Школьный краеведческий музей села Гордино Афанасьевского района Кировской области . Журнал учета экскурсий в музее образец
№ п/п | Мероприятие | Сроки проведения | Ответственный |
1 |
| Сентябрь-октябрь | Белева Г.Н. Варина С.Г. |
2 |
- краеведческого; - истории школы; - боевой славы
| Октябрь-ноябрь | Белева Г.Н. Варина С.Г. |
3 | Оформление экспозиций: - История села Гордино - Установление советской власти. Гражданская война - обработка льна - Жизнь крестьян до революции - Интерьер крестьянской избы - История Гординской школы - Ветераны педагогического труда - История пионерской организации имени Ю.А. Гагарина - Учителя – участники Великой Отечественной войны - «Они пришли с войны» - Труженики тыла - «Офицеры армии - выпускники школы» - Воины-интернационалисты - Участники боевых действий.
| Октябрь-ноябрь | Белева Г.Н. Варина С.Г. |
4 | Уточнить списки погибших. | Октябрь-ноябрь | Сероева Н.В. |
5 | К 75-летию Кировской области оформить экспозицию «75-летию Кировской области посвящается»
| декабрь | Белева Г.Н. Варина С.Г. |
6 | Подготовка экскурсоводов | ноябрь | Гордин Андрей 11 кл Гордина Ольга 10 кл Белева Ольга 10 кл |
7 | Подготовка экскурсий | ноябрь | Гордин Андрей 11 кл Гордина Ольга 10 кл Белева Ольга 10 кл |
8 | Сбор материалов о воинах-интернационалистах, установление с ними связи через родственников. | Октябрь-декабрь | Белева Ольга 7кл Некрасова Наташа 7 кл Варанкин Гриша 7 кл |
9 | . Сбор материала об участниках Великой Отечественной войны, тружениках тыла, детях войны.
| В течение года | Бузмакова Надя 10 кл Некрасова Надя 10 кл |
10 | . Подготовка и проведение недели музея.
| 16-21 апреля 2012 года | Гордина Алена 8 кл Макарова Алена 8 кл |
11 | Подготовка к юбилею музея.
| 26 апреля 2012 года | Белева Г.Н. Варина С.Г. Совет музея |
12 | Подготовка и проведение Вахты памяти.
| 2-9 мая | Белева Г.Н. Варина С.Г. Совет музея |
13 | Пионерский сбор, посвященный 90 –летию со дня рождения пионерской организации имени В. И. Ленина | 19 мая 2012г | Белева Г.Н. Варина С.Г. Совет музея |
14 | Организация дежурства по музею. | В течение года | Варанкина Аля 10 класс |
15 | Уход за памятником.
| В течение года | Варина Света 6 кл Бузмакова Света 6 кл |
16 | Участие в работе туристско-краеведческого лагеря. Поход по заброшенным деревням. Сбор экспонатов для музея. Беседы со старожилами. Запись воспоминаний.
| июнь | Белева Г.Н. Варина С.Г. Совет музея |
17 | Инвентаризация экспонатов музея.
| июнь | Белева Г.Н. Варина С.Г. Совет музея |
18 | Встречи выпускников разных лет | В течение лета | Белева Г.Н. Варина С.Г. Совет музея |
19 | Вечер-встреча, посвященный 80-летию со дня гибели Варанкина Т.В., председателя Н-Леманского с/с | 3 июня 2012г | Белева Г.Н. Варина С.Г. Совет музея |
20 | Поисковая работа по запросам людей, разыскивающих земляков в нашей местности | В течение года | Белева Г.Н. Варина С.Г. Совет музея |
sm-gordino.narod.ru
Дата | Мероприятие | Форма работы | Кол-во человек |
21.03.12 | «Души прекрасные порывы» | Поэтический вечер | 50 человек |
8.05.12 | «Поклонимся Великим тем годам» | Митинг | 160 человек |
14.09.12 | РМО классных руководителей на базе музея | Дискуссия с экскурсией | 26 человек |
11.10.12 | «Его имя носит школа» | Музейный урок | 13 человек |
14.10.12 | «Творчество В. Д. Успенского» | Лекция | 25 человек |
15.10.12 | «Навстречу шторму» (обсуждение книги) | Беседа-размышление | 16 человек |
29.10.12 | «Возвращение имён» (репрессии) | Музейный урок | 44 человека |
09.11.12 | Семинар вожатых на базе музея | Экскурсия | 15 человек |
20.12.12 | «Пока мы помним, мы живём» (тема войны в стихах поэтов земляков) | Поэтический вечер | 25 человек |
23.12.12 | | Экскурсия-беседа | 13 человек |
Итого за 2012 год |
| 374 человека | |
22.02.13 | Вечер встреч выпускников | Экскурсия - викторина | 32 человека |
21.03.13 | Творчество О.Ю.Щербаковой «Я не знала, что надо спешить» | Вечер памяти | 74 человека |
08.05.13 | ПАМЯТЬ | Митинг | 188 человек |
09.09.13 | Семинар библиотекарей на базе музея | Круглый стол | 11 человек |
22.10.13 | «Его имя носит школа» | Музейный урок | 38 человек |
21.12.13 | «Война глазами детей» в поэзии земляков | Поэтический вечер | 46 человек |
25.12.13 | «Обзорная экскурсия по музею» | Викторина | 7 человек |
Итого за 2013 год |
| 396 человека | |
20.02.14 | «Пока мы помним, мы живём» (воинам, участвовавшим в локальных войнах) | Дискуссия | 65 человек |
21.03.14 | «Колокольный звон Руси» (Храмы Одоевского уезда) | Познавательная презентация с концертом | 88 человек |
16.04.14 | «Гордость и традиции» | Экскурсия | 15 человек |
8.05.14 | «Памяти Героев» | Митинг | 192 человека |
8.05.14 | «Воспоминание» | Встреча | 4 человека |
8.05.14 | «Герой Советского Союза – Виноградов А.Д.» | Музейный урок | 19 человек |
17.10.14 | «Памяти земляка писателя, моряка, гражданина…» | Музейный урок | 25 человек |
14.11.14 | «Ты нас растила, ты нас учила родину любить» | Музейный урок | 50 человек |
| «Знакомство» (д/с «Берёзка» подг. группа) | Экскурсия | 21 человек |
Итого на декабрь 2014 года. |
| 479 человек |
schooluspenck.ucoz.ru
Книга учета основного и вспомогательного фонда
Книги учёта основного и вспомогательного фондов
