Информационно-методический портал о дополнительном (внешкольном) образовании. Дополнительное образование журнал
Периодические издания в дополнительном образовании. Журнал "Дополнительное образование и воспитание"
В современном мире каждый специалист должен постоянно находиться в потоке новых знаний, информации, появляющейся в отрасли. Такой поток создают периодические издания, идущие в ногу со временем и отслеживающие последние новинки и изменения в отдельных профессиональных областях. Не являются исключением из этого правила и педагоги дополнительного образования.
Периодические издания, посвященные педагогике в целом, в России появились достаточно рано, основание первых педагогических журналов относится к концу 18 — началу 19 вв. В издававшемся Н. И. Новиковым «Прибавлении к Московским ведомостям» (1783—1784) и в журнале В. Измайлова «Патриот» (М., 1804) имелись педагогические отделы. Официальными педагогическими журналами были «Периодическое сочинение об успехах народного просвещения» (СПБ, 1803—19), «Журнал Департамента народного просвещения» (СПБ. 1821—1824), «Журнал Министерства народного просвещения» (СПБ, 1834—1917). Первый научный педагогический журнал — «Педагогический журнал» — основан Е. Гугелем, П. Гурьевым и А. Ободовским (СПБ, 1833—1834). Издание «Педагогический журнал» было связано с деятельностью общественного отделения групп педагогов и деятелей культуры.
Ниша журналов посвященных дополнительному образованию представлена достаточно полно. В последние годы в связи с реформами образования и дополнительного образования в частности, множество изменений и тенденций находят свое отражение в периодических изданиях, журналах. Среди них есть журналы, посвященные конкретным отраслям дополнительного образования, такие как «Дополнительные образовательные программы для УДОД» или «Учет в бюджетных учреждениях», а также журналы, охватывающие разнообразные темы дополнительного образования: «Вестник образования России», «Методист», «Внешкольник. Дополнительное образование и воспитание детей и молодежи» и многие другие. Педагогические журналы, периодические издания освещают вопросы воспитания, обучения и образования. Один из таких журналов – журнал «Дополнительное образование и воспитание».
Журнал «Дополнительное образование и воспитание» выпускает издательство «Витязь-М». Это издательство специализируется на выпуске периодических изданий и выпускает «Дополнительное образование и воспитание» с 1999 года, ранее журнал выходил под названием «Дополнительное образование». Однако в 2005 году название было изменено, это связано с разработкой Федерального государственного образовательного стандарта. В нем проблема воспитания была выделена как основная проблема дополнительного образования. Чтобы подчеркнуть актуальность журнала, было принято решение изменить название.
Главная задача журнала «Дополнительное образование и воспитание» - это помощь педагогам дополнительного образования и методистам в образовании и воспитании детей. «Дополнительное образование и воспитание» - научно-методический журнал, его основная цель – обеспечение своевременной, достоверной информацией об основных процессах, мероприятиях, событиях в системе дополнительного образования и воспитания. Журнал предназначен для руководителей и педагогов дополнительного образования, методистов, организаторов внеурочного образования общеобразовательных школ, классных руководителей, школьных психологов, вожатых и т.п. специалистов.
Журнал «Дополнительное образование и воспитание» на протяжении всех лет его существования менялся и развивался. Цель журнала – оперативно распространять информацию, адресованную своему читателю. Читательский адрес научно-методического журнала «Дополнительное образование и воспитание» специалисты в области педагогики. В журнале публикуются статьи руководителей, педагогов дополнительного образования, методистов и т.п., освещающие актуальные события в мире педагогики, дополнительного образования и воспитания. Основная концепция журнала – передача педагогического опыта.
Изменение названия журнала в 2005 году было вызвано желанием подчеркнуть актуальность тематики журнала. Выделение проблемы воспитания в образовании должно было качественно по новому сконцентрировать внимание работников дополнительного образования на проблеме. Однако на содержании журнала эта перемена глобально не отразилась – воспитание всегда было важнейшей задачей дополнительного образования. Основные изменения в структуре, стиле публикаций и в художественно-техническом оформлении журнала накапливались и произошли позднее.
К 2010 году было сформирована новая структура рубрик. Удалены рубрики, не отвечающие потребностям издания («Классическое наследие»). Добавлены новые рубрики «Сценарии, игры», «Внеклассное занятие», «Юбилеи», «Всероссийские мероприятия». Зрительно содержание выглядит более аккуратным, рубрики заполнены равномерно.
Особенностью языка и стиля публикаций журнала является сочетание научного, официально-делового и публицистического стиля, но преобладающим к 2014 году становится официально-деловой стиль. В рубриках «Нормативные акты», «Вопросы теории», «Заочная школа методиста» преобладают научный и официально-деловой стиль. В рубриках «Педагогический опыт», «Педагогическая гостиная» возможно использование элементов публицистического стиля. В рубрике «Сценарии, игры» статьи печатаются в виде сценариев, т.е. в ином жанре. При этом рубрика направлена на ту же читательскую аудиторию, что и остальные.
Постепенно улучшается качество оформления журнала. В 2012 году был принят окончательный на данный момент вид обложки, произошла смена шрифтов. Поиск оформления текстов статей завершился к 2009 году. С 2010 года редакция журнала начала обращать внимание на обработку фотографий на полосе, а также на оформление подписей к ним. Издание, безусловно, выиграло благодаря новому оформлению, при этом, не потеряв своей основной – информативной функции. Общее оформление журнала строгое, экономное и информативное.
Журнал по-прежнему узнаваем и занимает не последнее место в нише научно-методических журналов педагогической направленности. В качестве рекомендаций хотелось бы пожелать увеличить количество статей научной направленности.
nsportal.ru
«ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ» №3 ЗА 2015 ГОД.
ОписаниеВопросы теории
Е.Г. Мережко Инновации в системе дополнительного образования детей
Главная тенденция обновления системы дополнительного образования детей - включение педагога в инновационную деятельность, которая является основополагающим качеством учреждения. С точки зрения инновационной стратегии учебного заведения существенно возрастает роль педагога как непосредственного участника всех качественных изменений. Инновационная деятельность педагога дополнительного образования становится обязательным компонентом личной педагогической системы и приобретает избирательный исследовательский характер. Это предполагает переоценку педагогом своего профессионального труда, выход за пределы традиционной исполнительской деятельности и смену ее на проблемно-поисковую, рефлексивно-аналитическую, отвечающую запросам общества и создающую условия для самосовершенствования личности обучающегося.
Заочная школа методиста
Л.А. Горлова Реализация программы развития воспитательной компоненты
Воспитательная компонента в деятельности общеобразовательного учреждения становится самостоятельным направлением и рассматривается как обязательная и неотъемлемая часть образовательного процесса. Итогом освоения воспитательной компоненты основной образовательной программы должны стать личностные результаты воспитательно-образовательных достижений учащихся. Дополнительное образование детей является уникальной средой, основополагающей особенностью которой является воспитательная доминанта, ориентированная на развитие духовно-нравственного потенциала учащихся. Именно в этой сфере свободного выбора видов деятельности, обеспечивающей создание условий, благоприятных для самоопределения и самореализации личности, можно рассчитывать эффективное воспитание подрастающего поколения.
