Приказ о выдаче СИЗ (спецодежды) на предприятии – образец 2018. Журнал стирки спецодежды образец
Стирка спецодежды на предприятии / требования / организация / график
Стирка спецодежды на предприятии является обязанностью работодателя, регламентирована нормативными документами и должна осуществляться в соответствии с составленным графиком.
Из этой статьи вы узнаете:
- каковы требования к стирке спецодежды на предприятии;
- какими нормами СанПиНа регламентируется стирка;
- как правильно организовать этот процесс;
- как составить график стирки спецодежды.
Требования к проведению стирки спецодежды
Согласно Приказу Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 г. № 290н "Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты", а также ст. 221 ТК РФ, стирку, химчистку и ремонт спецодежды работодатель должен осуществлять за собственный счет.
Стандартное количество стирок, которое спецодежда должны выдержать за период своей службы, – не менее двадцати. Чтобы спецодежда прослужила весь установленный срок и не вышла из строя преждевременно, уход за ней должен осуществляться в соответствии с рекомендациями для конкретного типа спецодежды, вида загрязнений и состава ткани, из которой она изготовлена. Эти рекомендации в виде символов, как правило, указываются на этикетке.
Стирка спецодежды из шерстяных, синтетических и смешанных тканей во избежание усадки осуществляется со скоростью вращения внутреннего барабана не более 0,5-0,7 м/с. Хлопчатобумажную спецодежду надо стирать со скоростью вращения барабана 1-1,4 м/с.
Ткань | Рекомендации |
Натуральные ткани из растительного сырья (хлопок, лен и т.п.) | Температура и реагенты любые |
Натуральные ткани из сырья животного происхождения (шерсть, шелк) | Бережная стирка, температура не выше 50-60оС, не использовать химические отбеливатели,
щелочные соли |
Полиамиды (нейлон, капрон) | Бережная стирка, температура не выше 50-60оС, не использовать химические отбеливатели,
щелочные соли, а также средства с энзимами, разлагающими белки |
Вискоза |
Бережная стирка, температура не выше 30о |
Лавсан, акрил и лайкра |
Температура не выше 50-60оС, не использовать щелочные соли и отбеливатель на основе хлора |
Смесовые ткани (хлопок + лавсан, шерсть + лавсан и т.п.) | Ограничения, присущие каждому из типов волокон, входящих в состав |
Тканям, изготовленным с применением специальных красителей или пропиток, может требоваться специальный уход.
Кроме того, при организация стирки спецодежды следует учитывать специфику производственного процесса, при котором она используется. Например, специфические и стойкие загрязнения требуют применения специальных препаратов, таких как пятновыводители и т.п. Одежду работников, имеющих непосредственный контакт с нефтепродуктами, прежде чем стирать, нужно проветрить в течении 2 часов, затем она замачивается в 10%-ном растворе хозяйственного мыла.
Нормы СанПиН, регулирующие процесс стирки спецодежды на предприятии
Стирать свою спецодежду в домашних условиях работникам запрещено санитарными нормами и правилами. Процесс стирки обязан обеспечить работодатель.
Согласно СанПиН 2.2.3.1384-03 "Гигиенические требования к обеспечению спецодеждой, спецобувью, головными уборами и средствами индивидуальной защиты", работник в дефектной, поврежденной или загрязненной спецодежде к выполнению своих трудовых обязанностей не допускается и обязан своевременно извещать работодателя о том, что возникла потребность в ее стирке или ремонте. Работодатель же своевременно обеспечивает необходимый уход, в том числе стирку, химчистку, дезактивацию специальной одежды.
Если на предприятии ведется работа с радиоактивными веществами, то обустройство спецпрачечной и дезактивация спецодежды производится с учетом требований СанПиН 2.2.8.46-03 "Санитарные правила по дезактивации средств индивидуальной защиты".
Читайте по теме в электронном журнале
Организация стирки спецодежды
Стирка спецодежды осуществляется либо путем создания прачечной на предприятии, либо посредством заключения гражданско-правового договора со сторонней специализированной организацией. Для учета передачи одежды в стирку оформляется ведомость, которая подписывается материально-ответственным лицом. В этой же ведомости фиксируется возврат работникам выстиранной спецодежды . Работник должен расписаться за получение чистого комплекта (п. 66 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина РФ от 26 декабря 2002 г. № 135н).
Прачечная на предприятии
Чтобы организовать стирку спецодежды на предприятии, следует отвести под прачечную специальное оборудованное помещение, удовлетворяющее требованиям постановления Минтруда России от 16 октября 2000 г. № 75. Для обслуживания прачечной и осуществления процесса стирки или химчистки следует выделить сотрудников исходя из планируемого объема работ. Рабочий процесс может быть организован в одну или в две смены.
Одежда передается в стирку в соответствии с составленным графиком. Сотрудники могут сдавать ее сами, либо следует назначить ответственного за сдачу спецодежды в стирку, который будет собирать ее централизованно.
Стирка спецодежды в сторонней специализированной организации
При выборе прачечной следует исходить из ее оснащенности специализированным оборудованием. В таких прачечных применяются специальные моющие средства, способные справиться с самыми стойкими загрязнениями.
Доставлять грязную одежду можно самостоятельно, назначив ответственного сотрудника. Другой вариант – отдельным пунктом в договоре либо допсоглашением утвердить, что услуги по доставке будут предоставлены организацией, с которой заключен договор.
Отвозить свою спецодежду в прачечную самостоятельно работник предприятия не имеет права, что установлено п. 27 приказа Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. № 290н.
График стирки спецодежды
График стирки спецодежды составляется с учетом технологических особенностей производства и условий труда на рабочих местах. Периодичность стирки фиксируется в Положении о выдаче СИЗ.
Скачать график стирки спецодежды на предприятии (образец)
Найдите нужный вам образец документа по охране труда в самой полной библиотеке шаблонов Справочной системы "Охрана труда". Наши эксперты подготовили уже 2506 шаблонов!
Например, при эксплуатации промышленного транспорта стирка спецодежды производится (п. 7.14 Межотраслевых правил, утвержденных постановлением Минтруда РФ от 17 июня 2003 г. № 36):
- при сильном загрязнении — один раз в 6 дней;
- при умеренном загрязнении — один раз в 10 дней.