Книга учёта фонда (инвентарная книга) – основной документ учёта и хранения экспонатов. Выделяют два типа инвентарных книг: книги учёта основного фонда и вспомогательного фонда
Оформление инвентарных книг:
Музейные экспонаты регистрируются (оформляются в инвентарной книге) в день поступления в фонды музея. Инвентарная книга заполняется чёрными или фиолетовыми чернилами. Исправления вносятся в случае крайней необходимости красными чернилами, удостоверяются записью «исправленному верить» и подписью руководителя музея (ответственного за учёт и сохранность фондов лица).
Каждая инвентарная книга имеет пронумерованные листы (простым карандашом в правом верхнем углу лицевой стороны каждого листа), прошнурована и скреплена печатью школы (на момент заполнения).
Графы инвентарной книги лучше располагать на двух страницах одного разворота. В конце книги указывается количество листов («В данной книге пронумеровано и прошнуровано … листов»). Печать учреждения скрепляет место прошива книги и данной записи.
Титульный лист инвентарной книги:
Наименование образовательного учреждения (полная информация)
Название музея (или темы экспозиции)
Дата начала заполнения книги (внесения записей)
Структура инвентарной книги:
№ | Дата записи | Время, источник и способ поступления, сопроводительные документы, № акта | Наименование и краткое описание памятника (автор, дата и место происхождения, среда бытования, надписи, пометки и т.п.) | Количество предметов | Материал и техника изготовления | Сохранность (с подписью лица, производившего запись) | Примечания |
Комментарий:
№ | Порядковый инвентарный номер (элемент шифра музейного предмета) |
Дата записи | Дата поступления музейного предмета |
Время, источник и способ поступления, сопроводительные документы, № акта | Фамилия, имя, отчество лица, от которого поступил музейный предмет; дата приёма предмета в фонды; сопроводительный документ (акт приёма-передачи, дарения и т.д.) |
Наименование и краткое описание памятника (автор, дата и место происхождения, среда бытования, надписи, пометки и т.п.) | Название предмета, описание внешнего вида; указание автора, даты и места происхождения, среды бытования. В соответствии со спецификой музейного предмета могут быть указаны: размер и вес, количество страниц (для печатных источников), описание сюжета (для фотографий) |
Количество предметов | При описи коллекции ей присваивается один инвентарный номер, но запись учитывает конкретное количество предметов коллекции (№127.6, №127.7 и т.д.) |
Материал и техника изготовления | Указание материала (бумага, ткань, дерево, металл, фотография и т.д.), техники изготовления (рисунок карандашом, макет, машинопись и т.д.) |
Сохранность (с подписью лица, производившего запись) | При отсутствии дефектов отмечается «полная» или «хорошая» сохранность, при наличии дефектов даётся описание утрат (надрывы страниц, потеря фрагмента, затёртость текста и т.д.). Графа обязательно сопровождается личной подписью лица, производившего данную запись |
Примечания | Указание фонда, в который включён данный музейный предмет (основной или научно-вспомогательный) |
nsportal.ru
О нормах экскурсионной нагрузки, Письмо Минкультуры России от 06 мая 1993 года №01-132/16-25
О нормах экскурсионной нагрузки
Министерство культуры Российской Федерации считает, что повышению роли музеев в культурной жизни и развитию новых форм научно-просветительской работы препятствует существующая система регламентации, т.е. определения из центра единых для всех музеев страны норм экскурсионной, лекционной и массовой работы, без учета особенностей научной, региональной специфики и прочее.В связи с вышеизложенным, Министерство культуры Российской Федерации предоставляет директорам музеев право самостоятельно устанавливать сотрудникам годовые нормы по всем видам научно-просветительной работы, с обязательным их утверждением в приказах по музею. Для расчета оплаты внештатным экскурсоводам и штатным экскурсоводам на сдельной заработной плате за основу рекомендуется брать среднемесячный суммарный показатель экскурсионной работы 101,6 академических часа.Министерство культуры Российской Федерации рекомендует при установлении норм экскурсионной и лекционной работы за единицу расчета принимать 45 минут - один академический (экскурсионный, лекционный) час.Годовые нормы экскурсионной и лекционной деятельности рекомендуется определять из расчета 11 месяцев. Сотрудникам музеев, получающим в соответствии с существующим законодательством дополнительный отпуск, имеющим сокращенный рабочий день или освобождение от работы по болезни сроком свыше месяца, годовая норма соответственно уменьшается и учитывается из фактически проработанного времени.Месячные нормы экскурсионной деятельности рекомендуется определять делением установленной нормы на 11 (месяцев).В пределах годовых норм приказом директора для сотрудников музея рекомендуется определять количество экскурсионных часов на месяц, квартал. Исходя из производственной необходимости количество экскурсионных часов в отдельные месяцы может быть увеличено, уменьшено или снято при условии сохранения и обязательного выполнения годовой нормы проведения экскурсий для каждой категории сотрудников (или замены другими формами платных услуг).Годовые нормы лекционной деятельности включают только лекции с демонстрацией музейных материалов, а также с использованием аудиовизуальных средств, прочитанные в музее и вне его по путевкам музея и зафиксированные в журнале учета лекций.