Педагогический опыт
Ю.Б. Шуляк Использование потенциала информационно-коммуникационных технологий
В последние годы информационные и телекоммуникационные технологии все больше проникают во все сферы деятельности, в том числе и в образование. Во всем мире использование информационных технологий стало необходимой нормой и частью культуры. Говоря об использовании информационно-коммуникационных технологий в учреждении ДОД, следует учитывать не только технический и дидактический аспекты вопроса, но и факторы, влияющие на развитие, становление, формирование личности. Как показывает практика, наиболее эффективной формой организации учебно-воспитательной деятельности являются дистанционные социально-значимые проекты. Таким проектом является городской телекоммуникационный конкурс проектов благоустройства города «Липецк-дизайн», который реализуется на базе Центра развития творчества детей и юношества «Советский» города Липецка на протяжении 14 лет.
П.А. Григорьян Физкультурно-оздоровительная работа в детском доме на занятиях плаванием
Спорт – это, пожалуй, «единственный социальный институт, где индивид может выполнять социально значимые роли в наиболее раннем возрасте». И это определяет ряд важных аспектов социально-психологического значения спорта для социализации детей-сирот. Во-первых, активное участие в социальной жизни предполагает определенную ответственность, что важно для развития самосознания. Во-вторых, дети-сироты, включенные в активную социальную (спортивную) деятельность, менее всего подвержены случайным влияниям, их поведение более управляемо. Кроме того, занятия спортом формируют такие качества личности, развитие которых в иных сферах социальной деятельности затруднено.
Т.В. Лукашёва Особенности визуального восприятия детей в художественном творчестве
Существует связь детского рисунка и изобразительной деятельности древнего человека. По еще непонятным законам дети в своем развитии проходят поэтапно развитие человечества. В период с 3 до 6 лет дети, осваивая и переосмысливая окружающий мир, закрепляют в своем сознании полученную информацию с помощью знакового рисунка, что свойственно первым дошедшим до нас изображениям. У детей еще нет опыта рисования, техники, но потребность закрепить, осознать интересный предмет заставляет их обобщать, упрощать, отбирать главное и характерное, создавая узнаваемый знак.
Т.М. Мохова Портфолио – способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений учащихся
Автором статьи представлена методика отслеживания одаренных обучающихся в «Ансамбле народных инструментов «Фантазия» Центра детского творчества «Южный» г. Рязани, позволяющая выявить определенные способности у ребенка, на основе которых можно построить профиль одаренности и спланировать дальнейшую развивающую или коррекционную работу. Важным аспектом на каждом этапе в процессе продвижения к намеченной цели должен быть зафиксирован успех обучающегося, так как именно успех – наилучший стимул для дальнейшего продвижения. Именно поэтому в процессе контроля качества образования по программе основным инструментом является рабочая папка - «Портфолио» (с начала до конца образования по программе) обучающегося, где отражаются цели, задачи и пошаговое продвижение к ним, успехи и достижения.
Ю.В. Зуева Поддержка одаренности через организацию проектно-исследовательской деятельности
Благодаря многоуровневым общеобразовательным программам создаются условия поддержки и развития одаренности учащихся посредством освоения индивидуальных образовательных маршрутов, организации проектно-исследовательской деятельности. Примером может послужить научное общество учащихся. После освоения основных курсов программ на базе некоторых объединений создается секция, становясь структурной единицей научного общества учащихся (НОУ). В МБОУ ДОД «Дворец детского и юношеского творчества имени А.А. Алексеевой» г. Череповца НОУ было создано в 1993 году. Сегодня под руководством 14 педагогов в НОУ ДДЮТ занимаются около 100 человек в 7 секциях.
Педагогическая практика
Л.М. Субботина, Н.В. Пятых Итоговая аттестация – эффективная форма отслеживания качества образования
Итоговая аттестация проводится в ДДТ г. Гремячинск Пермского края с 2006 года. За годы её проведения аттестовано 511 обучающихся. Наблюдается положительная динамика участия детей, объединений ДДТ в этом мероприятии. Форма и содержание программы итоговой аттестации определяются педагогом на основании содержания дополнительных общеобразовательных программ и в соответствии с их предполагаемыми результатами. Это тестирование, анкетирование, зачёт, соревнование, защита творческих работ и проектов, выставочный просмотр, конференция, конкурс, сдача нормативов и т.п. Программа итоговой аттестации (при любой форме проведения и в любой образовательной области) содержит методику проверки как теоретических знаний обучающихся, так и их практических умений и навыков, сформированных компетентностей.
В.И. Бесова Нравственное и патриотическое воспитание
Необходимо формирование чувства благодарности ветеранам, а так же павшим героям, пожертвовавшим своей жизнью ради мира, возможности потомкам жить в независимой стране, радоваться свободе, выбирать любимую профессию, интересные занятия, реализовать себя как личность. Поэтому для формирования нравственных ценностей и патриотического воспитания в ДЮЦ г. Воронежа осуществляются многочисленные мероприятия.
Информационные технологии
В.В. Ившин Приемы использования ИКТ в обучении детей 3D-моделированию и анимации
Одной из функций ИКТ в дополнительном образовании является функция развития информационной культуры детей, формирования их медиакомпетентности. Применение информационных технологий в образовании привело к появлению нового поколения информационных образовательных технологий, которые позволяют повысить качество обучения, создать новые средства воспитательного воздействия, более эффективно взаимодействовать педагогам и обучаемым с вычислительной техникой. Новые информационные образовательные технологии на основе компьютерных средств позволяют повысить эффективность занятий на 20-30% (по данным Московского государственного индустриального университета (МГИУ)).
Педагогическая гостиная
В.В. Барсков, Е.Н. Кудряшова Велоспорт: от детских увлечений к большим победам
Ежегодно в образовательном объединении «Велоспорт», которое ведет Александр Федорович Яров в Центре дополнительного образования детей р. п. Дальнее Константиново Нижегородской области, занимается более 70 обучающихся из районного центра и близлежащих населенных пунктов, в том числе это дети из многодетных и малообеспеченных семей, дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей, дети, стоящие на профилактическом учете. Без внимания не оставит никого. Сотрудничая со многими учителями школ Дальнеконстантиновского района, педагог отбирает одаренных детей и старается привлечь их к спорту путем индивидуального подхода к ребенку и сотрудничества с родителями.
А.Н. Чайка Краевая очно-заочная экологическая школа – территория успеха
Система работы Филиала краевой очно-заочной экологической школы в МОУ ДОД ЭБЦ г. Комсомольска-на-Амуре позволяет обеспечить право учащегося на всестороннее развитие способностей и задатков в условиях творческих, продуктивных взаимоотношений участников образовательного процесса и социального окружения эколого-биологического центра, обеспечивающих развитие интеллектуальных, творческих способностей, здоровьесбережение, высокий уровень коммуникативности, открытость, информационную насыщенность и способствующих успешной реализации школьника в информационном обществе, стимулирование их креативной деятельности. Филиал краевой очно-заочной экологической школы играет большую роль в поддержке одаренных и способных детей.
Внеклассное занятие
Л.В. Логинова, М.А. Овечкина По дорогам творчества и мастерства
Движущей силой дополнительного образования всегда выступает интерес. Занятие «Экологическое ассорти», разработку которого предлагают авторы статьи, нацелено на формирование устойчивого интереса учащихся к исследовательской работе в области экологии.