На животноводческих предприятиях стирка спецодежды должна производиться чаще. Работникам санитарной бойни и очистных сооружений, а также работникам, непосредственно соприкасающимся с молоком, нужно стирать спецодежду не реже одного раза в три дня.
Если стирка спецодежды производится не в выходные для работников дни, им нужно выдать сменные комплекты.
Читайте по теме:
www.trudohrana.ru
Стирка Спецодежды! Инструкция По Применению!
Приветствую, уважаемые друзья! В этой небольшой и актуальной заметке речь пойдёт о стирке спецодежды. Я думаю, что 99,9% спецов в курсе, что выдаваемую работникам спецодежду нужно своевременно стирать. Также известно, что стирка спецодежды является обязанностью работодателя и производится за его счёт (ч. 3 ст. 221 ТК РФ, п. 30 Межотраслевых правил обеспечения работников СИЗ, утверждённых приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. № 290н, далее — Межотраслевые правила).
Как правило, за время своей эксплуатации спецодежда должна выдерживать не менее 20 стирок. Чтобы увеличить срок её службы, нужно соблюдать нормы стирки спецодежды. Способ и режим стирки следует выбирать в зависимости:
- от состава ткани, из которой изготовлена спецодежда;
- в соответствии с символами по уходу, указанными на спецодежде.
Например, стирка спецодежды из шерстяных, синтетических и смешанных тканей производится со скоростью вращения внутреннего барабана не более 0,5-0,7 м/с, чтобы избежать её усадки. А для хлопчатобумажной спецодежды подходит скорость вращения внутреннего барабана 1-1,4 м/с.
Кроме этого стирка рабочей спецодежды должна учитывать специфику деятельности компании. Например, при наличии на ней специфических загрязнений для их удаления должны применяться специальные пятновыводные препараты. А спецодежду работников, занятых при эксплуатации нефтебаз, автозаправочных станций перед сдачей в стирку нужно в течение двух часов проветривать на открытом воздухе или в изолированном помещении. И только после этого замочить в 10%-ном растворе хозяйственного мыла.
Если соблюдать нормы стирки спецодежды на предприятии, спецодежда сохранит:
- свои защитные свойства в пределах, установленных действующими нормативными документами;
- удовлетворительный внешний вид;
- все свои эксплуатационные качества (прочность, эластичность, паропроницаемость, водоупорность и т. д.) в пределах, установленных действующими нормативными документами.
Администрация компании обязана организовать стирку спецодежды по графику. График стирки спецодежды устанавливают с учётом условий труда на рабочем месте сотрудников. Например, при эксплуатации промышленного транспорта стирка спецодежды производится (п. 7.14 Межотраслевых правил, утверждённых постановлением Минтруда РФ от 17 июня 2003 г. № 36):
- при сильном загрязнении — один раз в 6 дней;
- при умеренном загрязнении — один раз в 10 дней.
На животноводческих предприятиях стирка спецодежды должна производиться чаще. Работникам санитарной бойни и очистных сооружений, а также работникам, непосредственно соприкасающимся с молоком, нужно стирать спецодежду не реже одного раза в три дня. А всем остальным — один раз в шесть дней (п. 7.6 Санитарных правил для животноводческих предприятий, утверждённых Главным государственным санитарным врачом СССР 31 декабря 1987 г. № 4542-87).
Если стирка спецодежды производится не в выходные для работников дни, им нужно выдать сменные комплекты спецодежды.
Санитарными нормами и правилами запрещена стирка спецодежды работниками в домашних условиях. Процесс стирки обязан организовать работодатель.
Для стирки спецодежды в компании могут быть предусмотрены прачечные. Если они есть, стирка спецодежды производится без привлечения сторонних организаций. На этот случай в нашей базе инструкций Вам в помощь:
Инструкция по охране труда при стирке белья
Инструкция по охране труда при работе с моющими средствами
Инструкция по охране труда для работников прачечных
Но у работодателя не всегда может быть техническая возможность организовать прачечную. В этом случае ему придётся заключить гражданско-правовой договор на проведение стирки со специализированной организацией бытового обслуживания (п. 32 Межотраслевых правил).
Стирка рабочей спецодежды отражается в ведомости. Сдача работниками спецодежды в стирку оформляется в ведомости и подписывается материально ответственным лицом о приёмке спецодежды.
В этой же ведомости фиксируют возврат работникам спецодежды после стирки. Работник расписывается в получении чистой спецодежды (п. 66 Методических указаний, утверждённых приказом Минфина РФ от 26 декабря 2002 г. № 135н).
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТЫ ПО ТЕМЕ
Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утверждённые Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 г. № 290н
Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (конвейерный, трубопроводный и другие транспортные средства непрерывного действия), утверждённые Постановлением Минтруда РФ от 17.06.2003 г. № 36
Санитарные правила для животноводческих предприятий, утверждённые Главным государственным санитарным врачом СССР 31.12.1987 г. № 4542-87
Методические указания по бухгалтерскому учёту специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утверждённые Приказом Минфина РФ от 26.12.2002 г. № 135н (ред. от 24.12.2010 г.)
Напоследок предлагаю всем желающим посмотреть видео про спецодежду (Галилео)
На этом всё. Если материал пригодился, ставим звёздочки и делимся ссылкой на эту заметку в своих социальных сетях, форумах и т.д. 😉 Спасибо за поддержку!
xn----8sbbilafpyxcf8a.xn--p1ai
Приказ о выдаче СИЗ на предприятии
Если на предприятии на рабочих местах присутствуют вредные и опасные производственные факторы, работодатель обязан обеспечить работников средствами индивидуальной защиты. В этой статье мы расскажем, как оформить приказ о выдаче СИЗ, и предоставим его образец.
Из статьи вы узнаете:
Для чего оформляется приказ об утверждении норм выдачи СИЗ
Процесс обеспечения работников средствами индивидуальной защиты тщательно регламентирован действующим законодательством РФ, а это означает, что необходимо соблюдать определенный порядок выдачи. Если во время визита инспектора ГИТ будут выявлены хотя бы малейшие нарушения этого порядка, могут последовать санкции.
