарские «Църковен вестник» (20 рецензий) и «Духовная культура» (11), румынские «Богословские исследования» (15), «Православие» (15) и «Румынская Православная Церковь» (5), чешский «Православная мысль» (9), серб. «Гласник» (6), польск. «Церковный вестник» (6), а также греч., канад., нем., венг. и др. журналов.
Содержание ЖМП отражено в годовых указателях, помещенных в каждом 12-м номере. С 1957 г. детально расписывались определения Свящ. Синода, офиц., экуменическая и миротворческая хроника, а в 1957-1960 гг. и некрологи. В 1988-1992 гг. годовые указатели не печатались, а когда в 1993 г. они были восстановлены, то уже не содержали подробной информации. Кроме того, в нескольких номерах выходил указатель к высказываниям св. отцов, помещенных на страницах издания (1982. № 12. С. 160; 1983. № 12. С. 80; 1984. № 12. С. 78; 1985. № 12. С. 80). Существует также ряд машинописных указателей к ЖМП. Студентами кафедры гомилетики МДА был составлен указатель за 1944-1978 гг. (т. 1 - офиц. часть, т. 2 - проповеднический и богословский отделы). Протодиак. Борис Лаврушин подготовил указатель за 1943-1978 гг., Я. Фомин - тематический указатель за 1931-1935 и 1943-1980 гг., в Псково-Печерском в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре был составлен систематический указатель проповедей и статей в 7 томах за 1943-1993 гг. Был опубликован «Систематический библиографический указатель к ЖМП за 1931-1935 и 1943-1983 гг.» (сост. И. Н. Судоса, под ред. А. С. Буевского) (М., 1984; изд. на ротапринте ограниченным тиражом). Тексты номеров журнала за 1931-1935 гг. были изданы отдельной книгой (ЖМП в 1931-1935 гг. М., 2001). Все номера с 1994 г., а также некоторые более ранние размещены на сайте Издательства МП http://www.jmp.ru/, здесь же представлен наиболее полный указатель статей, являющийся частью «Библиографии публикаций в центральных периодических изданиях Русской Православной Церкви (1931-2007)».
Лит.: К годовщине издания ЖМП // ЖМП. 1944. № 9. С. 5; Харьюзов Н., прот. К 3-летию издания ЖМП // Там же. 1946. № 9. С. 43-44; 1943-1953: (К 10-летию ЖМП) // Там же. 1953. № 9. С. 3-4; К 20-летию ЖМП // Там же. 1963. № 9. С. 62-64; Карманов Е. А. «The Journal of the Moscow Patriarchate». (ЖМП на англ. яз.) // Там же. 1972. № 8. С. 78; Три 10-летия // Там же. 1973. № 10. С. 9-11; Новак Г., прот. Православие в Чехословакии и ЖМП // Там же. 1974. № 4. С. 51-54; Комаров К. М. 40 лет Издательскому отделу МП // Там же. 1985. № 3. С. 11-18; Питирим (Нечаев), митр. Об издательской деятельности МП // Там же. 1990. № 2. С. 24-31; ЖМП - 50 лет // Там же. 1993. № 9. С. 2-6; ЖМП в 1931-1935 гг. М., 2001; ЖМП - 70 лет // ЖМП. 2002. № 3. С. 21-22; Силовьев В., прот. Доклад [на праздновании 70-летнего юбилея ЖМП] // Там же. С. 22-29; Любартович В. А. У истока возрождения издательского дела МП // Там же. 2003. № 9. С. 6-11.Е. С. Полищук
www.pravenc.ru
Журнал Московской Патриархии — Два града
(1931−1935, с 1943 года) — официальное издание Русской Православной Церкви. Выходит ежемесячно.
история
Начал издаваться с 1931 года, через тринадцать лет после закрытия в 1918 году «Церковного вестника», официального органа Святейшего Синода.
Журнал был заявлен как ежемесячный, однако в первый год издания вышло только 6 номеров; далее (1932—1935) журнал выходил еще реже (раз в 4 месяца) и имел сплошную нумерацию (8 номеров были сдвоенными). Журнал не имел обложки, тираж его был 3000 экземпляров, а объем — от 8 до 14 страниц вместе с календарными сведениями на несколько ближайших месяцев вперед (выпускать церковный календарь отдельным изданием тогда возможности не было)[1].
После закрытия обновленческих журналов оставался единственным церковным изданием в СССР[2].
Вышло 24 номера, затем выпуск в 1935 году[3] был запрещен властями.