Сценарии, игры
О.А. Булыгина Животные – братья наши меньшие
Проведению мероприятия предшествует большая предварительная работа учащихся детского объединения, педагога и родителей: изготовление декораций, лозунгов, подбор костюмов, разучивание ролей, репетиции. Сценарий мини-спектакля рекомендован для&
dop-obrazovanie.com
Анонс Дополнительное образование и Воспитание № 2/2016
Вопросы теории
З.И. Лаврентьева Дополнительное образование как условие развития инклюзии для детей с ОВЗ
Совсем недавно незнакомое большинству россиян французское слово «инклюзия» сегодня стало привычным не только для специалистов в области педагогики и психологии, но и для многих родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. В переводе на русский язык инклюзия означает включение, а инклюзивное образование – включение детей с особенностями в развитии в обычные классы общеобразовательных организаций. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей и обеспечивает равное отношение ко всем людям. Инклюзия в образовании, с одной стороны, горячо приветствуется общественностью, так как отражает потребность современников утвердить гуманное отношение к детям с особенностями; с другой – настораживает, так как не сопровождается созданием дополнительных условий практической реализации такого совместного обучения и наличием научно обоснованных методик инклюзивного образования. В данной ситуации дополнительное образование может и должно сыграть свою, особую и принципиально важную роль в становлении и развитии инклюзии.
Заочная школа методиста
Т.А. Удалова Организация самоменеджмента педагога дополнительного образования
Развитие личности педагога основано на том, что у него постоянно повышается уровень личного мастерства, он и его воспитанники добиваются более высоких результатов. Развитие учреждения – это развитие ее сотрудников. Сегодня одной из важнейших задач научного менеджмента становится проблема управления на уровне отдельного человека, то есть самоменеджмент. Ускорение социально-экономических процессов приводит к тому, что у человека появляется возможность выбора из большого количества жизненных стратегий. В действительности жизнь отдельного человека ускоряется настолько, что он, становится, вынужден думать, по крайне мере. Таким образом, одним из перспективных направлений менеджмента становится самоменеджмент, который представляет собой последовательное и целенаправленное использование испытанных методов и практических приемов работы в повседневной действительности для повышения эффективности выполняемых процедур и операций, достижения намеченных целей. Следовательно, можно отметить, что самоменеджмент – актуальное и перспективное направление. Это направление в менеджменте возникло благодаря потребностям общества и призвано повысить эффективность деятельности человека на основе достижения его личных и профессиональных целей.
Т.А. Харламова, И.В. Бурлакова, Ю.В. Пустошило Система организации работы с одаренными детьми
В учреждении дополнительного образования для полноценного раскрытия разносторонних способностей обучающихся необходимо уделить внимание личностно-ориентированному подходу, направленному на полноценное развитие тех способностей ребенка, которые нужны и самой личности, и обществу. В условиях МБОУ ДОД ДДиЮ № 2 г. Красноярска при посещении студий, мастерских и секций разных направленностей дети и подростки получают дополнительное образование и развитие. Поэтому основной целью при организации работы с воспитанниками обозначена всесторонняя поддержка талантливых детей и подростков через раскрытие и реализацию их творческого потенциала в различных видах деятельности
Педагогический опыт
О.В. Пугачева, Н.Н. Ключикова Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни
Важность занятий спортом для каждого человека ни у кого не вызывает сомнений. При регулярных физических нагрузках и тренировках состояние здоровья человека улучшается, он становится полным жизненных сил и энергии. Современные люди используют все имеющиеся возможности для того, чтобы поддержать свой организм и оздоровить его. Но путь к здоровому образу жизни начинается с детства. Очень важно как можно раньше пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, выработать привычку к регулярным физическим упражнениям. В настоящее время проблема сохранения здоровья детей занимает значительное место в жизни общества, становится приоритетной национальной проблемой.
С.А. Черных, С.В. Коваль Сопровождение одаренных детей
Работа с одаренными детьми актуальна и перспективна и для системы дополнительного образования, поскольку одаренные дети являются творческим и интеллектуальным потенциалом для развития дополнительного образования. Раскрытие одаренности у детей в ГБУДО «Белгородский областной Дворец детского творчества» начинается с 3-летнего возраста в школе раннего развития «Радуга». Работа педагогов дополнительного образования заключается в создании и обеспечении условий воспитания и обучения, которые позволили бы максимально реализовать свой потенциал на каждом возрастном этапе развития одаренного ребенка.
Е.В. Вершинина Социальный театр как форма профилактики негативных социальных явлений
На протяжении последних трёх лет в Доме детского творчества «Вдохновение» города Кирова для учащихся 13-17лет реализуется общеобразовательная программа «Отражение». В основе реализации программы - социальный театр как новая технология профилактики негативных социальных явлений у детей и подростков. Это название было выбрано не случайно. В спектаклях показывается жизнь такой, какая она есть, чтобы зритель смог увидеть себя в героях постановок, посмотреть на себя со стороны, оценить своё поведение и, может быть, поменять какие-то приоритеты в жизни.
Педагогическая практика
Н.Э. Баджаева Инновационные технологии как фактор всестороннего развития обучающихся
Источники инноваций в студии «Силуэт» многогранны. Ими является интегрированное творческое взаимодействие, новые технологии, например, в области строительства, рекламы, а также разнообразные новинки в декоративно-прикладном творчестве, предлагаемые специализированными интернет-порталами. Работа с поролоном вот уже в течение многих лет является визитной карточкой нашего коллектива – образцовой модельной студии «Силуэт». Для более красочного и образного представления изготовленных коллекций на практических занятиях разрабатываются ростовые костюмы с использованием этого материала. Пластические свойства поролона позволяют создавать необычные по форме модели (например, костюмы «Матрёшка», «Самовар») и атрибуты к сценическим выступлениям (декоративный каравай, бублики, цветы). При работе с этим материалом применяемые технологии постепенно совершенствовались. Сначала при соединении деталей применялось обычное сшивание иглой, при этом обрабатываемый край был не эстетичен, не имел хорошей пластики и повреждался нитью. В дальнейшем нашлось применение в этом процессе клеевому пистолету с силиконовыми стержнями, но вновь качество изделий, получаемых таким способом, не было удовлетворительным. И только применив в работе прозрачный клей «Момент», удалось добиться необходимых положительных свойств изготавливаемых изделий.
Е.А. Пронина Экологический сбор «Синичкин день»
Данное мероприятие предназначено для учащихся начальных классов, объединений дополнительного образования естественнонаучной направленности. На сборе дети вместе с родителями изготовляют кормушки и укрепляют их во дворе своего дома или школьных парках.
А.В. Вовкула Интерактивные технологии как средство развития речевых компетенций старших школьников
Формирование ключевой компетенции старших школьников – долговременный процесс, который требует комплексной работы. Такое целенаправленное воздействие обеспечивает система дополнительного образования детей. Средства внешкольного образования открывают широкие возможности для использования интерактивных педагогических технологий. Автор описывает некоторые технологии из практики работы по программе дополнительного образования детей «Риторика» на базе МБУДО «ДЮЦ г. Челябинска».
Т.А. Харламова Социально-педагогические условия сотрудничества с родителями
Одним из важных факторов для создания социально-педагогических условий в учреждении дополнительного образования является взаимодействие с семьёй. Семья и образовательное учреждение представляют собой два основных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для полноценного развития ребёнка необходима поддержка обеих сторон. Центральной идеей создания условий для сотрудничества с семьёй в Доме детства и юношества является идея взаимодействия на основе индивидуально-вариативного подхода, максимально учитывающего проблемы и потребности конкретных семей.