Узнайте, как создать службу охраны труда на предприятии>>>
Важно правильно подготовить приказ об обеспечении работников средствами индивидуальной защиты, приложение к нему, назначить ответственного за обеспечение, а также проконтролировать исполнение.
Напомним, что спецодежду и другие средства необходимо выдавать работникам, исходя из специфики условий их труда, наличия на рабочих местах и видов вредных и опасных производственных факторов (ВОПФ), а также в соответствии с полом, возрастом, размерами одежды и обуви. К примеру, если условия труда предполагают высокий шумовой фон, то следует выдавать СИЗ органов слуха (особые наушники, шлемы), а при загрязнении воздуха газами или пылью – органов дыхания (СИЗОД, противогазы, респираторы).
► Читайте подробнее о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты>>>
Для того чтобы соблюсти все требования законодательства, вам следует изучить следующие нормативные акты:
Приказ об утверждении норм выдачи спецодежды и других СЗ на предприятии – образец
Мы подготовили для вас наиболее часто встречающуюся форму, которую можно использовать как образец. Ниже мы подробно разберем, кто и как должен разрабатывать этот документ, а также приложение к нему.
Скачать>>>
Найдите нужный вам образец документа по охране труда в самой полной библиотеке шаблонов Справочной системы "Охрана труда". Наши эксперты подготовили уже 2506 шаблонов!
Кто должен разрабатывать приказ о выдаче СИЗ
Поскольку изначально за охрану труда на предприятии отвечает его руководитель, следовательно, данный документ он может подготовить самостоятельно. На практике такие полномочия принято делегировать специалисту по охране труда. Он разрабатывает проект приказа в соответствии с порядком выдачи средств защиты, требованиями законодательства и внутренних актов, после чего передает его на подпись руководителю.
Также свои подписи в листе ознакомления должны поставить все сотрудники и должностные лица, которые в нем упоминаются.
Читайте по теме в электронном журнале
Что должен содержать приказ
Документ изначально должен быть подготовлен, исходя из специфики условий на существующих рабочих местах. Это означает, что его нельзя составить, просто внеся в него типовые нормы – на них можно только основываться. Важная часть – приложение – должна содержать полный перечень необходимых по закону СИЗ для каждой профессии, представленной на предприятии. В дальнейшем это приложение станет руководством к действию для подразделений, должностных лиц: отдела материально-технического снабжения, бухгалтерии, планово-экономического отдела, для глав подразделений, обеспечивающих выдачу средств индивидуальной защиты и так далее.
Как это часто бывает, единая точная форма не утверждена. В документе должны присутствовать:
- наименование организации;
- дата составления и номер приказа;
- ФИО, должность руководителя, утверждающего документ.
В приказе необходимо назначить ответственного за обеспечение работников защитными средствами и прописать его обязанности:
- выдача работникам средств индивидуальной защиты;
- контроль за соблюдением срока эксплуатации изделий;
- обеспечение их хранения и своевременного обслуживания;
- ведение журнала учета;
- контроль за возвратом, согласно установленному законом порядку (истечение срока эксплуатации, увольнение работника или смена рабочего места, т.д.)
Ответственность за выдачу средств защиты, их сдачу в специальную прачечную, ведение личных карточек учета можно возложить на разных должностных лиц. Также необходимо:
- прописать, с какой периодичностью следует отдавать спецодежду в стирку;
- указать место хранения заверенных копий сертификатов или деклараций соответствия изделий;
- установить конкретный срок эксплуатации изделий, которые, согласно типовым нормам, можно использовать «до износа»;
- перечислить методы, которыми должна руководствоваться комиссия по расследованию преждевременного износа.
Это основная часть той информации, которую может содержать приказ об обеспечении работников средствами индивидуальной защиты, в том числе спецодеждой. Каждое предприятие индивидуально, поэтому к его составлению специалист по охране труда должен подходить с учетом специфики своей организации.
Важно отметить, что типовые нормы не всегда возможно применить. Иногда в них может отсутствовать какая-то профессия. В этом случае нужно руководствоваться типовыми нормами для работников сквозных профессий или нормами, которые характерны для данного рабочего места. Главное проследить, чтобы это указание было представлено в утвержденных руководителем нормах выдачи по конкретному рабочему месту.
Сотрудника, который был назначен ответственным по СИЗ на предприятии, необходимо в письменном виде, под роспись уведомить об этом назначении. Это может быть простое уведомление, либо отдельный приказ. Хотя закон не обозначает четких сроков уведомления, оно не может быть составлено раньше даты, с которой сотрудник становится ответственным.
www.trudohrana.ru
Порядок обеспечения работников средствами индивидуальной защиты / выдача СИЗ
СИЗ – средства индивидуальной защиты, предназначенные для защиты работающих от воздействия вредных и опасных производственных факторов (ВОПФ). В каждой организации должен быть разработан свой порядок выдачи СИЗ, учитывающий особенности производства и возможные риски при выполнении работ повышенной опасности.
Из этой статьи Вы узнаете:
- как установить порядок выдачи СИЗ на Вашем предприятии;
- как подготовить приказ о выдаче СИЗ;
- как составить локальное положение об обеспечении СИЗ;
- какие ошибки в выдаче СИЗ приведут к штрафу ГИТ.
В список на предоставление СИЗ должны быть включены все рабочие места, прямо или косвенно связанные с возможностью поражения электрическим током и ультрафиолетом, падения с высоты, обрушения конструкций, воздействия электрической дуги, ионизирующего излучения, попадания брызг раскаленного металла или осколков стекла, воздействия других опасных факторов.
Правильно подобранные средства защиты не только оградят работника, но и минимизируют риск возникновения профессионального заболевания. Задача каждого работодателя – учесть все профессиональные риски, организовав правильную и своевременную выдачу СИЗ.
Порядок выдачи СИЗ
Средства индивидуальной защиты – спецодежда, спецобувь, защитные средства (очки, каски, респираторы и.т.д) – выдаются работнику в индивидуальное пользования для защиты от негативного воздействия ВОПФ.