В журнале учета выполнения норм экскурсионной, лекционной и научно-просветительской работы фиксируется продолжительность экскурсии, утвержденная методической документацией. При учете научно-просветительской работы фиксируются только те мероприятия, которые проводятся по разработанным и утвержденным документациям (развернутые планы, сценарии и др. методические документы).Освобождение от экскурсионной, лекционной работы допускается в исключительных случаях и оформляется приказом директора музея.В случае временного закрытия музея (ремонт, реэкспозиция и пр.) дирекции рекомендуется определить скоординированный план лекционной работы, а также других форм научно-просветительской работы, проводимой вне музея.Министерство культуры Российской Федерации просит настоящий документ довести до сведения музеев Российской Федерации.
Приложение N 1. Ориентировочные годовые нормы экскурсионной и лекционной деятельности для музеев, имеющих отделы научной пропаганды (научно-просветительной работы)
Приложение N 1к письмуМинистерства культуры РФот 6 мая 1993 года N 01-132/16-25
Наименование должности | Годовые нормы | Ориентировочные | |
экскурсионных часов | месячные нормы | годовые нормы лекционных часов | |
Экскурсовод, лектор-экскурсовод* | 101,6 (в месяц) | 72 | 11-33 |
Старший, младший научный сотрудник отдела научной пропаганды (научно-просветительской работы) | 520-800 | 60 | 11-33 |
Старший методист, методист | 132-220 | 16 | 11-33 |
Заведующий филиалом музея, музеем (на правах отдела) | |||
Заведующий выставочным залом | 66-110 | 8 | 6-10 |
Заведующий передвижной выставкой, передвижным музеем | 90-130 | 10 | 11-33 |
Заведующий экспозиционным, экскурсионным отделами, отделом научной пропаганды (научно- просветительской работы) | 66-100 | 8 | 6-10 |
Заведующий сектором | 90-130 | 10 | 9-13 |
Старший, младший научный сотрудник экспозиционного отдела | 132-220 | 16 | 11-33 |
Старший, младший научный сотрудник отдела фондов | 33-55 | 4 | 4-8 |
_______________* Нормы установлены для экскурсоводов и лекторов-экскурсоводов, состоящих в штате музея.
Приложение N 2. Ориентировочные годовые нормы экскурсионной и лекционной деятельности для работников музеев, отделов научной пропаганды и штатных экскурсоводов
Приложение N 2к письмуМинистерства культуры РФот 6 мая 1993 года N 01-132/16-25
Наименование должности | Годовые нормы | Ориентировочные | |
экскурсионных часов | месячные нормы | годовые нормы лекционных часов | |
Заведующий отделом | 66-100 | 8 | 11-33 |
Заведующий сектором | 90-130 | 10 | 11-33 |
Младший, старший научный сотрудник | 220-440 | 30 | 11-33 |
Младший, старший научный сотрудник, осуществляющий учет и хранение фондов | 33-55 | 4 | 4-8 |
Электронный текст документаподготовлен АО "Кодекс" и сверен по:файл-рассылка
docs.cntd.ru
Страница 20 из 39
Учет музейных фондов Учет музейных фондов является одним из основных направлений фондовой работы. Его цель состоит в юридической охране музейных фондов и прав музея на данные, полученные в результате изучения музейных предметов и коллекций. Учет фондов представляет собой непрерывный процесс, поскольку фонды музея постоянно пополняются; ведется контроль за движением предметов и за их состоянием. Порядок учета, хранения и научной обработки музейных предметов регулируется нормативными документами Министерства культуры. В процессе учета музейных фондов составляется по установленным формам учетная документация. В ней содержатся данные об отдельных предметах и группах предметов, о порядке их поступления в музей и в различные фондовые подразделения. Большинство из документов имеют юридическую силу, подлежат регистрации и вечному хранению. Это акты приема, акты выдачи, книги поступлений, книги научной инвентаризации. Государственный учет музейных фондов предусматривает два этапа, которые отражают степень изученности музейных предметов: первичная регистрация поступивших в музей предметов и инвентаризация, то есть научная регистрация музейных предметов. Юридическое оформление принадлежности предметов музею и прав музея на эти предметы начинается с акта приема предметов на постоянное хранение. Этот документ составляется не менее чем в трех экземплярах, подписывается главным хранителем (заведующим фондами), лицом, хранившим предметы до решения фондово-закупочной комиссии; и лицом, принявшим их на материальное хранение. Акт утверждается директором музея и скрепляется печатью музея. Прием предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней, орденов и медалей, а также оружия определяется особыми нормативными документами. Прежде чем поступить в соответствующее фондовое подразделение, предметы проходят первичную регистрацию, которая окончательно закрепляет их принадлежность данному музею. Они вносятся в книгу поступлений музейных предметов (основного фонда) или в книгу учета научно-вспомогательных материалов по форме, определенной инструкцией (см. Прил. № 3, 4, 5). В естественно-научных музеях сырьевые материалы регистрируются в книге учета сырьевых научных материалов. Предметы, поступившие в музей на временное хранение, вносятся в книгу поступлений во временное пользование. Возвращаются они по акту, который