Педагогическая гостиная
А.А. Беспалова Создание музейно-педагогического комплекса «Содружество»
В настоящее время всё большее внимание в теории и практике образования придаётся музейной педагогике, целью которой является создание условий для развития личности учащихся путём включения её форм и методов в многообразную совместную деятельность Дворца творчества детей и молодежи с музеем, выставочным залом. Исходя из этого, родилась идея создания совместного проекта «Создание музейно-педагогического комплекса «Содружество» с Художественным выставочным залом города Братска.
О.В. Бирюкова Из Севастополя в «Севастополец»!
Межрегиональный Проект «Развитие сотрудничества московской системы образования с системами образования других субъектов РФ и иностранными государствами, интернационализация столичного образования, проходивший под эгидой Департамента образования города Москвы, реализован одним из крупнейших учреждений дополнительного образования детей города Москвы – Государственным бюджетным образовательным учреждением дополнительного образования города Москвы «Дворец творчества детей и молодежи «Севастополец». Наряду с представителями московской системы образования к участию в мероприятиях Проекта присоединились образовательные организации из других субъектов и регионов РФ – это город Севастополь и Республика Крым, Московская и Кемеровская области, Нижегородская область, Владимирская область, Липецкая область. Проект реализовывался в два этапа и стал площадкой для общения педагогической общественности и обучающихся РФ, обмена опытом, презентаций образовательных программ и методических разработок.
Внеклассное занятие
А.А. Бугрина, Е.А. Моор Музыка рисует, а живопись звучит
Материалы занятия знакомят с феноменом синестезии музыки и живописи, так называемым "цветным слухом", который присутствует в творчестве некоторых композиторов и художников. Кроме того, на этом занятии происходит знакомство детей с творчеством уникального композитора - художника М. К. Чюрлёниса и погружение в процесс создания собственного произведения. Оно является универсальным для работы в любом творческом коллективе детей 12-16 лет в учреждениях дополнительного образования и в школе. А также полезно проведение данного мероприятия с взрослыми в качестве арт-терапии.
О.В. Соболева Занятие по теме «Пауки»
Целью данного занятия автор ставит формирование у учащихся гуманного, позитивного отношение к паукам на основе расширения знаний о них.
Сценарии, игры
Т.Е. Казакова, Т.В. Емельянова Организация деятельности по экологическому воспитанию
Экологический конкурс «Знатоки природы» проводится для школьников 8-9 классов. Для участия в нём приглашается команда – 3 человека от образовательного учреждения. Итоги конкурса подводятся в личном и командном первенстве. Победителями конкурса (1, 2, 3 места) являются участники, набравшие наибольшее количество баллов (в сумме) по итогам каждого этапа.
С.А. Зимовина Здоровым быть здорово
Методическая разработка конкурсной программы « Здоровым быть здорово» имеет воспитательное и познавательное значение. Ее можно использовать для работы педагогам – организаторам, педагогам дополнительного образования и учителям. Конкурсная программа рассчитана на учащихся младшего школьного возраста. Программа направлена на формирование стремления сохранения своего здоровья через здоровый образ жизни. Данная форма работы является игровой.
Юбилеи
Е.С. Быкова 25 лет дорогой талантов
В 2015 году Дому детского творчества «Мастер» исполнилось 25 лет! День рождения – это всегда волнующее событие, это всегда новый старт. Этот путь был дорогой от Дома пионеров Новосибирского района, который из г. Оби переехал в поселок Краснообск и стал Центром творчества молодежи и школьников. Основная функция Центра на то время была организация культурного досуга молодежи и школьников. Затем Центр творчества на основании постановления главы администрации района преобразован в районное социально-культурное объединение «Мастер».
Анонс Дополнительное образование и Воспитание № 1/2016
Журнал «Вожатый» №1/16
dop-obrazovanie.com
АНОНС ЖУРНАЛА «ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ» №4
Вопросы теории Б.В. Куприянов ДО как общественно-государственный институт организации свободного времени детей
Автор статьи, ведущий научный сотрудник Института образования НИУ «Высшая школа экономики», доктор педагогических наук, профессор, рассматривая дополнительное образование детей в качестве института организации свободного времени детей, рассматривает несколько принципиальных соображений.
Заочная школа методиста
Л.А. Горлова Мастера и подмастерья, или дорога к мастерству
В настоящее время, российское общество и государство осознает актуальность духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Особое место в системе социальных институтов, оказывающих влияние на развитие личности и целенаправленно создающих условия для духовно-ценностной ориентации человека, занимают воскресные школы. Православная воскресная школа наряду с религиозным и нравственным воспитанием детей занимается их этическим и художественно-эстетическим образованием.
Е.В. Баженова, Т.О. Вяткина, Е.В. Копылова Инновационная образовательная модель внеурочной деятельности «Всему учит детство»
Предлагаемая инновационная образовательная модель внеурочной деятельности «Всему учит детство» имеет методологическую основу: ФГОС и Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России второго поколения. Предметно-развивающая среда объединяет в себе такие понятия, как среда, игра, пространство, творчество и связана с окружающими социально-бытовыми, общественными, материальными и духовными условиями существования ребенка.
Педагогический опыт
С.Н. Белощенко Память, воображение и фантазия в любительской студии художественного слова
Мощность воображения и фантазии более всего необходимы на занятиях художественным словом в театральных студиях и студиях художественного слова. Педагогам дополнительного образования, занимающимся театральным творчеством, приходится часто сталкиваться с проблемой плохой памяти, скудостью воображения и фантазии, без которых в театральном творчестве не обойтись. Хотя и в литературе, и в конкретных науках без воображения и фантазии тоже открытий не сделаешь! Автор статьи делится опытом работы по данной теме.
Н.А. Панина О системных подходах в работе с одаренными детьми
Важными формами развития современной личности ребенка становятся как учебные, так и внеучебные виды деятельности, которые при правильной организации образовательного процесса обеспечивают предметные результаты, а также социальный опыт. На современном этапе большое внимание уделяется участию в олимпиадах и конкурсах, направленных на выявление, развитие и поддержку одаренных детей. Уровень интеллектуальных состязаний и конкурсов учащихся, охват школьников подобными мероприятиями, результаты участия в турнирных формах работы – важные показатели качества образовательных услуг, по которым оцениваются субъекты Российской Федерации, муниципальные районы и образовательные учреждения.
Н.П. Шушарина Роль традиционной игры в этнокультурном воспитании младших школьников
Игра не исчезнет из культуры, но постепенно с изменением образа жизни коренных народов, проживающих в национальных посёлках Крайнего Севера, исчезает традиционная игра, которая способствовала развитию тех качеств, которые были необходимы человеку традиционной культуры, подготавливая детей к хозяйственной деятельности в экстремальных природно-климатических условиях Крайнего Севера.
Е.В. Коваленко, Е.В. Князева Начало начал…
В МАО УДОД ДЮЦ «Импульс» г. Хабаровска возникла идея организовать в летний период смену городского оздоровительного лагеря духовно-нравственного направления, которая будет способствовать формированию у воспитанников культуры семьи, тем самым укрепляя сам институт семьи и внутрисемейные отношения. В программе «Начало, начал…» затронута также и проблема профессиональной ориентации подростков, так как в настоящий момент образовательная политика нашего государства направлена на то, чтобы воспитать личность инициативную, способную творчески мыслить и находить нестандартные решения, умеющую выбирать профессиональный путь.