Защиту работающего гарантирует процедура технического регулирования производства СИЗ, а также испытания, проводимые в момент сертификации или декларирования соответствия качества.
Работодатель не имеет права допускать на рабочие места сотрудников без средств индивидуальной защиты.
Однако положительного эффекта от применения СИЗ может не быть, если работодателем не разработан Порядок выдачи СИЗ на предприятии, учитывающий особенности производства, возможные риски при выполнении работ повышенной опасности. Правильно подобранные, испытанные, вовремя обслуживаемые средства защиты должны не только спасти работника, но и минимизировать риск возникновения профессионального заболевания.
Порядок бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты – локальный документ организации, составленный с учетом требований статьи 8 Трудового Кодекса.
В числе вопросов, задаваемых работодателю во время плановых и внеплановых проверок государственной инспекции по труду, значительный объем занимают темы об обеспечении работников СИЗ и их соответствии типовым нормам выдачи, своевременности получения СИЗ работником, о наличии подтверждения соответствия техническому регламенту, наличии подписей работников о получении, о порядке сдачи и возврата СИЗ из химчистки, заключении договора со специализированной прачечной, порядке списания СИЗ и выбытия из эксплуатации (утилизация).
Списанные средства индивидуальной защиты не должны вновь попадать в производственный оборот, так как защита обеспечивается только в течение гарантийного срока носки, который установлен в нормах.
Скачать шаблон Приказа об утверждении акта комиссии о пригодности (непригодности) СИЗ к дальнейшему использованию
СИЗ должны соответствовать по размеру, росту, сезону, запрещается эксплуатация порванных, бракованных, загрязненных СИЗ.
Все эти задачи должны решаться на этапе разработки Порядка выдачи СИЗ в каждой организации.
Наши коллеги часто задают вопрос: можно ли вести учет обеспечения СИЗ в электронном виде? Ответ будет таким: да, можно. Некоторые программы по учету материально-производственных затрат позволяют оформить выдачу СИЗ в личной карточке не подписью работника, а указанием номера и даты требования о выдаче средств индивидуальной защиты. Но в любом случае в первичном бухгалтерском документе должна стоять собственноручная подпись работника.
Как оформить приказ о выдаче СИЗ
Приказ о выдаче СИЗ, подготовленный специалистом по охране труда, должен быть подписан руководителем предприятия, а в листе ознакомления расписываются все должностные лица и работники, перечисленные в приказе.
Приказ должен был составлен с учетом производственной специфики организации. Нет смысла и времени переписывать типовые нормы выдачи. В приложении к приказу нужно привести Перечень СИЗ, полагающихся каждой конкретной профессии. Если в нормах указан срок «до износа», в перечне такого указания быть не должно.
Перечнем будут руководствоваться отдел материально-технического снабжения, закупающий СИЗ, бухгалтерия, ведущая оперативный учет приобретения и списания средств защиты, планово-экономический отдел при бюджетировании затрат на охрану труда в каждом квартале года и по каждому подразделению – ЦФО (центру финансовой ответственности), руководители каждого из подразделений, которые обязаны обеспечить выдачу СИЗ составлением своевременных заявок в отдел материально-технического снабжения. Только конкретные факты должны найти отражение в приказе.
Например, в приказе должно быть обязательно указано, кто несет ответственность за сдачу СИЗ в специализированную прачечную, кто отвечает за ведение личных карточек учета выдачи, какова периодичность сдачи СИЗ в стирку, где должны быть храниться заверенные копии сертификатов и деклараций соответствия, какой срок установлен для «СИЗ до износа» в вашей организации, какими методами нужно руководствоваться комиссии по расследованию преждевременного износа предоставленных работникам средств и многое другое. Приказ должен быть руководящим документом, а не формальной отпиской.
Скачать шаблон Приказа об утверждении норм бесплатной выдачи СИЗ
В перечень выдаваемых работодателем СИЗ должны быть включены все рабочие места, на которых возможны потенциальные или фактические угрозы поражения вредными и (или) опасными производственными факторами. Правильно подобранные средства защиты должны не только обеспечивать каждодневную защиту здоровья работника, но и смягчить последствия возможных несчастных случаев.
Согласно п. 14 Стандарта № 290н, при отсутствии в типовых нормах какой-либо из профессий, СИЗ нужно выдавать по типовым нормам для работников сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, либо по тем нормам, которые характерны для конкретной выполняемой работы. Но сделать это указание легитимным возможно только в том случае, если это будет отражено в утвержденных работодателем нормах выдачи по конкретному рабочему месту. В противном случае Вы не докажете ни ФСС, ни инспектору по труду, ни налоговой инспекции правомерность такой выдачи.
Как разработать положение о выдаче СИЗ
Положение о выдаче СИЗ в организации должно быть составлено по всем структурным подразделениям. В этом случае достаточно будет сделать сводную форму из приказов в подразделениях. Если же Ваша организация небольшая, достаточно наличия приказа. Самое главное – уйти от общих слов к конкретике.
Скачать шаблон Положения об обеспечении работников средствами индивидуальной защиты
Рассмотрим реальную ситуацию: как выдавать СИЗ совместителям?
К примеру, у Вас работает водитель, и он же занимает 0,5 ставки экспедитора. По каким нормам нужно определить выдачу в этом случае? СИЗ должны предоставляться следующим образом: в отдельной карточке по основному месту работу и в отдельной карточке по совмещаемому. Если водителю положен хлопчатобумажный костюм (куртка и брюки, или куртка и полукомбинезон), то возможно, что экспедитору положены такой же костюм плюс перчатки. В этом случае водителю-экспедитору выдается костюм – 2 комплекта и перчатки. При этом выдача одного комплекта по основному месту работы не является основанием для ущемления трудовых прав работника по совмещаемому.
На работника должны быть заведены 2 карточки выдачи СИЗ. Кроме того, данный работник должен расписаться в двух картах СОУТ.
Нормы выдачи при 0,5 ставки устанавливаются как при ставке 1. Основание – п. 17 Стандарта № 290н. То, что работник занимает 1,5 ставки – проблемы работодателя, но не работника. Согласно 8 статье ТК РФ, локальные документы, ухудшающие положение работника по сравнению с нормативными правовыми актами, являются недействительными.