составляется по распоряжению директора и подписывается главным хранителем, заведующим фондовым подразделением, хранившим предмет; и лицом, временно принявшим его на материально ответственное хранение. Цель книг поступлений как государственного документа охранного порядка – зарегистрировать предмет под определенным номером и дать краткое его описание, исключающее подмену предмета, а в случае утери или кражи облегчающее его розыск. Порядковый номер по книге поступлений (КП), присвоенный данному предмету, одновременно проставляется в акте его приема в музей, а также на самом предмете вместе с шифром музея, например: ГИМ, КП – 112408. При одновременном поступлении большого количества однородных предметов (нумизматическая коллекция, фотоматериалы и др.) допускается их групповая запись в книге поступлений при наличии коллекционной или полевой описи. В этом случае количество поступивших предметов отражается в соответствующих порядковых номерах книги поступлений (например, КП – 1760–1870) или фиксируется дробными порядковыми номерами (например, КП – 1760/1 – ПО). Однако уникальные материалы всегда записываются индивидуально. Групповая запись предметов из драгоценных материалов и драгоценных камней также запрещается. Таким образом, понятия единица учета и единица хранения, могут обозначать как отдельный музейный предмет, так и группу предметов (коллекцию, комплект), если они зарегистрированы в учетных документах под одним номером. Регистрация в книге поступлений музейных предметов производится с учетом всех сведений, зафиксированных в актах приема и полевой документации. Описание предмета делается на основе результатов его атрибуции, полученных к моменту его первичной регистрации. Уникальные предметы в обязательном порядке фотографируются. В книге поступлений фиксируются также данные о времени, источнике, способе поступления предмета, его сохранности, стоимости (при покупке), сопроводительных документах. Проставляется номер акта, дата записи. Книга поступлений, как документ охранного порядка, до заполнения оформляется соответствующим образом: листы пронумеровываются, прошнуровываются, книга подписывается и опечатывается печатью вышестоящей инстанции. Все записи делаются четко, разборчиво, без подчисток, а их исправление допускается лишь в крайних случаях, при этом старые и новые записи должны четко читаться. Незначительные исправления заверяются специальной записью в примечаниях книги за подписями директора и главного хранителя, заведующего отделом учета, хранителя предмета. Подписи скрепляются печатью музея. Все существенные исправления в книге поступлений (атрибуция, сохранность, размер, материал и т.п.) делаются только на основании специальных актов, подписанных директором или его заместителем по научной работе, главным хранителем, заведующим фондовым подразделением, и заверяются ответственным за первичный учет лицом. Юридические документы первичного учета тщательно сохраняются; доступ к ним имеет ограниченный круг лиц. Между тем в информации, которую они содержат, нуждаются не только сотрудники музея, но и исследователи из других учреждений. Поэтому уже на стадии первичного учета создается система картотек – карточных, а в последние годы и электронных. Особенно необходима учетная картотека, выполняющая информационную функцию книги поступлений. Составляющие ее карточки идентичны по содержанию записям в книге поступлений и расположены в порядке ее номеров. На временные поступления также составляется картотека, систематизированная по источникам поступления. После регистрации в книгах поступлений предметы передаются в фондовые подразделения хранителям по актам на материально-ответственное хранение (см. Прил. № 6). При этом музейные предметы, в отличие от научно-вспомогательных материалов, проходят второй этап учета – инвентаризацию, которая представляет собой основную форму изучения, описания и научного определения предметов основного фонда. Осуществляется она при помощи книг научной инвентаризации – научных инвентарей. Будучи юридическими документами, они оформляются так же, как и книги поступлений. Запись в научный инвентарь делается только по-предметно и в соответствии с установленной инструкцией формой (см. Прил. № 7, 8). Она основывается на дальнейшей, более глубокой работе специалиста по определению музейного предмета. В научном инвентаре дается точное наимено-вание предмета, его подробное описание с перечнем всех имеющихся клейм, монограмм, подпи-сей и надписей. Вносятся данные об авторе, месте и времени создания и бытования, истории пред-мета, касающихся его публикациях, материале и технике изготовления, размере и весе (для предметов из драгоценных металлов и камней), степени сохранности. В соответствующих графах указываются учетные обозначения, старые учетные обозначения (если они имеются), номера фотонегативов (если предмет сфотографирован), данные об источнике и способе поступления, цене и пр. Музейные предметы при инвентаризации систематизируются в соответствии со структурой (строением) основного фонда. Поэтому каждое фондовое подразделение обычно имеет несколько научных инвентарей, в соответствии с принятой в нем классификацией по группам музейных предметов. Например, в подразделении изобразительных источников произведения