Педагогическая практика
А.В. Градова Акция «Письмо с фронта»
В 2012 году центр «Тинейджер» Ивановского городского Дворца детского и юношеского творчества провел акцию к празднику Победы «Письмо с фронта». Дошкольники совместно с родителями на занятии изготавливали открытки «Письмо с фронта». Идея открытки - создание письма, пришедшего с фронта внукам и правнукам той далекой войны. На открытке, сделанной руками малыша, - фотография фронтовика, дедушки, бабушки или родственника семьи воспитанника. Результатом акции стала выставка «Стена памяти», около которой прошла торжественная встреча с ветеранами Великой Отечественной войны, возложение цветов к мемориальной доске.
Н.Ф. Калиниченко, В.В. Пашицына, О.П. Новикова Развитие нравственных качеств в условиях летнего лагеря
Авторы считают, что в развитии нравственных жизненных позиций у детей особое внимание должно уделяться такой форме деятельности, как игра. В детстве, в детском коллективе через игру познается окружающий мир, строится нравственный мировоззренческий образ всей будущей жизни. Для детей игра – сфера их социального творчества, общественного и творческого самовыражения. Великолепным временем для вовлечения детей в игровую деятельность является период летних каникул. Педагогическим коллективом МОУ ДОД «Городской Дворец творчества детей и молодёжи» г. Комсомольска-на-Амуре накоплен богатый опыт работы по организации летней занятости детей и подростков.
Педагогическая гостиная
З. Тепликова Юбилейный XX детский музейный праздник переходит на новый формат
В музее-заповеднике «Кижи» прошло заседание оргкомитета XX Детского музейного праздника «Кижи – мастерская детства», давно и прочно завоевавшего любовь и популярность детей и взрослых не только в Республике Карелия, но и во многих регионах России. Учредителем праздника изначально был музей-заповедник «Кижи». Автор проекта - заслуженный работник культуры РФ Людмила Шилова.
Г.В. Подмогаева Декоративно-прикладное творчество как средство воспитания любви к родному краю
Формирование чувства патриотизма, любви к Родине, дому, семье, базируется на развитии эмоционально-чувственной сферы ребенка. Одно из наиболее сильных средств воздействия на эмоции и чувства детей - искусство, в том числе и народное, которое находит эмоциональный отклик в душе ребенка, отвечая его потребностям и интересам.
И.В. Иванова, А.Ю. Кононова Практика социализации детей средствами космического образования
Идейным направлением образовательной деятельности ДЮЦКО «Галактика» г. Калуги является следование высказыванию К.Э. Циолковского: «Познание космоса, Земли и себя через космос неизмеримо обогатит учебный процесс и ускорит развитие школьников». В своей работе Центр опирается на понятие космизма, которое предполагает разнообразие теоретических тенденций, программ, методов, педагогических направлений, способных на альтернативной основе утвердить свою точку зрения в научных и практических направлениях, что является основой космического образования.
Всероссийские мероприятия
Положение о X Всероссийском конкурсе профессионального мастерства педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям», посвященном 95-летию государственной системы дополнительного (внешкольного) образования России.
Юбилеи
С.А. Дулева Волшебная страна
Дом творчества детей и юношества г. Кондопоги Республики Карелия отмечает юбилей.
dop-obrazovanie.com
«ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ» №1 ЗА 2015 ГОД.
ОписаниеВопросы теории
В.П. Голованов Инклюзивный потенциал современного дополнительного образования детей
Инклюзивное образование в сфере дополнительного образования детей строится, развивается на «педагогической интуиции», поскольку педагог не имеет диагностического, методического, психологического инструментария для работы в условиях инклюзии с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Опыт реализации инклюзивного образования выявлен во всех направленностях дополнительного образования детей, но в большей степени - в физкультурно-спортивной и художественной. Дополнительное образование детей с ограниченными возможностями предполагает создание условий, благоприятных для освоения ими способов преодоления разноуровневых барьеров, препятствий. Термин «препятствие» (по Буйловой Л.Н.) в данном случае используется для обозначения смыслов таких употребляемых в практике понятий, как помеха, трудность, задержка, затруднение, преграда, остановка, проблема, деструктивные факторы, негативные воздействия и т. д. Под препятствием понимается то, что отдаляет или отделяет личность от достижения желаемого результата.
Заочная школа методиста
Н.И. Бокунь Схема анализа работы учреждения ДОД
Качество образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования зависит от грамотного составления и реализации плана работы на год. План работы учреждения дополнительного образования является важнейшим локальным документом. Его предназначение – упорядочить педагогическую деятельность, обеспечить планомерность, управляемость и систематичность педагогического процесса, а также преемственность результатов. Цель планирования – выработка единства действий не только администрации и педагогического коллектива, но и коллектива учащихся для достижения определенных результатов. Осуществление четкого планирования невозможно без качественно проведенного педагогического анализа итогов работы за предыдущий период.
Педагогический опыт
О.Я. Суркова Формирование лучших человеческих качеств у детей с помощью искусства
Практические наблюдения и теоретические обоснования многих ученых свидетельствуют о том, что различные виды искусства: живопись, скульптура, музыка, танец, театр и др., пробуждая творческую жизненную энергию человека, обладают колоссальными возможностями педагогической и психологической поддержки, стимулируют личностный рост, развитие и являются источником физического и нравственного здоровья человека. Важнейшим компонентом духовности любого общества является народная культура как неотъемлемая часть социально- культурного творчества. Фольклор, прикладное народное творчество, старинные обряды, обычаи и праздники - это наши корни. Без любви и интереса к собственной истории, к культуре своей страны не может быть полноценной жизни. В детском доме№4 г. Степногрска Республики Казахстан созданы условия для духовно- нравственного воспитания подрастающего поколения. Детский дом призван в какой-то степени заменить ребенку семью. Важно, чтобы для детей было создано такое пространство, в которое вошли бы все стороны их жизни: и учеба, и круг интересов с учетом возможностей, склонностей и способностей детей.
О.В. Дедюхина Индивидуальная образовательная деятельность педагога-музыканта
Персонификация в современной педагогике определятся как особая форма организации образовательного процесса, рассматривающего индивидуальные особенности обучающихся как один из векторов обновления и модернизации непрерывного профессионального образования, как процесс, формирования творческого развития и интересов обучающихся; как фактор развития познавательной активности индивида; как средство построения индивидуального или персонифицированного маршрута. Для проектирования образовательного маршрута педагога-музыканта в процессе дополнительного профессионального образования необходимы специально организованные условия руководством учреждения, его методической службой. В процессе реализации творческой идеи – персонифицированного образовательного маршрута – проявляются представления педагога-музыканта о его профессиональной деятельности, которая осуществляется в двух направлениях: методической работе и музыкально-исполнительском самосовершенствовании.
Л.В. Афанасьева, Ю.О. Жабина Начальное техническое моделирование: от выставки до семинара
Незаменимую роль в формировании у ребенка теоретического мышления и практических навыков играют занятия начальным техническим моделированием, которые служат основополагающим фундаментом для дальнейшей как творческой, так и производственной деятельности человека.
Таким образом, начальное техническое моделирование является первоначальной ступенью научно-технического творчества, которое, в свою очередь, признано приоритетным направлением дополнительного образования детей: В. В. Путин подписал перечень поручений (по итогам встречи с участниками форума «Интернет-предпринимательство в России», состоявшегося 10 июня 2014г.), одно из поручений адресовано Правительству Российской Федерации – «Разработать комплекс мер, направленных на создание условий для развития дополнительного образования детей в сфере научно-технического творчества…
На занятиях начальным техническим моделированием обучающиеся выполняют различные виды работ: аппликации; лепка, конструирование, выжигание, вышивание, плетение и многое другое. Используя различные техники изготовления экспонатов, ребята воспроизводят объекты окружающей действительности в измененном масштабе (уменьшенном или увеличенном) по схемам, чертежам и эскизам.