Что проверяет ГИТ по выдаче СИЗ на предприятии
Инспектор ГИТ в обязательном порядке сверит данные сертификатов и деклараций с указанными сведениями в личной карточке учета выдачи СИЗ. Кроме этого, инспектора могут насторожить: одинаковый почерк, цвет стержня в личной карточке, разные подписи работника. Инспектор вправе побеседовать с работником для выяснения всех вопросов, связанных с обеспечением средствами защиты. Не все работники одинаково лояльны к работодателю, поэтому рисковать, вписывая не выданные работнику СИЗ, не стоит. Также нельзя указывать в карточке дежурные СИЗ и нельзя указывать срок «до износа». Работодатель в своем Положении (или в приказе для небольших организаций) сам устанавливает, что это за срок – до износа, и чем его можно измерить. А установить такой срок возможно, только проанализировав фактический срок ношения данных СИЗ и условий производственного процесса. Для токарных станков срок носки защитных очков гораздо короче, чем один год. Для газорезчиков также защитные щитки выдаются чаще, чем для других профессий.
Дежурные СИЗ
Дежурные СИЗ выдает руководитель того структурного подразделения, где выполняются данные работы. Форма учета определяется организацией самостоятельно, поскольку законодательно этот вопрос не урегулирован. Можно, например, вести журнал выдачи-сдачи дежурных СИЗ, с указанием даты выдачи и сдачи, подписями выдавшего (принявшего) и получившего (сдавшего) СИЗ. Не будет нарушением отметка о выдаче дежурных СИЗ в оперативном журнале. Дежурные СИЗ должны быть доступны для пользователей.
Дежурное СИЗ уже по определению не может закупаться на каждого работника. В противном случае это уже не дежурное СИЗ, а индивидуальная выдача. Нерационально выдавать индивидуальный комплект лицу, один раз в неделю осуществляющему выездной контроль объекта. Дежурные СИЗ должны проходить чистку, стирку и дезинфекцию по графику, установленному работодателем. Так решается вопрос с гигиеной. Дежурные СИЗ – это, как правило, плащи, куртки, сапоги, не контактирующие напрямую со слизистыми оболочками. Под дежурным СИЗ всегда находится одежда работающего. Поэтому своевременно постиранные и продезинфицированные СИЗ – залог безопасности труда и здоровья.
Инспектор ГИТ и проверяющий врач Роспотребнадзора в первую очередь изучат условия хранения СИЗ.
Для этого работодатель должен выделить помещение, оборудованное индивидуальными шкафчиками для раздельного хранения домашней и рабочей одежды.
важно
Не допускается держать в одном «гардеробе» личные вещи и СИЗ.
Связано это, главным образом, с возможным риском утечки отравляющих веществ в общественную водопроводную сеть и заражением населения. Именно поэтому Ваш рассказ о том, что Вы выдаете каждому работнику кусок хозяйственного мыла или пачку стирального порошка каждый месяц, чтобы работник дома постирал свою спецодежду, не удовлетворит проверяющие органы. А такое происходит, к сожалению, достаточно часто.
Поэтому первое правило при общении с проверяющими органами: все, что вы скажете, будет использовано против вас.
Второе правило – не чинить препятствия для проверки.
На практике был случай, когда прораб не пускал инспектора в подсобку на стройплощадке, потому что не хотел показывать, как там хранятся СИЗ – вповалку, на табуретках. Там, где можно было обойтись штрафом в 50 000 рублей, организация отвечала в суде по иску о чинении препятствий для законной деятельности инспектора, а это уже другая статья КоАП.
Читайте также по теме:
www.trudohrana.ru
Стирка спецодежды - инструкция
Многие организации создают инструкции по обеспечению сотрудников спецодеждой, опираясь на индивидуальные особенности производственных процессов.
Чаще всего одежда загрязняется потовыми выделениями.
Также к частой стирке приводит пыльное место работы. Исходя из рода деятельности, спецодежда загрязняется химическими маслами, сажей, животными и растительными жирами.
Рекомендации
Основные рекомендации по стирке спецодежды на предприятии:
- Одежда, в которой исполняются работы с применением токсичных материалов, нуждается в обеззараживании.
- Температуру воды для стирки подбирают исходя из разновидности, характера и размеров загрязнения.
- Сушка обязательна на специально предназначенных барабанах.
- Глажка вручную или прокатка на станке.
Перед отправкой белья в стирку нужно проверить все карманы на наличие посторонних предметов и на повреждения. Если таковые имеются, рекомендуется предварительно отправить в ремонт.
Одежда специального назначения бывает разных видов и, следуя рекомендациям по стирке, чистка и стирка производится разными способами. Так скажем, смешанные, синтетические или шерстяные ткани, во избежание усадки, стирают при скорости вращения барабана не более 0,5-0,7 м/с. Для спецодежды из хлопчатобумажного материала оптимальная скорость 1-1,14 м/с.
Спецодежду с пропиткой защитными средствами стирают следуя нормам. Но в последствие необходимо провести реставрацию защитного слоя.
Климат, в котором трудятся работники компании, также оказывает влияние на обязательность частой стирки спецодежды. Чем сильнее загрязнение, тем чаще стирается одежда. Это колеблется от двух недель до одного раза в четыре месяца.
За время использования спецодежда может претерпеть не более 20 стирок.
К примеру, при техническом обслуживании производственного транспортного средства стирку проводят:
- Если имеются обширные загрязнения одежды — раз в шесть дней;
- Если небольшие — раз в десять дней.
В фермерском хозяйстве стирку спецодежды необходимо устраивать по меньшей мере один раз в три дня для работников:
- водообеспечения и канализационной системы;
- скотобойни;
- хлева.
Остальные обязаны стирать раз в шесть дней. Исполняя инструктаж по стирке спецодежды на предприятии, увеличивается срок ее эксплуатации.
Советы
Если стирка спецодежды на предприятии запланирована на будни, то работникам выдается на замену комплект спецодежды. Стирка одежды самостоятельно, на дому, запрещена санитарными нормативными актами. Организовывать и оплачивать ее должен руководитель предприятия.