живописи, графики, скульптуры будут вноситься в разные книги. Каждая из них имеет свое обозначение, которое позволяет определить принадлежность книги и заинвентаризованного в ней предмета к конкретному фондовому подразделению и группе, образованной внутри него. Принадлежность к подразделению изобразительных источников может обозначаться буквой И, а к группе скульптуры – буквой С. Каждый предмет, записанный в научном инвентаре, получает свой номер, который проставляется на нем и в книге поступлений. Таким образом, музейный предмет в итоге обретает два номера: по книге поступлений и по научному инвентарю. Его полное учетное обозначение может выглядеть, например, так: ГИМ-КП 1245 И-С 137 Проставляя учетное обозначение, важно не причинить ущерб внешнему виду предмета и вместе с тем нанести его так, чтобы оно было доступно для обозрения хранителю и исследо-вателю, не осыпалось, не стиралось. Например, на металлических предметах оно проставляется эмалевой краской, а на керамических – масляной или тушью. Если учетное обозначение невозможно нанести на сам предмет, используют этикетки и бирки, которые пришивают, прибивают или подвешивают к предметам, проставляют на монтировке, на индивидуальной упаковке. Предметы, составляющие комплект (сервизы, гарнитуры), вносятся в научный инвентарь под отдельными номерами, а их принадлежность к комплекту отмечается при описании. Атласы, альбомы рисунков и фотографий одного автора вносятся в научные инвентари под одним номером, при этом каждый лист получает дробный номер. Предметы из драгоценных металлов и драгоценных камней записываются в инвентари только при наличии акта ювелирной экспертизы, удостоверяющей подлинность материала и точность веса. В специальных инвентарных книгах ведется их дополнительный учет, поэтому в отличие от других предметов они имеют не два, а три учетных номера. Письменные источники учитываются по правилам, разработанными руководящими архивными органами. Учет ведется по архивным фондам, архивным коллекциям, единицам хранения. Описи архивных фондов в юридическом отношении приравниваются к книгам научной инвентаризации. Они включают перечень входящих в данный фонд единиц хранения. Перечень содержит заголовок и краткое описание содержания каждой единицы хранения. Запись в научный инвентарь делается на основе предварительно составленной карточки научного описания предмета, графы которой должны соответствовать графам инвентаря (см. Прил. № 9). Заполняется она в процессе определения музейного предмета и фиксирует результат изучения всех основных его признаков. До занесения в научный инвентарь текст описания должен предварительно визироваться заведующим фондовым подразделением, заместителем директора по научной части или главным хранителем. В процессе научного описания содержание карточки может дополняться, уточняться и даже меняться. При этом все изменения, вносимые в научный инвентарь, оформляются по тем же правилам, что и в книгах поступлений. На основе карточек научного описания музейных предметов создается инвентарная картотека, выполняющая информационные функции книг инвентарного описания и служащая основой для научной каталогизации фондов. Для того чтобы быстро находить предметы, составляется топографическая картотека, а также топографическая опись, где фиксируется место хранения каждой единицы учета. В каждом фондовом подразделении создаются и картотеки на предметы научно-вспомогательного фонда. Музейные фонды находятся в непрерывном движении, ведь предметы могут передаваться в другие музеи и учреждения как в постоянное пользование в порядке обмена или на безвозмездной основе, так и во временное пользование, например, для создания экспозиций или выставок. Еще более активно перемещаются предметы внутри музея. Они передаются во временное пользование другим отделам для экспозиционно-выставочной работы, для исследования, реставрации, фотокопирования. Все эти выдачи, так же как и факты хищения, утраты, разрушения предметов, оформляются соответствующим образом согласно инструкции. Выдачи на длительный срок внутри музея (в другие фондовые подразделения, в экспозицию) оформляются актом внутримузейной передачи и визируются главным хранителем (см. Прил. № 10). Предметы, передающиеся из фондовых подразделений в другие отделы музея, например, фотолабораторию, на короткий срок, могут регистрироваться в специальной книге с распиской принявшего лица. Количество предметов в музейных фондах постоянно меняется: одни предметы выбывают из состава музейного собрания, другие пополняют его. Поэтому музей ежегодно составляет годовые отчеты о движении музейных фондов, где отражаются сведения о поступлениях, об общем количестве предметов, о внутримузейных и внемузейных временных выдачах и т.