Е.Ю. Пономарева Организация развивающей образовательной среды
В учреждениях дополнительного образованиях процесс обучения носит более неформальный характер, чем в традиционной школе, акцент ставится не на информационном способе обучения, а на общении, на передаче опыта от старшего к младшему. По мнению А.Г. Асмолова, роль дополнительного образования совершенно уникальна. Во-первых, отмечает он, дополнительное образование - это образование, занятое расширением экологии детства. Во-вторых, дополнительное образование это «образование возможности быть», возможности быть личностью. В Центре внешкольной работы поселка Магдагачи Амурской области происходит развитие интегрированного образовательного пространства, обеспечивающего формирование инициативной, творческой личности выпускника, способной к самоопределению и самореализации, обладающей российской идентичностью на основе новых для образовательного учреждения механизмов управления качеством образования в условиях введения ФГОС нового поколения.
Т.В. Корюкина Развитие способностей детей через включение в различные виды деятельности
Распознать потенциал ребенка и развить его, действительно сложно, но вполне реально. Для этого требуются, прежде всего, желание и терпение, ну и, конечно же, знания. Необходима система работы по выявлению и развитию способностей, которые развиваются средствами дополнительного образования, и способствуют формированию адекватной самооценки ребенка. Способности не могут возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности. Они не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, но они влияют на легкость, быстроту приобретения этих знаний и навыков. А своевременное выявление и развитие способностей детей является залогом их личностного развития. Детям необходимы внимание, уважение, понимание и участие.
Педагогическая практика
С.В. Островская, Л.С. Петросян Творческий проект как эффективное средство успешной самореализации учащихся
В объединении «Элегант» МОУ ДОД Детской школы искусств г. Георгиевска Ставропольского края в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы «Моделирование и конструирование одежды» дети приобщаются к миру моды, сохранению и развитию национальных и культурных традиций, учатся видеть в красоте одежды духовное благородство, доброту и нравственную чистоту, обучаются искусству одеваться, ибо им прививается тонкий, изысканный художественный вкус. В ходе образовательной деятельности метод проектов нашел эффективное применение при создании коллекций моделей сценических костюмов.
Педагогическая гостиная
К.З. Арасланова Финансово-экономические аспекты деятельности МОАУ ДОД ДДТ «Вдохновение»
На современном этапе финансово-хозяйственная деятельность учреждения дополнительного образования приобретает важное значение. В ДДТ «Вдохновение» г. Кирова данная работа ведется в части участия составления и выполнения муниципального задания. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации муниципальное задание – документ, устанавливающий требования к качеству и (или) объему (содержанию), оказываемых услуг (выполненных работ). В него могут быть включены как образовательные, так и иные услуги.
М.Е. Костякова Дорогу осилит идущий
«Дорогою добра» – так называется воспитательная программа, по которой много лет работает педагогический коллектив ДЮЦ «На Молодежной» г. Калининграда. Как известно, «добро дающие счастливее добро принимающих». Эту аксиому наши дети усвоили прочно. Доброта – вещь удивительная. Она сближает людей, как ничто другое, она тот язык, на котором с вами всякий захочет разговаривать. Воспитательная работа проходит через все направления работы ДЮЦ, но особая роль в ней отводится внеурочным массовым мероприятиям.
Всероссийские мероприятия
Н.Н. Крупнова XVI Всероссийский форум «Образовательная среда – 2014»
С 21 по 24 октября 2014 года в Москве, в павильоне 57 Выставки достижений народного хозяйства успешно прошел XVI Всероссийский форум «Образовательная среда – 2014», организованный ОАО «ВДНХ» при поддержке Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, Комитета Государственной Думы Российской Федерации по образованию, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, Правительства Москвы, Совета ректоров вузов Москвы и Московской области, Ассоциации негосударственных вузов России.
В.В. Юнак I Всероссийский съезд педагогов дополнительного образования детей
Древний город Ярославль становится настоящей столицей российского образования. В последние годы там уже было проведено несколько всероссийских и международных форумов по образованию. Вот и 18-19 декабря 2014 года в Ярославле, в роскошном концертно-зрелищном центре «Миллениум» прошло очередное мероприятие под эгидой Министерства образования и науки РФ. Точнее, не очередное – а Первое в своем роде: в эти дни в городе состоялся Первый съезд педагогов дополнительного образования. Таких съездов может быть еще много, но первый – всегда один, и уже этим он вошел в историю.
Резолюция I Всероссийского съезда педагогов дополнительного образования детей (проект)
В рамках работы съезда прошли три конференции: «Эффективные модели управления в сфере дополнительног
dop-obrazovanie.com
«ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ» №12 ЗА 2014 ГОД.
ОписаниеВопросы теории
Б.В. Куприянов, С.Г. Косарецкий Разница кадровых потенциалов: возникнет ли ток развития?
Среди многообразия педагогических работников современной России одними из самых экзотичных являются педагоги дополнительного образования, особенно те, кто работают во внешкольных учреждениях(учреждениях дополнительного образования детей). Действительно, к педагогам внешкольникам относится и тренер по кудо, и руководитель кукольного театра, бывший речник, обучающий мальчишек вязанию морских узлов, и преподаватель по игре на скрипке в детской школе искусств и т.д. Излагаемые в статье положения и предположения являются результатами осмысления итогов опроса руководителей учреждений дополнительного образования детей. Опрос был проведен в 400 учреждениях, из них – 365 государственные (муниципальные) учреждения (101 – государственные, 264 – муниципальные) и 35 негосударственные организации.
Заочная школа методиста
Е.Н. Афанасьева, Н.В. Михайлова, Т.В. Хлебникова, Г.А. Васильева Формирование профессиональной культуры учителей в условиях малого города
Анализ современной ситуации, складывающейся в педагогической науке и практике, позволяет сделать вывод о наличии противоречий между значимостью феномена профессиональной педагогической культуры школьного учителя как фактора, определяющего эффективность его деятельности, и не разработанностью средств ее формирования. Необходимо теоретическое рассмотрение процесса формирования профессиональной культуры учителя в связи с отсутствием достаточного осмысления данного понятия, в т.ч. составляющих профессиональной культуры и путей ее развития в процессе повышения квалификации. Формирование профессиональной культуры учителей, работающих в ЗАТО, создание условий для ее становления и развития будет успешным, если в основу разработки мер, способствующих становлению и развитию профессиональной культуры, положены особенности педагогической деятельности учителей школы.
М.М. Новикова реализация ФГОС нового поколения
В Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации говорится о том, что современная молодежь должна обладать способностью к эффективной самореализации, к самостоятельному решению возникающих проблем, быть нацеленной на достижения в социально-экономической, общественно-политической, творческой и спортивной сферах. В Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 гг. подчёркивается, что ребёнок в системе образования должен выступать ведущим субъектом, выбирая цель, содержание и формы организации своего дополнительного образования, что позволяет ему развиваться, выстраивать собственную модель образования.