Каждая компания индивидуально производит расчет эффективности собственного отдела, который будет заниматься стиркой и химчисткой или же заключать договор по стирке в специальных пунктах бытового обслуживания.
Стирка спецодежды на предприятии фиксируется в табеле за подписью материально-ответственного лица. Работники обязаны расписываться при возвращении им выстиранного комплекта одежды.
Стирка спецодежды на предприятии, где одежда регулярно испытывает воздействие промышленных масел и нефтеперерабатывающих продуктов, утрачивает не только наружный облик и источает тяжелые запахи, но и получает обильные загрязнения результатов переработки.
Прачечные-химчистки, применяя специальные очищающие средства и наполнители, которые справляются с запахами и выводят тяжёлые загрязнения, могут оказать услуги по стирке предприятиям, не располагающим производственными ресурсами для обслуживания спецодежды.
Иногда проще перепоручить работу по стирке профессионалам, тем, кто ежедневно соприкасается с такого рода занятиями и имеет навыки работы с разными тканями.
otstirat.ru
Требования к спецодежде по охране труда
Спецодежда – СИЗ предназначенные для защиты работников от воздействия вредных и опасных производственных факторов. Выбирать ее следует, исходя из установленных требований и предназначения. В статье расскажем о видах, порядке хранения и использования.
Читайте в нашей статье:
Кого полагается обеспечивать спецодеждой и как она классифицируется
Спецодежда (СО) – это особый вид рабочей одежды, предназначенный для защиты от воздействия негативных факторов производственной среды, для снижения рисков травматизма и предупреждения развития профессиональных заболеваний.
При снабжении работников спецодеждой следует выбирать её по назначению: для различных рабочих специальностей, сотрудников силовых и охранных структур, для медицинских работников и работников детских дошкольных учреждений. Также СО отличается по предохранительным свойствам – от механических загрязнений, от влаги, от воздействия едких химических препаратов, от низких и высоких температур. Работодатель должен разработать список профессий для выдачи бесплатной специальной одежды.
СИЗ классифицируются в зависимости от факторов производственной среды, в которой они будут эффективны для обеспечения безопасности труда работающих.
Спецодежда и средства индивидуальной защиты от механических загрязнений
СО от механических загрязнений предназначена для эксплуатационного, обслуживающего и вспомогательного персонала с целью предохранения кожных покровов от грязи, пыли, промышленных масел и жидкостей.
Как правило, к этой одежде относятся костюмы хлопчатобумажные, халаты, косынки, комбинезоны, фартуки.
Для выдачи СО работодателем проводится подбор по типовым нормам, указанным для конкретной профессии, либо по отраслевому признаку. Если в отраслевых нормах приведены только узкопрофильные специальности, то выдачу можно производить по сквозным для всех отраслей нормам.
Иногда перед работодателем стоит выбор между «старыми» действующими нормами 1997 года и недавно изданными. К примеру, в старых нормах № 68 упоминаются нарукавники, и работодателю лучше провести замену на улучшенные средства защиты, т.е. выдать вторую куртку. Но отменять выдачу нельзя. Это нарушение стандарта выдачи СИЗ и 221 статьи ТК РФ. Нарукавники являются одним из элементов защитной одежды от механических загрязнений. Они предназначены для защиты кожных покровов от производственных загрязнений.
Читайте по теме в электронном журнале
Для выполнения огневых работ
Этот вид СО выдается газоэлектросварщикам, газорезчикам и оберегает от прогаров, от искр металла, от обломков и других травмирующих предметов.
Данная СО сопровождается выдачей защитного щитка, очков, каски, респиратора, краг, перчаток, наколенников. На работника, выполняющего электро- и газосварочные работы, воздействует множество вредных производственных факторов, и особенно – продукты сгорания. До сих пор лучшая одежда для сварщиков выполняются из войлока и брезента. В настоящее время разрабатываются аналоги из полимерных материалов, что облегчает вес готовых изделий и позволяет работнику трудиться проворнее. СО должна быть комфортной, удобной и обеспечивать полноценную защиту.
Также спецодежда для водителей бензовозов должна быть с огнезащитной пропиткой, как и для топливозаправщика.
Сигнальная одежда повышенной видимости
К сигнальной одежде повышенной видимости относятся жилеты, ветровки и костюмы. Защита работника обеспечивается конструктивно встроенными светоотражающими элементами, которые позволяют увидеть работника на большом расстоянии, вне зависимости от негативных погодных условий.
Выдавая костюм повышенной видимости вместо сигнального жилета, вы должны убедиться, что обеспечиваете равноценную или улучшенную защиту работника от воздействия опасных факторов. Сигнальные жилеты, куртки и ветровки имеют 2-ой класс защиты. Сигнальные костюмы – 3-ий класс. Максимальную защиту обеспечивает СО 3-го класса, так как позволяет обозначить силуэт человека в полный рост за счет СВП и на куртке, и на брюках.
Экранирующая специальная одежда
Применяется для предохранения электротехнического и электротехнологического персонала от воздействия наведенного напряжения, электромагнитной дуги.
Персонал, обслуживающий открытые распределительные устройства и линии электропередач при напряженности свыше 5-25 кВ/м, обеспечивается спецодеждой для защиты от электромагнитных полей. До этого значения напряженности персоналу выдаются экранирующие переносные комплекты.
При работах на высоте в зоне влияния электромагнитных полей экранирующие СИЗ применяются вне зависимости от напряжения электроустановок. В их состав входят спецодежда и спецобувь, выполненные из токопроводящих материалов с контактными разъемами для заземлителя, а также термостойкое белье, термостойкие щитки, подшлемники и каски.
Утепленная специальная одежда
Защищает работника от пониженных температур. Выдаётся работнику после наступления устойчиво низких температур, как правило, в конце октября-начале ноября, а возвращается на склад – в середине марта.