д. Для того чтобы убедиться в наличии реальных предметов за конкретными цифрами учетных документов, а также в том, что их сохранности не нанесен ущерб, проводится переучет фондов. Переучет осуществляет специальная комиссия в составе не менее трех человек с обязательным участием хранителя данной коллекции. Каждый предмет, закрепленный за фондовым подразделением, сверяется с актом приема на материально-ответственное хранение, с записью в книге научной инвентаризации и в книге поступлений; проверяется и наличие документов, оформляющих отсутствие в фондах тех или иных предметов. По итогам работы комиссия составляет и подписывает акт сверки наличия музейных предметов с учетной документацией, который утверждает директор музея. Важнейшие учетные документы, имеющие юридическую силу, регистрируются в специальных книгах и описях. Посторонним лицам они не выдаются и за пределы музея не выносятся. Все акты, инвентарные книги, книги временных и постоянных поступлений, книги и описи изделий из драгоценных материалов хранятся у ответственных лиц в несгораемых шкафах, в закрытом помещении, которое в нерабочее время пломбируется. Наряду с термином «учетная документация» существует и более широкое понятие – «фондовая документация». Помимо учетных она включает документы, образующиеся в процессе физической охраны фондов, а также при их классификации и систематизации – классифика-ционные схемы, каталоги и указатели. Таким образом, система фондовой документации содержит и передает сведения как о самих фондах, так и о тех явлениях и процессах, которые документируют музейные предметы. Следовательно, она представляет собой информационную систему. Помимо собственно фондовой документации в нее входят исследования отдельных предметов и их групп, опубликованные в виде монографий и статей, а также исследования в области профильных дисциплин, созданные на основе музейных предметов. Фондовая информационная система используется при отборе предметов для экспонирования и составления этикетажа, она помогает интерпретировать предметы при подготовке экскурсий и лекций, а в процессе изучения музейных предметов позволяет проводить сравнительный анализ. Кроме того, она предоставляет данные, позволяющие выяснить состояние самих фондов, целесо-образность и направленность их пополнения. В фондовой информационной системе нуждаются не только сотрудники музея, но также исследователи других учреждений и представители разнообразных специальностей. Создание фондовой информационной системы – работа сложная и непрерывная. В последнее десятилетие началась ее активная модификация с помощью компьютерных технологий, которые позволяют кардинально изменить сам процесс подготовки музейной документации. Наличие электронных носителей информации не избавляет музейных специалистов от оформления учетных документов на бумажных носителях, поскольку только они имеют юридическую силу. Однако автоматизация деятельности фондовых подразделений значительно снижает трудозатраты, уменьшает вероятность ошибок и позволяет оперативно вносить изменения в подготавливаемые документы. Особенно широкие возможности компьютеризация открывает в области каталогизации музейного собрания. С ее помощью ведутся картотеки, включающие в себя сколь угодно подробные данные о предметах и необходимый справочный аппарат – индексы, ссылки, рубрикаторы. Она позволяет вести поиск информации по различным признакам – автору, инвентарному номеру, дате создания, по любой фразе или слову в описании, а получаемые по запросу сведения могут иметь как текстовую, так и графическую форму. |
madrace.ru
Годовые нормы экскурсионной и лекционной деятельности для экскурсоводов, научных сотрудников, методистов, заведующих отделами, секторами музеев системы Министерства ...
Документ по состоянию на август 2014 г.
Утверждены Министерством культуры СССР 26 декабря 1986 года по согласованию с ЦК профсоюза работников культуры
--------------------------------
<1> Именуемые в дальнейшем "сотрудники".
ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ
1. Годовые нормы экскурсионной и лекционной деятельности распространяются на сотрудников музеев всех профилей местного, республиканского и союзного подчинения.
2. При установлении норм экскурсионной и лекционной работы за единицу расчета принимается 45 минут - один академический (экскурсионный, лекционный) час.
3. Годовые нормы экскурсионной и лекционной деятельности определены из расчета 11 месяцев. Сотрудникам музеев, получающим в соответствии с существующим законодательством дополнительный отпуск, имеющим сокращенный рабочий день или освобождение от работы по болезни сроком свыше месяца, годовая норма соответственно уменьшается и учитывается из фактически проработанного времени.
4. Месячные нормы экскурсионной и лекционной деятельности определяются делением установленной нормы на 11 (месяцев).
5. Для экскурсоводов, лекторов-экскурсоводов, научных сотрудников отдела научной пропаганды устанавливается среднемесячный суммарный показатель - 101,6 академического часа, включающий среднерасчетные месячные нормы: для экскурсоводов, лекторов-экскурсоводов - 72 часа экскурсионной работы, 2 часа лекционной работы, 27,6 часа проведение других форм научно-просветительной работы; для научных сотрудников отдела научной пропаганды - 60 часов экскурсионной работы, 2 часа лекционной работы, 39,6 часа проведение других форм научно-просветительной работы.
Объем научной и научно-методической работы определяется индивидуальным планом, входит в служебные обязанности сотрудников музея и осуществляется в пределах рабочего времени.
6. Годовой план экскурсионной и лекционной деятельности для музея в целом устанавливается и утверждается вышестоящим органом культуры, исходя из общего количества сотрудников музея и среднерасчетных годовых норм, предусмотренных для них схемами 1 и 2.