Педагогический опыт
Е.А. Моор Музыкальное оформление занятий классическим танцем популярной музыкой
Хореография – сложное искусство. Она нераздельно связана с музыкой, в данном случае музыка и танец – совершенный во всех отношениях симбиоз. Значит, хореография способствует развитию у детей музыкального восприятия, эмоциональности и образности, совершенствованию мелодического и гармонического слуха, музыкальной памяти, чувства ритма, культуры движений, умению творчески воплощать музыкально - двигательный образ. Если танец на сцене исполняется учащимися под аудиозапись, то тренаж в классе происходит обязательно в условиях звучания живой музыки, тщательно подобранного музыкального материала, что требует тесного сотрудничества педагога-хореографа и концертмейстера.
Р.М. Ноздрина, И.В. Якунина Удовольствие от игры в оркестре народных инструментов
В октябре 2013 года в МБОУ ДОД «Дворец детского (юношеского) творчества «Юный губкинец» создан ансамбль народных инструментов «Музыка струн», в состав которого вошли учащиеся 9-15 лет. Разработана дополнительная экспериментальная образовательная программа работы с ансамблем, рассчитанная на 3-летний срок обучения детей. Форма проведения занятий в течение срока реализации программы: индивидуальные занятия, мелкогрупповые (учащийся + учащийся) - совместная игра, сводный ансамбль.
В.Е. Колобаева Использование технологий индивидуальной поддержки детей с ОВЗ
Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют к себе повышенного внимания и заботы. Конечно, мы все понимаем, что данная работа очень трудная, требует особого подхода, учёта индивидуальных возможностей ребёнка. Среди приоритетов технологии индивидуальной поддержки ребенка с ОВЗ были и остаются адаптивность системы дополнительного образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся. Методики обучения включают нетрадиционные формы работы, использование специальных пособий на развитие мелкой моторики рук. Технология индивидуальной поддержки ребенка вызвала необходимость коррекции дополнительных общеразвивающих программ « Мир волшебства», «Добрая фея - иголочка», обеспечивающих индивидуальное развитие детей.
Л.М. Марченко, Е.В. Андреева Работа с трудными подростками в «Альфе»
Для работы с трудными в ДЮЦ «Альфа» г. Надыма Ямало-Ненецкого АО апробированы и успешно применяются следующие методы воспитательного воздействия: включение в социальные практики, изменение стереотипных взаимоотношений (исполнитель – командир), воздействие примером, погружение в ситуацию успеха, социальный патронаж, наложение личной ответственности, замена контроля вниманием и др. Такими управленческими усилиями складывается благоприятная для трудных подростков среда с позитивным микроклиматом и условиями для самореализации.
А.Н. Дикарева Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога
Применение на занятиях различных видов деятельности таких, как, например, самостоятельная работа с различными изобразительными средствами, беседы, просмотр видеоматериалов, лепка, конструирование, рассматривание наглядных пособий позволяет детям избежать переутомления, способствует поддержанию интереса к происходящему на протяжении всего времени. Обязательное применение на занятиях физкультминуток снимает усталость, напряжение и сохраняет физическое здоровье. Физкультурные минутки проводятся на занятиях с учётом возрастных, психологических особенностей обучающихся. Время проведения физкультурных минуток определяет педагог по внешним признакам утомления.
Э.А. Ганиева Школьная газета как средство социализации обучающихся
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Новоаганская общеобразовательная средняя школа №2», что в Ханты-Мансийском АО, предоставляет большой простор для творчества. Так, в 2010 году был создан проект «Школьная газета «Школьный калейдоскоп». Проект особенно актуален сегодня в связи с тем, что современное общество переживает настоящий информационный бум, а значит формирование информационной культуры личности школьника – задача каждого педагога. Цель проекта – привлечение обучающихся к участию в жизни школы. В соответствии с целью поставлены и задачи: развитие творческих способностей, выявление творческого потенциала и, конечно же, создание предпосылок для профессиональной ориентации подростков.
Педагогическая практика
Е.А. Кашкарова Методика развития учебно-познавательных компетенций
На протяжении нескольких лет автор статьи на занятиях своего творческого объединения активно использует элементы технологии ТРИЗ: эвристические игры, упражнения на развитие воображения, головоломки, задачи, ребусы. Применяя элементы ТРИЗ на занятиях, педагог формирует у детей такие мыслительные способности, как умение анализировать, рассуждать, обосновывать, умение гибко и оригинально мыслить, активно использовать воображение. Применение элементов ТРИЗ помогает внести разнообразие в ход занятия и усиливает интерес учащихся к конечному результату своего труда.
О.К. Орлова Художественное вязание на спицах
Творческое объединение «Художественное вязание на спицах» существует в Центре внешкольной работы города Конаково Тверской области пятнадцать лет, в нем занимаются дети разного возраста: от восьми до четырнадцати лет. Много ребят побывало на занятиях объединения. Много ниток извязано, много бумаги изрисовано, много чая выпито за бесконечными разговорами и делом. У каждого свои мотивы, побудившие к занятию художественным вязанием на спицах. Одни хотят получать радость от сделанной собственными руками игрушки, других привлекает сам процесс овладения мастерством, третьи приходят, чтобы получить навыки и умения, которые вскоре принесут пользу всей семье.
Педагогическая гостиная
Н.Н. Матросова Хакасия – Германия: мост дружбы
В Республике Хакасия с 1991 года осуществляется реализация международного проекта народной и детской дипломатии «Хакасия - Германия: мост дружбы». Это - гражданская инициатива, которая родилась совместными усилиями педагогов, школьников и студентов города Абакана Республики Хакасия и села Бидербах округа Эммендинген Земли Баден-Вюртемберг с падением «железного занавеса» в начале 90-х годов прошлого века. Основная цель проекта: укрепление мира, дружбы и взаимопонимания между народами России и Германии, воспитание участников проекта в духе культуры мира и толерантности, осуществление диалога культур, развитие гражданской инициативы, международного сотрудничества на уровне народной и детской дипломатии.
В.К. Залуженко Настоящий профессионал
Автор статьи рассказывает о замечательном педагоге, одном из директоров Дворца детского творчества «Юный губкинец» Татьяне Петровне Верстовой. Она была назначена на должность директора Дома пионеров в 1969 году. И 30 лет она всецело отдавала себя любимому делу. Помимо этих серьезных основных обязанностей Татьяна Петровна руководила Клубом интернациональной дружбы (КИД) в 70-е – 80-е годы. В те годы в городе работали болгарские строители, ребята вели тесную связь с ними, изучали историю братской нам страны. В память об этом нам достались названия улиц и памятники болгарских деятелей (памятник и улица Димитрова). Татьяна Петровна умело организовала переписку ребят с зарубежными сверстниками, отправку помощи районам, пострадавшим от землетрясений и пожаров. На базе Дома пионеров ее стараниями был организован музей КИД – лучший в области, и на протяжении 30 лет велись книги-летописи…
Внеклассное занятие
dop-obrazovanie.com
«ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ» №11 ЗА 2014 ГОД.
ОписаниеВопросы теории
И.В. Иванова Сопровождение саморазвития учащихся
В качестве одного из условий, способного обеспечить саморазвитие учащихся, в современной образовательной практике выступает внеурочная деятельность, которой сегодня отведена особая роль в развитии и воспитании подрастающего поколения. Согласно материалам по внедрению ФГОС начального общего образования (далее по тексту – ФГОС НОО), под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Эта деятельность принципиально отличается от учебной и призвана решать задачи обеспечения благоприятной адаптации ребенка в школе, оптимизации учебной нагрузки, улучшения условий для развития ребенка, а также учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Заочная школа методиста
В.В. Годунова Педагогический мониторинг – механизм управления качеством ДО
Эффективное решение целей и задач, сформулированных в любой образовательной программе, должно быть подтверждено соответствующим результатом. Информацию о текущем состоянии образовательного процесса предоставляют регулярно проводимые диагностические исследования. Диагностика качества образовательного процесса – это процесс непрерывный, осуществляемый в течение всего периода обучения. Весь комплекс диагностических мероприятий как раз и представляет образовательный мониторинг.