К утепленной спецодежде предъявляются особые требования: зимняя СО должна оградить от воздействия холода, ветра, осадков и при этом обеспечить подвижность работающего. В настоящее время эффективно себя зарекомендовали современные утепляющие ткани, но при применении синтетических материалов нужно помнить и о защите от электростатического воздействия. Также СИЗ должны быть непромокаемыми, т.е. обладать водоотталкивающими свойствами, и быть устойчивыми к износу, нити не должны рваться, ткань не должна накапливать грязь между волокнами, должна «дышать», быстро сохнуть и не терять форму.
При наступлении теплого периода времени утепленная СО должна быть сдана на склад предприятия для организованного хранения. Перед этим требуется провести стирку, чистку, сушку, дезинфекцию, а также сделать необходимый ремонт.
Требования к спецодежде
Помимо обязательных требований к соответствию ТР ТС в виде сертификации или декларирования, СО должна быть исправной, чистой, вовремя должен проводиться уход за ней – чистка и стирка, дезинфекция и дегазация, если этого требуют рекомендации завода-изготовителя и условия применения на конкретном производстве.
Работники должны уметь правильно применять СИЗ и знать нормы их выдачи. Для этого проводится обучение и инструктаж. Ознакомить с положенными нормами бесплатной выдачи СИЗ необходимо после прохождения вводного инструктажа и до проведения первичного инструктажа на рабочем месте. Обучить правильному применению и уходу следует во время обучения по охране труда. Запрещается находиться на рабочем месте без средств защиты.
Многие работодатели ошибаются, выдавая полный комплект специальной одежды, положенный по нормам, только после успешного прохождения работником стажировки. Стажировка проводится уже после заключения трудового договора, следовательно, на стажера распространяются все положения Трудового Кодекса РФ.
Некоторые работодатели практикуют совмещение обязанностей работников. В этом случае защитные средства должны выдаваться как по основному, так и по совмещаемому рабочему месту.
ГОСТ на спецодежду
Технические требования к спецодежде установлены рядом ГОСТов. Один из основных – ГОСТ 12.4.280-2014, распространяющийся на мужскую и женскую специальную одежду, защищающую от общих производственных загрязнений и механических воздействий.
В нем регламентируются размеры спецодежды, ее эргономика, требования к материалам, из которых она изготавливается, а также к фурнитуре и маркировке, требования к упаковке, транспортировке и хранению.
Кроме того, есть следующие ГОСТы на одежду для защиты:
- ISO 11612-2014 – от тепла и пламени;
- Р 12.4.290-2013 – от воздействия нефти, нефтепродуктов;
- Р 12.4.288-2013 – от воды;
- 12.4.259-2014 – от жидких химических веществ;
- Р 12.4.297-2013 – от повышенных температур теплового излучения, конвективной теплоты, выплесков расплавленного металла, контакта с нагретыми поверхностями и т.п.
- Р 12.4.289-2013 – от нетоксичной пыли и многие другие.
Порядок использования спецодежды
Спецодежда выдается работнику только при выполнении работ, в соответствии с которыми была осуществлена ее выдача. Работник обязан бережно относиться к спецодежде, как и к остальному имуществу работодателя. Владельцем спецодежды является работодатель.
Работник ошибочно полагает, что после того, как он распишется в получении, он вправе использовать выданную спецодежду по своему усмотрению. Нельзя использовать в нерабочее время или эксплуатировать порванную СО спецодежду. Нужно немедленно поставить в известность своего непосредственного руководителя, а на период её ремонта работнику должен быть выдан запасной комплект.
Удержать стоимость можно только в том случае, если работник совершил виновные действия – украл спецодежду или умышленно ее испортил. Во всех остальных случаях удерживать её стоимость по 248 статье ТК РФ запрещено.
пример
Если на склад пришел работник, просит выдать ему новые СИЗ, потому что порвались старые, нужно выяснить, при каких обстоятельствах произошел преждевременный износ. Руководствуйтесь 233 статьей ТК: сторона трудового договора обязана доказать размер причиненного ей ущерба.
Если работник привел в непригодность защитную одежду, находясь в состоянии алкогольного опьянения и перелезая через забор своего предприятия на улицу, работник порвал СО во время драки в гараже, работник порвал СО, разгружая мебель на своей даче в отпуске, работодатель должен провести расследование инвентаризационной комиссией с учетом требований 246 и 247 статей ТК РФ. В этом случае возмещение материального ущерба с работника является законным.
Работодатель обязан потребовать от работника объяснительную записку по поводу его противоправного поведения. Если работник откажется, то нужно составить акт. Нельзя безнаказанно наносить материальный ущерб работодателю.
Работодатель обязан вести учет СИЗ в личной карточке. Если карточка не ведется, проверяющий может применить по отношению к работодателю следующие меры ответственности (ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ):
- для должностных лиц – предупреждение или штраф от 2000 до 5000 руб.;
- для предпринимателей – штраф от 2000 до 5000 руб.;
- для организаций – штраф от 50 000 до 80 000 руб.
Штраф может быть установлен по первой части статьи 5.27.1 КоАП РФ и составит от 50 до 80 тысяч руб., при этом обратите внимание – этот штраф не суммируется по количеству личных карточек учета выдачи.
Пункт 4 данной статьи в этом случае применять нельзя. То есть если карточки ведутся неправильно или не ведутся вообще, штраф будет один – например, 80 тысяч руб. на организацию.
Хранение спецодежды
Для хранения выданных работникам СИЗ работодатель обязан предоставить специально оборудованную гардеробную. По окончании рабочего дня или смены работник должен иметь возможность принять душ и переодеться в личные вещи. Для этого работник обеспечивается смывающими и обезвреживающими средствами защиты кожи – мылом и другими средствами.
Гардеробные должны быть размещены согласно строительным нормам и правилам. Специальная одежда должна храниться в отдельном шкафу. Не допускается совместное хранение в одном шкафу спецодежды и личных вещей. Обратите внимание, что выполнение данного требования обязательно проверит не только инспектор ГИТ, но и проверяющий вашу организацию врач Роспотребнадзора во время плановой проверки. Поэтому обеспечьте работников индивидуальными шкафами, разделите перегородкой места для хранения личных вещей и спецодежды.