После перерыва возобновился в 1943 году: № 1 датирован 12 сентября[4], в день интронизации патриарха Московского и всея Руси Сергия. Тираж в 3 000 экземпляров был отпечатан на одном из лучших полиграфических предприятий Москвы — в типографии № 18 треста «Полиграфкнига» ОГИЗа. Со второго номера за 1943 год тираж ЖМП был увеличен до 5 000 экземпляров, а начиная с № 9 за 1944 год — составлял 6 000 экземпляров[5].
Журнал был рассчитан на духовенство, его функция заключалась в передаче информации: освещении событий церковной жизни (в том числе в епархиях и за границей), публикации постановлений Священного Синода, указов и посланий Патриарха и проч. Также на страницах ЖМП печатались проповеди, исследования на богословские и церковно-исторические темы и др[2].
Долгое время в советский период журнал был единственным церковным печатным органом, относительно доступным для верующих СССР. Как отметил в 2000 году главный редактор издательства Московской Патриархии Архиепископ Бронницкий Тихон (Емельянов)[6]:
несмотря на известные ограничения эпохи тоталитаризма, журнал все же сыграл весьма большую роль в жизни Церкви. Конечно, по своему уровню он был несопоставим с дореволюционными изданиями — ни в отношении объема (достаточно напомнить, что в 30-х годах он имел 8-10 страниц, в 40-х — 40-60 и только начиная с 1954 года — нынешние 80), ни в отношении тиража (рядовому верующему достать его было практически невозможно), ни в отношении содержания. И тем не менее это был тот небольшой огонек, который не смогли загасить враждебные ветры эпохи. К нему тянулись, вокруг него собирались все немногие в то время богословские, литературные церковные силы. В Журнале в разное время работали, с ним сотрудничали выдающиеся отечественные богословы, литургисты, церковные историки, ученые-слависты. Эта традиция продолжается и ныне.
Тираж номера составлял 25 тыс. экз., в 1984 году был увеличен до 30 тыс. экз.
В 1971—1994 годы издание выходило и на английском языке — The Journal of the Moscow Patriarchate[2].
В связи с реорганизацией Издательского отдела Московской Патриархии на Архиерейском Соборе РПЦ 1994 года и отстранения от его руководства митрополита Питирима (Нечаева) выпуск ЖМП временно приостановился — впервые с 1943 года. За первые 9 месяцев 1995 года вышло только 2 номера: № 5 (к Пасхе) и спецвыпуск. Усилиями нового главного редактора епископа Тихона (Емельянова) за несколько месяцев недостающие номера были подготовлены и долг перед подписчиками ЖМП ликвидирован. Существенно изменилось художественное оформление журнала: иллюстрации стали цветными, их количество значительно увеличилось[7].
За время существования не раз менялся дизайн и формат. На начало 2000-х годов формат был 70x100 1/16, 80 полос.
Весной 2009 года Патриарх Кирилл поставил вопрос о приведении содержания и внешнего вида журнала в соответствие с задачами, стоящими перед Русской Православной Церковью[8]. В апреле 2009 года ответственным редактором журнала назначен Сергей Чапнин, реорганизовавший издание. С января 2010 года журнал выходит в новом формате на 96 полосах[9]. Как отметил Сергей Чапнин:
Признаюсь, в том, что я сделал с «Журналом Московской Патриархии» в 2009, не было ничего нового. Я просто вернулся к забытым традициям русской церковной журналистики конца XIX — начала ХХ века. А именно — возродил в официальных изданиях неофициальную часть. Только так можно показать, что за строгим церковным фасадом была, есть и будет настоящая жизнь[10].С июля 2012 года выходит специализированное приложение к ЖМП «Храмоздатель».
редакция
редакционный советВ сентябре 2011 года по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла был создан редакционный совет Журнала Московской Патриархии.
- митрополит Волоколамский Иларион (председатель),
- руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям архиепископ Егорьевский Марк,
- председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации епископ Ростовский и Новочеркасский Меркурий,
- председатель Синодального отдела по благотворительности и социальному служению епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон,
- председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин,
- председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий Смирнов,
- главный редактор Издательства Московской Патриархии протоиерей Владимир Силовьев,
- ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре архимандрит Тихон (Шевкунов),
- председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда
- ответственный редактор Журнала Московской Патриархии Сергей Чапнин.
см. также
источники
Сноски
dvagrada.ru
Журнал Московской Патриархии — WiKi
Начал издаваться с 1931 года, через тринадцать лет после закрытия в 1918 году «Церковного вестника», официального органа Святейшего Синода. Само название журнала говорило о том, что он «является выразителем истинно церковного самосознания» (ЖМП. 1931. № 1. С. 1)[1].