Н.В. Боброва, Е.И. Крапива, Н.П. Садомова Психолого-педагогические аспекты готовности ребенка к школе
Среди функций, которые выполняют дошкольные учреждения и учреждения дополнительного образования, помимо всестороннего развития ребёнка, большое место занимает подготовка детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребёнок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Подготовка детей к школе включает в себя две основные задачи: всестороннее воспитание ребёнка (физическое, умственное, нравственное, эстетическое) и специальная подготовка к усвоению тех предметов, которые он будет изучать в школе.
Педагогический опыт
М.И. Лаврухина Проектная и исследовательская деятельность
Главным фактором развития для каждого ребенка не должна стать деятельность, совершающаяся по принуждению или необходимости, так как результат может быть отрицательным. Деятельность, которая приносит успех и удовлетворение - вот двигатель развития. Мало того, чтобы она была отмечена другими, надо помочь ребенку преодолеть свой страх и застенчивость, свою робость и неуверенность, помочь поверить в свои силы и добиться хорошего результата своей деятельности. Вот это и будет настоящим успехом, потому что ребенок шагнет вперед в своем личностном развитии. Основной целью своей педагогической деятельности автор статьи считает помощь детям в проявлении и развитии их личной заинтересованности в приобретении знаний. В связи с этим значительная роль в работе уделяется методу проектной деятельности.
Г.В. Лебедева Издательский проект «Скрипторий»
Каждое учреждение дополнительного образования детей, исходя из своих целей развития и возможностей, формирует свою модель методической службы. Любая из них ставит своей задачей осуществление редакционно-издательской деятельности. Издательский проект "Скрипторий" в Детско-юношеском центре «Арс» г. Костромы стартовал в 2010 году. Название "Скрипторий" проект получил от лат. scriptorius – писчий, так назывались мастерские рукописной книги в западноевропейских монастырях VI-XII вв. Содержание деятельности связано с распространением передового педагогического опыта: подготовка методических статей, результатов опытно-экспериментальной работы, редактирование учебных программ, пособий, разработка рекламных материалов о деятельности детских объединений и др.
Т. В. Нагорная Не покинет нас только «Надежда»…
На протяжении многих лет БОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества «Амурский» работает с достаточно сложной категорией воспитанников – с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Сейчас студия детей с ограниченными возможностями здоровья «Надежда» объединяет около 40 воспитанников с различными нарушениями в развитии. Все воспитанники студии являются инвалидами детства. Основной состав – это воспитанники с задержкой в интеллектуальном развитии. Группа детей - с проявлениями психических заболеваний, а также нарушением функций опорно-двигательного аппарата. К основным психофизиологическим особенностям воспитанников можно отнести быструю утомляемость, моторную гиперактивность и зажатость; рассеянность и неустойчивость внимания; неадекватность в смене эмоциональных состояний; речевые расстройства, неустойчивость этических норм поведения, недостаточную самостоятельность и пр.
Педагогическая практика
Э.С. Бочкарёва, М.А. Соловьёва Социализация личности ребенка посредством музыкального образования
Необходимость приобщения подрастающего поколения к духовно - нравственным ценностям, определяющим суть человеческой жизни, сегодня очевидна. Эта суть - в стремлении человека познать свое предназначение на земле, установить гармонию с окружающим миром, с самим собой. Азы нравственности, постигаемые ребенком, не должны навязываться извне. Гораздо важнее сформировать нравственные понятия и представления через чувства, мысли и опыт самих детей. На этом пути неоценимую поддержку растущему человеку может оказать творчество, основанное на занятиях музыкой, вокалом, которые и станут начальными уроками нравственности.
С.В. Бугряков, Л.П. Дружаева Араповская кадриль
Богатое и разнообразное танцевальное искусство всегда опиралось на высокие художественные народные традиции, передаваемые из поколения в поколение. Танцевальный фольклор – одно из интереснейших явлений народной культуры Нижегородской области. Он имеет свои особенности, неповторимую манеру исполнения, костюмы, характерные только для этого региона черты. Среди множества нижегородских танцев сохранились до наших дней и продолжают развиваться хороводы, кадрили, игровые танцы, веселые переплясы. Многие из них привлекают своей оригинальностью, композиционным построением, самобытным характером, манерой исполнения. Особой популярностью у детей в процессе обучения народному танцу пользуется «Нижегородские проходки», которые поставлены на основе Араповской кадрили.
С.А. Николаева Освоение музыкального фольклора детьми посредством игры
Фольклорные игры выделяются гармоничным соединением практической педагогики, искусства и физической культуры. Их нельзя заменить ни телевидением, ни радио, и, конечно же, не компьютером, который находится на вершине развития современного оборудования.Традиционные игры типа «У медведя на бору», «Зайка», «У дяди Трифона» и другие не содержат особых трудностей для восприятия и усвоения и являются толчком для постижения более сложного материала песенно-танцевальной культуры. Сама игровая форма, как никакая другая, способствует успешному усвоению фольклора. Поэтому традиционные народные игры можно сравнить с начальной азбукой, в которой дети знакомятся с фольклором как самобытной художественно-образной системой. И с полным основанием можно сказать, что детская песня рождается в играх
Внеклассное занятие
Н.Д. Дергаусова, Е.В. Козлова Тренинг безопасного поведения
Готовясь к данному занятию, авторы ставили следующие задачи: помочь подросткам осознать, что риск возникновения зависимости от наркотиков реален для любого человека, однако благодаря правильному поведению каждый человек в состоянии защитить себя от наркотиков; содействовать правильному поведению в ситуации, когда кто-то из окружающих предлагает закурить, попробовать алкогольный напиток, наркотик.
Е.А. Денисова Развитие музыкальных способностей средствами продуктивно-творческой деятельности
Особенности продуктивно-творческой деятельности наиболее ярко продемонстрированы при проведении конкурса технического мастерства «Музыкальный вернисаж». Данный конкурс был проведён учащимися класса «Фортепиано» 7-14 лет и их родителями «Детской музыкальной школы им. В.В.Андреева» г. Нефтеюганска Ханты-Мансийского АО. Основной идеей конкурса является: привлечение родителей к новой для них роли - активного участника и члена жюри, оценивающего качество исполнения музыкального произведения.
Ж.Е. Гущина Экологический калейдоскоп
Что понимается под окружающей средой? Какую лепту может внести каждый из нас для сохранения среды обитания? Этому и посвящена игровая программа «Экологический калейдоскоп».
Сценарии, игры
Г.А. Ширшова Новогодний бал
Действующими лицами новогоднего бала стали: Царь, Кот Базилио, Старушка, Мальвина, Царица-Зима, Снежная Королева, Зорро, Почтальон Печкин, Снегурочка, Дед Мороз, Белоснежка и семь гномов.
О.В. Саковец Африканский отпуск Деда Мороза
Оригинальностью представленного новогоднего сценария является то, что зимний праздник проходит на африканском континенте.
dop-obrazovanie.com