Руководство музея по согласованию с профсоюзной организацией устанавливает количество экскурсионных и лекционных часов для сотрудников в пределах общей годовой нормы.
7. В пределах годовых норм приказом директора для сотрудников музея определяется количество экскурсионных часов на месяц, квартал. Исходя из производственной необходимости (активный туристско-экскурсионный сезон, каникулярное время, выезды в плановые командировки, экспедиции и пр.), количество экскурсионных часов в отдельные месяцы может быть увеличено, уменьшено или снято при условии сохранения и обязательного выполнения годовой нормы проведения экскурсий для каждой категории сотрудников.
8. В связи с тем, что посещаемость музеев в различные месяцы и дни недели колеблется, объем экскурсионной работы в дни наибольшей посещаемости может быть увеличен до 8 экскурсионных часов в день при 5-дневной рабочей неделе, до 6 часов при 6-дневной с соответствующим сокращением экскурсионных часов в другие месяцы и дни учетного периода.
9. Годовые нормы лекционной деятельности включают только лекции с демонстрацией музейных материалов, а также с использованием аудиовизуальных средств, прочитанные в музее и вне его по путевкам музея и зафиксированные в журнале учета лекций.
Количество выездных лекций должно составлять не менее 1/3 от общего средненормативного количества, определяемого для каждой категории сотрудников музея на год. Одна выездная лекция приравнивается к трем лекционным единицам (часам) <1>.
--------------------------------
<1> Выездная лекция за пределами города, района, в сельской местности.
10. Проведение экскурсионной и лекционной работы в объемах, предусмотренных настоящими Нормами, разработка и освоение новых тем, составление методической документации к экскурсиям, лекциям, участие в работе по обобщению опыта и пр. входит в служебные обязанности сотрудников музея и осуществляется в пределах установленного рабочего времени.
11. В журнале учета выполнения норм экскурсионной, лекционной и научно-просветительной работы фиксируется продолжительность экскурсии, утвержденная методической документацией. При учете научно-просветительной работы фиксируются только те мероприятия, которые проводятся по разработанным и утвержденным документам (развернутые планы, сценарии и др. методические документы).
12. Нормы экскурсионной и лекционной деятельности являются обязательными для всех указанных категорий сотрудников и не могут быть заменены другими формами работы (схемы 1 и 2).
Освобождение от экскурсионной, лекционной работы допускается в исключительных случаях по согласованию с профсоюзной организацией и оформляется приказом директора.
13. В случае временного закрытия музея (ремонт, реэкспозиция и пр.) дирекция по согласованию с вышестоящим по подчиненности органом культуры определяет скоординированный план лекционной работы, а также других форм научно-просветительной работы, проводимой вне музея.
Схема 1
ГОДОВЫЕ НОРМЫ ЭКСКУРСИОННОЙ И ЛЕКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ МУЗЕЕВ, ИМЕЮЩИХ ОТДЕЛЫ НАУЧНОЙ ПРОПАГАНДЫ (НАУЧНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ)
---------------------------------+---------+-------+-------------+--------- ¦ Наименование должности ¦Годовые ¦Средне-¦Ме- ¦Годовые¦Средне- ¦ ¦ ¦нормы ¦расчет-¦сяч- ¦нормы ¦расчет- ¦ ¦ ¦экскурси-¦ные ¦ные ¦лекци- ¦ные ¦ ¦ ¦онных ¦годовые¦нормы¦онных ¦годовые ¦ ¦ ¦часов ¦нормы ¦ ¦часов ¦нормы ¦ ¦ ¦ ¦экскур-¦ ¦ ¦лекцион-¦ ¦ ¦ ¦сионных¦ ¦ ¦ных ¦ ¦ ¦ ¦часов ¦ ¦ ¦часов ¦ +--------------------------------+---------+-------+-----+-------+--------+ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ +--------------------------------+---------+-------+-----+-------+--------+ ¦Экскурсовод, лектор-экскурсовод ¦660 - 920¦790 ¦72 ¦11 - 33¦22 ¦ ¦<1> ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Старший, младший научный ¦520 - 800¦660 ¦60 ¦11 - 33¦22 ¦ ¦сотрудник отдела научной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦пропаганды ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦(научно-просветительной работы) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Старший методист, методист ¦132 - 220¦176 ¦16 ¦11 - 33¦22 ¦ ¦Заведующий филиалом музея, ¦66 - 110 ¦88 ¦8 ¦6 - 10 ¦8 ¦ ¦музеем (на правах отдела). ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Заведующий выставочным залом ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Заведующий передвижной ¦90 - 130 ¦110 ¦10 ¦11 - 33¦22 ¦ ¦выставкой, передвижным музеем ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Заведующий экспозиционным, ¦66 - 110 ¦88 ¦8 ¦6 - 10 ¦8 ¦ ¦экскурсионным отделами, отделом ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦научной пропаганды (научно- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦просветительной работы) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Заведующий сектором ¦90 - 130 ¦110 ¦10 ¦9 - 13 ¦11 ¦ ¦Старший, младший научный ¦132 - 220¦176 ¦16 ¦11 - 13¦22 ¦ ¦сотрудник экспозиционного отдела¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Старший, младший научный ¦33 - 55 ¦44 ¦4 ¦4 - 8 ¦6 ¦ ¦сотрудник отдела фондов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ---------------------------------+---------+-------+-----+-------+-----------------------------------------
<1> Нормы установлены для экскурсоводов и лекторов-экскурсоводов, состоящих в штате музея.