Журнал был заявлен как ежемесячный, однако в первый год издания вышло только 6 номеров; далее (1932—1935) журнал выходил ещё реже (раз в 4 месяца) и имел сплошную нумерацию (8 номеров были сдвоенными). Журнал не имел обложки, тираж его был 3000 экземпляров, а объем — от 8 до 14 страниц вместе с календарными сведениями на несколько ближайших месяцев вперед (выпускать церковный календарь отдельным изданием тогда возможности не было)[1].
После закрытия обновленческих журналов оставался единственным церковным изданием в СССР[2].
Вышло 24 номера, затем выпуск в 1935 году[3] был запрещён властями.
После перерыва возобновился в 1943 году: № 1 датирован 12 сентября[4], в день интронизации патриарха Московского и всея Руси Сергия. Тираж в 3 000 экземпляров был отпечатан на одном из лучших полиграфических предприятий Москвы — в типографии № 18 треста «Полиграфкнига» ОГИЗа. Со второго номера за 1943 год тираж ЖМП был увеличен до 5 000 экземпляров, а начиная с № 9 за 1944 год — составлял 6 000 экземпляров[5].
Журнал был рассчитан на духовенство, его функция заключалась в передаче информации: освещении событий церковной жизни (в том числе в епархиях и за границей), публикации постановлений Священного Синода, указов и посланий Патриарха и проч. Также на страницах ЖМП печатались проповеди, исследования на богословские и церковно-исторические темы и др[2].
Долгое время в советский период журнал был единственным церковным печатным органом, относительно доступным для верующих СССР. Как отметил в 2000 году главный редактор издательства Московской Патриархии Архиепископ Бронницкий Тихон (Емельянов)[6]:
несмотря на известные ограничения эпохи тоталитаризма, журнал всё же сыграл весьма большую роль в жизни Церкви. Конечно, по своему уровню он был несопоставим с дореволюционными изданиями — ни в отношении объёма (достаточно напомнить, что в 30-х годах он имел 8-10 страниц, в 40-х — 40-60 и только начиная с 1954 года — нынешние 80), ни в отношении тиража (рядовому верующему достать его было практически невозможно), ни в отношении содержания. И тем не менее это был тот небольшой огонёк, который не смогли загасить враждебные ветры эпохи. К нему тянулись, вокруг него собирались все немногие в то время богословские, литературные церковные силы. В Журнале в разное время работали, с ним сотрудничали выдающиеся отечественные богословы, литургисты, церковные историки, учёные-слависты. Эта традиция продолжается и ныне.
Тираж номера составлял 25 тыс. экз., в 1984 году был увеличен до 30 тыс. экз.
В 1971—1994 годы издание выходило и на английском языке — The Journal of the Moscow Patriarchate[2].
В связи с реорганизацией Издательского отдела Московской Патриархии на Архиерейском Соборе РПЦ 1994 года и отстранения от его руководства митрополита Питирима (Нечаева) выпуск ЖМП временно приостановился — впервые с 1943 года. За первые 9 месяцев 1995 года вышло только 2 номера: № 5 (к Пасхе) и спецвыпуск. Усилиями нового главного редактора епископа Тихона (Емельянова) за несколько месяцев недостающие номера были подготовлены и долг перед подписчиками ЖМП ликвидирован. Существенно изменилось художественное оформление журнала: иллюстрации стали цветными, их количество значительно увеличилось[7].
За время существования не раз менялся дизайн и формат. На начало 2000-х годов формат был 70x100 1/16, 80 полос.
Весной 2009 года Патриарх Кирилл поставил вопрос о приведении содержания и внешнего вида журнала в соответствие с задачами, стоящими перед Русской Православной Церковью[8]. В апреле 2009 года ответственным редактором журнала назначен Сергей Чапнин, реорганизовавший издание. С января 2010 года журнал выходит в новом формате на 96 полосах[9]. Как отметил Сергей Чапнин:
Признаюсь, в том, что я сделал с «Журналом Московской Патриархии» в 2009, не было ничего нового. Я просто вернулся к забытым традициям русской церковной журналистики конца XIX — начала ХХ века. А именно — возродил в официальных изданиях неофициальную часть. Только так можно показать, что за строгим церковным фасадом была, есть и будет настоящая жизнь[10].С июля 2012 года выходит специализированное приложение к ЖМП «Храмоздатель».
ru-wiki.org