Уход за защитными средствами является обязанностью и работника, и работодателя. Работник должен беречь выданный комплект, носить только в сезон, и только при выполнении своих трудовых обязанностей. Нельзя уносить и использовать спецодежду для личных надобностей – во время домашнего ремонта и т.п.
Стирка СИЗ – обязанность работодателя, а не работника. Запрещается выдавать работникам порошок и мыло для стирки в домашних или производственных условиях. Это противоречит санитарным правилам и нормам. Вода от стирки СО не должна попадать в общую водопроводную сеть.
В организации следует разработать график сдачи СИЗ в чистку и стирку. Периодичность чистки – разная для каждого из производств. Самая частая выдача – в металлургических производствах – 1 раз в 6 дней, а средняя продолжительность ношения для остальных производств составляет 1 раз в 10 дней. Исходя из этой продолжительности и рассчитывайте периодичность сдачи СО в специализированную химчистку.
К таким спецхимчисткам предъявляются особые требования. Все дело в том, что Роспотребнадзор должен выдавать санитарно-гигиеническое разрешение на ведение данного вида деятельности, проверять, не осуществляется ли выброс сточных вод в общехозяйственную канализационную сеть населенных пунктов. Считается, что во время чистки и стирки спецодежды в водопроводную сеть могут попасть производственные загрязнения, вплоть до радиационно-зараженных веществ.
Если же Вы решите организовать прачечную самостоятельно, нужно оформить документацию, подготовить помещения, оборудование, получить разрешение в Роспотребнадзоре. Лицензию получать не требуется.
Учет СИЗ ведет отдел материально-технического снабжения. Забирая их в стирку, работника нужно обеспечить запасным комплектом. Поэтому целесообразно заключить договор стирки спецодежды со специализированными прачечными-химчистками, которые могут постирать её в субботу и воскресенье, чтобы выдать в понедельник чистые комплекты. При многосменном режиме работы необходимо выдавать работнику двойной комплект на смену. В этом случае и нормы выдачи соответственно удваиваются. Это регламентировано пунктом 30 Стандарта выдачи № 290н.
Утепленная СО включает в свой срок носки период применения и хранения. Если срок носки по календарю истек, нужно выдать работнику новый комплект. Но есть путь обхода такой необходимости – издайте приказ, создайте комиссию по определению пригодности СИЗ с истекшим сроком носки, утвердите акт и таким образом продлите срок носки, пусть работник и дальше пользуется своим комплектом.
Проверяющих объекты – начальников отделов, заместителей директора, инспекторов государственной инспекции по труду – следует обеспечивать дежурной СО на время проведения проверки. После окончания проверки она должна быть возвращена на склад.
www.trudohrana.ru
Стирка спецодежды на предприятии — Статьи — Интербизнес
Менеджеры компании с радостью ответят на ваши вопросы и произведут расчет стоимости услуг и подготовят индивидуальное коммерческое предложение.
03 апреля 2017 г.
Работодатель за счет собственных средств обеспечивает уход за спецодеждой, т.е. своевременную химчистку, стирку, сушку, ремонт, замену (п. 30 Межотраслевых правил обеспечения работников спецодеждой и СИЗ, утв. Приказом Минздравсоцразвития № 290н от 01.06.2009).
Организовать на предприятии централизованный сервис спецодежды можно либо с использованием собственных мощностей (оборудование для стирки, сушки, ремонта и т.д.), либо с привлечением подрядной организации (специализированной прачечной), выбрав вариант с лучшим соотношением затраты/качество ухода.
В любом случае следует учесть следующее:
Во-первых, своевременная стирка, ремонт спецодежды возможны при наличии у каждого работника не менее 2 комплектов спецодежды в пользовании.
Во-вторых, применяемые прачечной моющие средства, пятновыводители и пр. препараты должны не только эффективно удалять производственные загрязнения, но и быть безопасными. После стирки/химчистки изделия должна быть свободны от остатков моющих средств.
В-третьих, нужна персональная маркировка каждой единицы спецодежды. Каждый работник должен получать из стирки свой костюм, а поскольку количество одежды на предприятии велико, то правильная персонализация необходима также для быстрой сортировки и выдачи постиранной одежды. В «Интербизнес», например, спецодежда маркируется с изнаночной стороны специальными несмываемыми метками, с указанием предприятия-заказчика и ФИО работника, а также с адресом места хранения спецодежды в гардеробной заказчика. Если же маркировкой занимаются сами работники, то следует учесть, что: 1. маркировка не должна смываться, поэтому чернила и т.п. не годится, 2. маркировка должна быть выполнена по одному шаблону (расположение на спецодежде, формат и размер надписи), 3. маркировка должна быть контрастной, хорошо заметной на изделии.
В-четвертых, следует организовать своевременный ремонт спецодежды. Специализированная химчистка/прачечная всегда оказывает дополнительные услуги по ремонту спецодежды. Если же вы используете собственные мощности для ухода за спецодеждой, то без швейного участка не обойтись, а это, как минимум 2 швеи (для замены на время отпусков, больничных), швейное оборудование и материалы для ремонта.
В-пятых, нужно обеспечить временное хранение и сохранность одежды после стирки, до выдачи работникам. Для этой цели предприятие выделяет оборудованное помещение под кладовую/гардеробную в соответствии с нормативами. В последнее время хорошо себя зарекомендовали специальные металлические шкафы для сервиса спецодежды. Каждый такой шкаф имеет 10 индивидуальных ячеек, закрывающихся ключом, по одной ячейке на работника. Для предприятий до 200 человек, специальные шкафы для сервиса спецодежды, установленные в раздевалках сотрудников, могут стать хорошей альтернативой кладовой/гардеробной.
В-шестых, поручить кладовщику (гардеробщику) ежедневную выдачу спецодежды работникам, выходящим в смену. Также гардеробщик может осуществлять входной контроль качества чистой спецодежды, в случае необходимости передавать спецодежду в ремонт, контролировать своевременное выполнение ремонта и не допускать выдачу неисправной спецодежды.
Кроме того, в случаях порчи или износа спецодежды следует организовать своевременную замену непригодных к эксплуатации предметов спецодежды на исправные, а также продумать процедуру возврата спецодежды увольняющимися работниками.//
inter-business.su