Схема 2
ГОДОВЫЕ НОРМЫ ЭКСКУРСИОННОЙ И ЛЕКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ РАБОТНИКОВ МУЗЕЕВ, НЕ ИМЕЮЩИХ ОТДЕЛОВ НАУЧНОЙ ПРОПАГАНДЫ И ШТАТНЫХ ЭКСКУРСОВОДОВ
---------------------------------+---------+-------+-------------+--------- ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ +--------------------------------+---------+-------+-----+-------+--------+ ¦Заведующий отделом ¦66 - 110 ¦88 ¦8 ¦11 - 33¦22 ¦ ¦Заведующий сектором ¦90 - 130 ¦110 ¦10 ¦11 - 33¦22 ¦ ¦Старший, младший научный ¦220 - 440¦330 ¦30 ¦11 - 33¦22 ¦ ¦сотрудник ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Старший, младший научный ¦33 - 55 ¦44 ¦4 ¦4 - 8 ¦6 ¦ ¦сотрудник, осуществляющий учет и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦хранение фондов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ---------------------------------+---------+-------+-----+-------+---------С вводом в действие настоящих Норм утрачивают силу Нормы экскурсионной и лекционной нагрузки для научных сотрудников и заведующих отделами музеев системы Министерства культуры СССР, утвержденные Министерством культуры СССР по согласованию с ЦК профсоюза работников культуры 22 сентября 1978 г.
lawru.info
Инвентарная книга школьного музея
Инвентарная книга школьного музея
Основным юридическим документом учета, научного описания и охраны памятников истории и культуры школьного музея является инвентарная книга.
В заголовочных данных на лицевой стороне обложки и на титульном листе, кроме наименования самого документа («Инвентарная книга»), отражено название школьного музея, его принадлежность к конкретной школе, адресные данные, дата начала записей в книгу.
Каждый новый том инвентарной книги начинается с очередного номера, следующего за тем, под которым зарегистрирован последний музейный предмет. Графы книги расположены на двух страницах по ее развороту. Все записи делаются аккуратным, ровным почерком.
ИНВЕНТАРНАЯ КНИГА
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Инвен. номер |
Дата записи |
Дата поступ- ления |
Наименование |
Вес или размер |
Материал из которого изготовлен |
Сохр. предмета |
Способ поступления |
Примечание |
В графе 1. Проставляются номера (инвентарные) поступивших в музей памятников истории и культуры. Каждому музейному предмету дается свой номер.
В графе 2. Отмечается дата записи музейного предмета в инвентарную книгу.
В графе 3. Дата поступления музейного экспоната в музей.
В графе 4. Наименование предмета.
В графе 5. Указывается размер экспоната в линейных размерах, вначале указывается высота затем ширина.
В графе 6. Определяется материал, из которого изготовлен данный экспонат.
В графе 7. Указывается, в какой сохранности поступил предмет.
В графе 8. Фиксируется способ поступления: если подарено то кем, приобретено школой и т.д.
В графе 9. Примечания (пометки для служебного пользования).
Осуществляется шифровка поступающих в собрания школьного музея памятников истории и культуры проводится в целях обеспечения их систематизации внутри фондов.
Шифрование производится с помощью номера, соответствующего порядковому номеру инвентарной книги в виде приклеивания круглых этикеток с нанесенными на них шифром.
На рисунках, фотографиях, документах и др. шифрование производится на обратной стороне, в левом нижнем углу простым мягким карандашом.
Фонд школьного музея состоит из основного музейного фонда и фонда научно-вспомогательных материалов (всего 1593).
В состав основного фонда входят все виды подлинных материалов, пригодных для длительного хранения и являющихся первоисточником для изучения истории всех исторических периодов (количество 1121).
В состав научно-вспомогательного фонда входят материалы, изготовленные для нужд экспозиции учащихся или художниками, помогающие глубже понять отражаемые в экспозиции события и материалы (количество 472).
Способы поступления экспонатов в музей разнообразны. Часть подарено, сделано учащимися, приобретено, а также прислано из института им. В.И. Ленина (г. Москва).
Помещение, в котором расположен музей, представляет собой комнату в 54 кв. м. типового каменного здания школы, где отведено место для проведения массовых мероприятий.
Для защиты музейных экспонатов в процессе их хранения и экспонирования от воздействия ярких источников света и тепла используется теневая сторона, а также завешиваются окна светлыми непрозрачными шторами. Часть предметов экспонируется в стеллажах под стеклом.
Постоянное использование музейного предмета в экспозиции угрожает памятнику разрушением, поэтому подлинник может быть перемещен на хранение, изменен характер его использование и т.д.
Не менее важную роль играет режим хранения материалов музея. Так наиболее оптимальным режимом считается температура воздуха + 18 градусов, а относительная влажность в пределах 50 - 65%.
mischool.uoura.ru